Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Сергеев Б. Подводный танк Печать

Подводное обозрение № 5/2002

В конце лета 2002 года в Санкт-Петербурге произошло столкновение су­хогруза «Каунас» с опорой Литейного моста, вследствие чего движение судов по Неве было закрыто на неделю. Дан­ный факт и позволил команде «Открытое море» провести исследование фарватера Невы в районе «Невского пятачка». Целью экспедиции было обнаружение затопленной бронетехники.Вначале были бревна. Итак, вооружившись мощ­ными фонарями, мы (Андрей Мамаев, Алексей Архипов, Павел Панфутов и я) с предосторожно­стями, учитывая сильное течение и плохую видимость (около мет­ра), произвели пробные погру­жения. Первые впечатления бы­ли разочаровывающими: берего­вой склон оказался сильно замыт песком, и даже крупные предме­ты нашего времени типа выбро­шенных тракторных покрышек или треснувшей «Пеллы» можно было едва разглядеть. Такая кар­тина была метров до 5-6, далее начинался слой сплошного зава­ла больших бревен (в 60-е годы по Неве сплавляли лес). На 9 ме­трах была уже кромешная те­мень. Бревна, обильно обмотан­ные старыми веревками, леской, проволокой, были навалены в несколько слоев, «живые» бревна приходили в движение от легко­го касания и, с гулким звуком пропрыгав по «собратьям», уно­сились течением в глубину. Па­мятуя, что под водой вес предме­та уменьшается, а масса остается прежней, приходилось передви­гаться крайне осторожно. Лишь на глубине 12-14 метров, отойдя от берега на треть ширины реки, можно было увидеть плотное выравнивающееся дно, сравни­тельно чистое, на котором из-за сильного течения не удержива­ются ил, бревна и... водолазы.       Первыми трофеями были лишь несколько противогазных жестянок,  которых, впрочем, и на берегу валялось предостаточ­но. Решено было в дальнейших спусках использовать только мокрые костюмы, обладающие меньшей парусностью на тече­нии и в которых лучше можно почувствовать касание бревен, веревок. Кроме этого, необходи­мо было вооружиться ножами, закрепленными на веревках, так как если вдруг, освобождаясь от зацепа, уронишь нож в завал, вряд ли его уже достанешь. Вспомнили мы и опыт «отцов» (натягивавших стальной трос с берега на берег и, перебирая его руками, с «Украиной» на спине проводивших поиски), однако отвергли такой способ как не­продуктивный.

Эврика. На следующий день, забив баллоны «потуже» и подзарядив свет, мы продолжили поиски. Почти сразу на глубине 10 мет­ров, двигаясь вниз по течению, мы с Андреем наткнулись на не­что большое и железное. Луч фо­наря уперся в ржавую броню. Осторожно передвигаясь, начали осмотр. Сперва показалось, САУ — смутил открытый бортовой инструментальный ящик, крыш­ка которого, откинутая к башне, придавала последней вид непо­воротной конструкции. Спереди увидел ствол пушки, пулемет, приоткрытый смотровой люк водителя. Вспомнил притчу о слепых, трогавших слона.... и перешел на верх башни, где тече­ние сразу заставило цепляться за броню, но меня интересовал ба­шенный люк. Он был приоткрыт на ширину ладони! Не особенно надеясь на то, что удастся его поднять, все же уперся как следу­ет и потянул крышку на себя. С трудом она поддалась и медлен­но пошла вверх, из люка пошла густая муть. Воображение рисо­вало нутро танка, возможно, с останками экипажа, однако муть бытро унесло течением и в про­еме люка я увидел лишь песок вперемешку с камнями, запол­нивший все пространство. Тече­ние плавно положило крышку на прежнее место. Видимо, танк стоял много лет с открытой баш­ней, и осадки постепенно запол­няли его, пока коррозия не исто­чила стопор люка. Столкнув с брони несколько крупных валу­нов, которыми ладожски лед на­градил машину, и спихнув пару бревен, мы поспешили сооб­щить о находке товарищам. Под­нявшись, сделали засечку по бе­реговым ориентирам. Вместе приняли решение произвести видеосъемку находки и более де­тальное обследование.

Позвонили Андрею Гераси­менко, опытному дайверу и опе­ратору, который, будучи челове­ком весьма обстоятельным, на подъем, если дело касается инте­ресной нырялки, скор. Пока жда­ли его прибытия, руководитель отряда «Мга» дозвонился до зна­комых журналистов с ТВ, при­гласил осветить событие.  Поразила оперативность НТВ и Ин-форм-ТВ, примчавшихся прак­тически одновременно с Андре­ем и проявивших к событию жи­вейший интерес — на следую­щий день были готовы грамотные репортажи.

Вечером под объективами ви­деокамер мы заходили в Неву. Теперь с мощным светом от ви­деокамеры Андрея мы детально, не спеша, осмотрели и засняли находку. Отснятый видеоматери­ал получился хорошего качества. В этот раз удалось четко опреде­лить модель машины — тяже­лый танк KB, в хорошем состоя­нии. Броня, казавшаяся ржавой, была покрыта наростами, под которыми металл оказался прак­тически не поврежденным. На моторном отделении нашли раз­рушившиеся ящики со снаряда­ми, в инструментальном ящике, кроме закрепленной на крышке пилы, лежали ботинки, котелки, масленка и прочие мелкие пред­меты. Танк стоял пушкой на ле­вый берег, правая сторона и пе­редок были подзамыты песком. Пока Андрей занимался съемкой орудия, я опустился к опорным каткам. Большое удивление вы­звало то, что просвет под дни­щем оказался чист, в нем обосно­вался здоровенный сом — для наших северных вод рыба ред­кая. (Позднее он был успешно добыт и запечатлен на пленку.)

Метрах в десяти от танка на­шелся и понтон, на котором пе­ревозили танк. Четыре огромные открытые железные лодки с на­варенными поверх бортов рель­сами соединены в катамаран. Но­сы их уходят глубоко под берег, в корму можно даже забраться. Много бревен.

...Теперь, опираясь на мно­жество установленных фактов, можно примерно восстановить ход событий, связанных с гибе­лью танка. Он был погружен на понтон в октябрьскую ночь на переправе, где пологий берег по­зволял выводить на причал воен­ную технику. Под непрерывным артогнем танк успел пройти большую часть пути, когда раз­рывом снаряда смело в ледяную воду понтонеров. Пробитый, то­нущий понтон с расстреливае­мой в упор машиной оторвало от троса и понесло вниз по реке Многотонная махина соскольз­нула с тонущего понтона уже в воде. А вот успел ли выбраться водитель... Поскольку танк оказался до­вольно редким (выпущено чуть более 4 тыс. шт.), мы призаду­мались о его подъеме, который технически вполне осуществим, хотя при всех вариантах явля­ется весьма дорогостоящим. В связи с резким ухудшением пого­ды и видимости в Неве команда «Открытого моря» временно свернула работы на «Невском пятачке» до сезона 2003 года и планирует в течение зимы ре­шить вопросы, связанные с по­дъемом КВ. Может быть, танк, отплывший на боевое задание с правого берега, через 52 года за­вершит переправу и подойдет к левому теперь уже мирному бе­регу Невы, чтобы занять свое место на постаменте славы.

p.s. 1. При соответствующем рельефе дна и берега можно вытащить танк на берег тягачами, предва­рительно сделав подмыв со стороны берега гидро­монитором.

Если заиленность или занесенность танка пес­ком велика, можно приподнять одну сторону танка, притопив специальный понтон, а потом откачав воду. Для этого необходимы: два трактора-тягача, 200 м троса, полиспасты, гидромонитор, катер, понтон, бригады такелажников и водолазная груп­па. Время работы — 8—10 суток (при допустимых погодных условиях и при подходящем рельефе бе­реговых линий).  Это наиболее дешевый  способ. Ориентировочная стоимость — $15 000. Однако в данном случае этот способ подъема танка из-под воды нереален из-за береговой линии Невы.

2. Поднять этот танк можно только при помощи плавкрана. Для этого требуются: плавкран г/п 100 тонн, два буксира, сопровождающие плавкран, во­долазный катер с командой водолазов, гидромо­нитор. Это более дорогой, но более надежный спо­соб. Ориентировочная стоимость подъема — $25 000

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов