Комсомольская правда.
Сенсационными находками завершила работу экспедиция в ушедшей под воду части древней Ольвии. Ольвию пожирает пучина. Романтика началась в одиннадцать вечера – позвонили из Ольвии:
- «Комсомолка»! Час на сборы! Выезжаете к нам в полночь!
С рассветом домчались микроавтобусом из Днепропетровска до села Парутино (это в 30 километрах от Николаева). Здесь, облаченные в акваланги, археологи ныряли в теплые воды Южнобугского лимана c 16 августа по 1 сентября. Когда-то Ольвия, или точнее Ольбия (то есть «счастливая») была самой северной колонией Древней Греции. Теперь руины – это крупнейший в нашей стране археологический памятник античной эпохи. Ученые открыли его больше 200 лет назад, а первые систематические раскопки начались здесь еще в начале XX века. В 2001 году археологическому заповеднику «Ольвия» Президент Украины присвоилстатус национального.
Каждое лето на ольвийских холмах роется до двух тысяч археологов и волонтеров со всего мира. А в 1977 году известный украинский ученый Сергей Крыжицкий совершил подводную разведку вдоль берега лимана. Тогда он наткнулся на так называемые «амфорные поля» – предположительно портовые склады амфор III-IV вв. н.э. Однако с тех пор и до нынешней экспедиции то была единственная попытка научно исследовать затонувшую часть города. Потом средств на изучение «украинской Атлантиды» (как окрестили подводный кусок Ольвии журналисты) в СССР уже не выделяли…
В этих подводных исследованиях были задействованы ведущие гидроархеологи Украины, на счету которых множество ценных находок (последняя – это затонувшая бригантина XVIII века, найденная возле острова Хортица – «КП» писала обэтом в № от 9 ноября 2004 года). Раскопки проводились в рамках ежегодной Ольвийской экспедиции Институтом подводной археологии НАН Украины. В группе 15 человек. Кстати, приезжал сюда консультантом и сам Сергей Крыжицкий. Ученому уже 75 лет, и это был его 49-й сезон работы в Ольвии!
- Некоторые исследователи считают, что под водой оказалось до 2/3 этого древнего города, — говорит вдохновитель экспедиции Александр Ластенко. – Поэтому в наши задачи входит не столько поиск артефактов, как прояснение тайны – действительно ли это так?
Однако свои тайны украинская Атлантида раскрывает неохотно. Ученым приходилось работать при очень плохой видимости – в лучшем случае 30 см, а то и всего 10-20. Единая радость, что вода была теплой, до 26 градусов.
- Словно в жидкой каше плаваешь! – смеется археолог-подводник Валерий Нефедов. – Даже своей вытянутой руки не видно.
Однако это не особо расстраивало ныряльщиков, так как на этот раз в их распоряжении были другие, гораздо более эффективные «глаза». Нынешняя экспедиция впервые в Украине (да и во всем мире) применила в подводных археологических раскопках профилограф. Раньше этот аппарат использовали лишь при прокладке в пучине трубопроводов или телефонного кабеля. Он фиксирует в донном иле твердые предметы до 15 метров в глубину. Благодаря профилографу все найденные под водой сооружения ученые смогли «привязать» к точным географическим координатам, по которым и будет составлена (впервые!) точная карта всей Ольвии.
Кстати, до такого ноу-хау – совмещения археологии и гидролокации – додумался Александр Ластенко. Что и не удивительно: диплом историка он получил уже после 40 лет. А первая и основная его профессия – инженер. Сегодня во всем СНГ есть всего два профилографа: один в Москве, другой в Санкт-Петербурге, в институте «Гидроприбор». В Ольвии работал аппарат, арендованный у питерцев. Интересно, что к началу экспедиции чудо-техника едва не опоздала. На обеих границах – российской и украинской – к ней придиралась таможня. И, видать, неспроста.
-Про цену профилографа писать нельзя! Если кто надумает – засужу! –вполне серьезно предупредил журналистов инженер-электронщик из Питера Александр Булыгин. И уж совсем грозно добавил: — Это военная тайна! Однако «Комсомолка» все-таки выяснила, сколько стоит чудо-прибор – порядочно, сопоставимо с «Мерседесом» трехлетней давности.
За две недели экспедиция успела обследовать около 10 гектаров ольвийского дна. Это очень много: при работе по старинке на изучение той же площади ушло бы до 100 лет! Рекордным оказалось не только количество, но и качество поисков. Чем не сенсация: впервые в подводных исследованиях Ольвии были обнаружены человеческие останки.
Вначале экспедиция нашла челюсть. Обращали на себя внимание ее зубы – никаких следов кариеса! А потом водолазы выловили череп.
- Маленький-то какой! – удивлялся автор сенсации Павел Данилюк, едва сняв водолазную маску. – Не иначе как детский. Или женский…
Рядом с черепом водолазы обнаружили оселок для заточки холодного оружия, а так же осколки скифской керамики. Сопоставив весь этот «улов», ученые ошеломили корреспондентов «КП»:
- С большой долей уверенности можно говорить о том, что это череп легендарной амазонки.
Кроме людских останков археологи нашли на дне еще и черепушку взрослой собаки. Сохранилась она на удивленье: клыки белые, как будто этот песеще вчера крутился под ногами… Попались и костяшки крупного рогатого скота.
Ну а уж керамики тут было хоть пруд пруди.
-Представляете, на донце одной из амфор было полно… икры! – смеется сотрудник Николаевского госуниверситета Александр Смирнов.
– Оказывается, бычок облюбовал посудину для своего «детского сада»!Кстати, бычков в лимане полно – вода-то ведь слегка соленая. Даже крабы здесь есть.
Все найденные в Ольвии амфоры – стандартные, по 12 или 18 литров. В них из Греции на галерах привозили вино и оливковое масло. На них есть клейма, по которым ученые теперь определяют их «made in…» — Синоп, Гераклея, Милет, Родос. Попадаются экземпляры даже из Италии!
Кстати, одно время в древней Ольвии пытались делать собственную посуду. Но процесс не пошел – качество местной глины было не в дугу…
Кроме керамики экспедиция нашла под водой две бронзовые монеты. Одна –здоровенная, 5 см в диаметре. Это ольвийский асс – первая половина IVвека до нашей эры. На его аверсе герб Ольвии – орел на дельфине. С другой стороны – головка богини, предположительно Деметры. Вторая денежка поменьше. Причем, это даже лишь ее половинка. Историки говорят, в старину так расплачивались, если не было мелочи – зубилом ее, родную…
А вот знаменитых ольвийских «дельфинчиков» (оригинальных бронзовых монеток в форме этого животного) аквалангисты так и не нашли. И не только их. Ученые вообще удивлены: почему им попалось так мало металлических артефактов. Вон, ведь парутинцы вспоминают, как в прошлые годы «черные археологи» приходили на берег и обыкновенными тазиками намывали здесь такое множество металлических раритетов! И монет, и прочих железяк. А тут – ничего!
- Но не могли же они вымыть абсолютно все! – уверены археологи. – Вероятно, есть в истории Ольвии какие-то нюансы, которые нам еще предстоит исследовать. То есть большая работа еще только впереди. На черном рынке продают только хорошо сохранившуюся древнегреческую керамику – цены от 100$. А вот обломки сосудов представляют интерес только для науки.
СПРАВКА «КП»: Ольвию основали выходцы из Милета (это Ионийская Греция – нынешняя территория Турции). Городсуществовал с VI века до и по IV век нашей эры. Нынешняя Ольвия – это 270 гектаров заповедной территории. Уникальность Ольвии в том, что постройки архаического периода здесь представлены даже ярче, чем в Афинах. В период своего расцвета Ольвия была самым большим городом греческого Причерноморья. Она занимала территорию в 55 гектаров, население – до 20 тысяч человек. Сегодня, по мнению специалистов, качественно исследована только 1/80 часть города. Сельская округа Ольвии – хора – являлась житницей Эллады. Вокруг города уженашли около 180 «деревенек», отсылавших через ольвийский порт в свою далекую родину зерно, осетрину, скот, кожи, мед, воск, шерсть, а так же рабов.
Ольвию хорошо знали в античном мире, она входила в состав Афинского морского союза. Кстати, в 331 году до нашей эры город выдержал осаду одного из полководцев Александра Македонского –Зопириона. Материалы раскопок Ольвии можно увидеть в санкт-петербургском Эрмитаже, музеях Украины, России, Западной Европы и Америки.
Украина – родина первого в мире памятника феминисткам? Племя легендарных воинственных женщин амазонками называли только древние греки. На самом же деле это были сарматские и протосарматские племена, которые пришли в Причерноморье в III веке до нашей эры с Востока. Ихмужчины имели право брать в руки оружие только для охоты. Воевать же почему-то было прерогативой исключительно женщин. В 11 лет девочкам выжигали правую грудь, чтобы с возрастом им было удобнее стрелять излука. А уж стреляли они отменно –могли попасть даже в летящего воробья! Кстати, в центре Ольвии до наших времен сохранилась стела. С одной ее стороны был высечен грек, а с другой скиф. Однако изображение серьезно пострадало от времени – фигуры еле видны. И кое-кто в ученом мире теперь утверждает, что на самом деле на стеле не скиф, а именно амазонка.
Кстати, у косы Тендра (это возле Очакова) была найдена мраморная плита, на которой был высечен один из ольвийских декретов. В переводе на современный язык, это «закон о валютном регулировании». Согласно тексту, приезжавшие в Ольвию купцы должны были в обязательном порядке обменивать свои золотые или серебряные деньги на местные бронзовые. Все расчеты в Ольвии можно было производить только в «национальной валюте». Но самое интересное, что здесь не было никакого обратного обмена! То есть остаток ольвийской бронзы ни один приезжий торговец не мог поменять назад на свое золото.
КОМПЕТЕНТНО Валентина КРАПИВИНА, начальник Ольвийской экспедиции Института археологии НАН Украины:
-Предположительно, под водой находится 20-22 гектара территории Ольвии. Это примерно 40% площади древнего города. Буквально за несколько дней работы нынешней экспедиции появились результаты, для нас, ученых, совершенно неожиданные. Во-первых, найдено большое количество керамики, датируемой V – первой половиной IV века до нашей эры. Наличие такого материала дает историкам новую дату застройки ушедшей под воду части города. До сих пор считалось, что эти, нижние кварталы Ольвии, застраивалась только в эллинистические времена (не ранее конца IV – III века до нашей эры). Во-вторых, метрах в 150 от берега благодаря профилографу был обнаружен интересный трапециевидный объект из камней, примерно 20 на 40 метров. Мы пока не знаем, что это. Возможно, оборонительная башня, которой фланкировали вход в ольвийскую гавань. Точнее можно будет сказать только после следующей экспедиции. Тем не менее, уже ясно, что город застраивался каменными домами и имел гавань уже в V веке до нашей эры. То есть с помощью этих находок мы на полтора столетия «удлинили» историю Ольвии
|