Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Фрэгхиери Кристина. Рэк у берегов Прованска. Печать

                                                                                Журнал «Нептун-21 век» № 6/2006

     "Рубис" - это минный заградитель времен Второй мировой войны. Он покоится на ров­ном киле с небольшим креном на песчаном морском дне в водах Кап-Камарата (Прованс) на глубине сорока метров. Прекрасная види­мость и доступная для многих ныряльщиков глубина предоставляют отличную возмож­ность прикоснуться к прошлому подводной истории. Поэтому дайверы, предпочитающие рэки, считают погружение на «Рубис» одним из самых увлекательных приключений на французском берегу.

        Мечта каждого ныряльщика — открыть среди стальных листов какую-нибудь загадочную тайну и преодолеть невидимую грань, которая отделяет реальность от фантазии. Сегодня исследование «Рубиса» начинается с боевой рубки. С годами море и его обитатели завладели остовом судна. Части обшивки уже нет, но проржавевший каркас еще возвышается над главной палубой. Сквозь воду просачиваются солнечные лучи, в их свете неясные очертания корпуса субмарины приобретают некий романтический флер. Я проскальзываю в башню, которая все еще находится в пре­красном состоянии, как будто с момента затопления прошло всего несколько месяцев. Сквозь пузыри своего регулятора вижу нос подводной лодки. Кажется забавным, что дайверы, двигающиеся над палубой в поисках подходящего места, так похожи на рыб. Я покидаю свое место наблюдения и плыву в направлении носа. Ощущается легкое течение. Мое внимание привлекает открытый люк на палубе. Приблизившись, просо­вываю голову, глаза следуют за лучом фонаря.

       В полутьме вижу, что с лодки сняты навигационные прибо­ры. Желание попасть внутрь будоражит, но проникновение в остов не входит, к сожалению, в план погружения. Сле­дую дальше вдоль палубы. Невдалеке от носа мое внимание привлекают яркие наросты, образовавшиеся на гигантских звеньях якорной цепи. Сквозь прозрачную воду видны совершенные очертания носовой части — кажется, будто она подвешена в толще воды. Увидев поблизости своего приятеля, направляюсь к нему, он фотографирует субмарину. Вместе мы опускаемся на крупнозернистое песчаное дно около носа лодки в сопровождении стаи любопытных рыб Нос теперь над нами! Этот вид просто захваты наст дух.

     Окруженный водной бирюзой водорез носовой части подчер­кивает загадочную красоту подводной лодки. Сильные течения нагнали и нагромоздили песок, образован дюны, которые со­здали проход под корпусом подлодки и приподняли ее над мор­ским дном. Поэтому коническая и по-прежнему невредимая носовая часть возвышается над морским дном, как будто субма­рина собирается уплывать. Обрывок буксирного троса свисает вниз, а гигантские звенья покрыты мельчайшими красными гидроидами, которые украшают его подобно цветущим веткам.

      Погрузившись в пучину, окруженный волнующей красотой моря ты начинаешь чувствовать себя очень «маленьким», ум и сердце переполняются необыкновенными эмоциями. Мы мед­ленно перемешаемся вдоль правого борта по направлению к корме. Вокруг нас лежат отгнившие от корпуса останки субма­рины. Якорные трубы теперь представляют надежное убежище для омаров, а борта целиком покрыты мельчайшими организ­мами. На почтительном расстоянии за нами следует стая круп­ных рыб, которая наблюдает за нами, словно терпеливо выжи­дая, чтобы вновь завладеть своей территорией после нашего вторжения. Мое внимание привлекает дыра в корпусе: оттуда на меня уставились два больших круглых глаза. Это - морской угорь. Я останавливаюсь и вытягиваю руку в надежде прикос­нуться к нему. Мой приятель висит в толще воды надо мной, выискивая удачный ракурс. Очень хочу привлечь его внимание, но меня останавливает опасение, что вдруг я спугну угря. За­таив дыхание, приближаюсь к дыре, дожидаясь того момента, когда морской угорь сделает первое движение. Не верю своим глазам. Оказывается, внутри находится и мурена. Оба они не­торопливо выплывают из своей «норы». На протяжении мгно­вения, которое кажется вечностью, мы смотрим друг на друга, а затем угорь медленно плывет к моей маске. В этот момент мне приходится уступить позыву и вдохнуть воздух, встревоженный угорь отплывает, а за ним следует и мурена, секунда— и оба они исчезают во мраке корпуса. Висевший выше приятель видит мое возбуждение, но поскольку он не был очевидцем события, спрашивает, все ли у меня в порядке. Отвечаю ему жестом, и мы плывем дальше. Корма представляет собой груду стальных листов, искореженных взрывом, в результате которого подвод­ная лодка и затонула. Роскошная белая морская звезда лежит среди звеньев большой цепи, и повсюду россыпи красных горгонарий покрывают останки погруженной в лесок кормы. Еще несколько кадров, и, к сожалению, наше время истекает, мы нехотя возвращаемся к боевой рубке, в которой закреплен наш ходовой конец.

       История «Рубиса». Спущенная на воду 30 сентября 1931 года в Тулоне французкая подводная лодка «Рубис» начала несение службы в апреле года как транспортер и минный заградитель. Относясь к классу «Сапфир», она весила 762 тонны, имела на вооружении пушку, два пулемета, торпедные аппараты и могла транспортировать до 32 мин. Рабочая глубина составляла 80 метров, в ходе Второй мировой войны подлодка «Рубис» осуществила многочисленные операции. В частности вдоль побережья Норвегии. Субмарина «укладывала» мины, находясь в погруженном состоянии: развертываемые мины падали на дно с прикрепленными к грузу специальным «прутом». Через несколько минут соль растворялась. После это мины поднимались на заданную глубину и взрывались при проходе над ними вражеских судов или при контакте с ними подводных лодок.

        В июне 1940 года, когда подлодка выполняла свою минно-заградительную задачу, между Францией и Германией было подписано перемирие. Французский флот должен был оставаться лояльным, по почти вся команда субмарины, за исключением одного офицера и нескольких матросов, решила продолжать воевать на стороне англичан. «Рубис» возобновил службу в качестве мино-заградителя. В конце войны команда была на­граждена орденом «Крест за освобождение», в начале послевоенного периода, когда подводное плаванье с аквалангом только зарождалось, большая часть Средиземноморья оставалась неисследованной. Во Франции, компания, состоявшая из Кусто, Дюма и Тайе, которые стали основателями Группы подводных исследований, было поручено сфотографировать подводную лодку в действии. Эта захватывающая съемка вписала «Рубис» в книги по истории подводного плавания.

   «Рубис» был разоружен в марте 1946 года перед возвращени­ем в Тулон. Он был снят с активной военной службы в конце 40-х годов и использовался для подготовки молодых моряков-подводников. 31 января 1958 года он был отбуксирован в Кап-Камарат (Франция) и затоплен на глубине 40 метров взрывом 9-килограммового заряда в кормовой части. Субмарина погру­зилась под воду навсегда.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов