Журнал «Октопус» № 4/2003
«….которыя и обялись пламенем, и понесло оных на нас..., почему мы для избежания такой опасности отрубили от якоря канать... и в скором времени отошли от брандера в безопасности встали на глубине 16 саженъ», — лаконичная выдержка из рапорта 1790 года капитана русского фрегата. При прорыве шведского флота сквозь линию русских кораблей король Густав III поставил 66-ти пушечному линейному кораблю «Enigheten» задачу — пустить на строй российской эскадры брандер. Что и было сделано. Однако, по неизвестной нам причине, в последний момент буксир не был обрублен и оба корабля сцепились. Затем воспылавший линкор адским факелом навалился на находившийся находившийся рядом шведский 40-пушечный фрегат «Zemire». Спустя некоторое время, расцепившись, корабли, покорившиеся судьбе, поочередно взорвались и навсегда нашли покой в суровых водах Балтики. С 1996 года «Память Балтики» вела поиски этих парусников на месте канувшего в лету сражения, используя гидролокатор и буксируемый магнитометр. Трагически погибшие корабли обладают особенной археологической ценностью. Несмотря на пожары и взрывы, они в отличие от других судов перед гибелью не были обчищены призовыми (трофейными) командами. В частности, археологическую экспедицию особенно интересовал артиллерийский комплекс того времени. Вообще, история поиска и обнаружения линейного корабля «Enigheten» так же сложна, как и его гибель. Если другие затонувшие линкоры «Charlotta» и «Lovisa Ulrika» были более-менее привязаны к определенным местам (читай банкам}, что предопределило их относительно быстрое обнаружение, то «Enigheten», можно сказать, затонул в прямом смысле в МОРЕ. Даже ссылаясь на все исторические данные, площадь поиска была настолько большая, что только плюс-минус составлял не одну милю. Многочисленные отметки обоих поисковых приборов неоднократно проверялись аквалангистами. Отметка. Буй. Нырок….Пусто! Сколько же было истрачено времени и сил. Но неуловимый парусник не поддавался. В оправдание (и в утешение) нужно сказать, что видимость в этом районе самая отвратительная. Всего 1,5 метра, и то с мощным фонарем. Поэтому на грунте, на «тридцатнике», можно пройти в нескольких метрах от корабля и не заметить его. Таким образом, благодаря гидрологическим особенностям северо-восточной части Финского залива Нептун надежно скрывает свои тайны от посторонних глаз. Но в результате настойчивых многолетних поисков «Enigheten» все-таки был обнаружен. Причем дважды, двумя независимыми группами. Судьба предоставила мне уникальную возможность поучаствовать в обоих случаях. В первый раз это было похоже на сказку о «Летучем Голландце», о подводном «летучем призраке».Октябрь 1997 года. Весь октябрь искали «Аврору». Не ту конечно. По заданию археологов, группа выборских водолазов проводила поиск королевской яхты Густава III. По некоторым предположениям на ней два века назад, могли находиться архив, личные вещи короля, часть казны и т.д. Яхта затонула в ходе сражения на глубинах не более 14-15 метров, что давало небольшой шанс на обнаружение. Но «Аврору» не нашли. Наступил последний день поисков. На исходе было все: солярка, провизия, терпение. Погужения проводили точечным методом на вершине склона (15 м), уходящего на глубину за 30 метров. В этот день все перевернулось с ног на голову (почти «оверкиль»), и щедрая фортуна преподнесла подарок, о котором мы не могли и мечтать. Перекинувшийся ближе к вечеру с восточного на западный ветер развернул наш бот на глубину. А беспрепятственно разгоняющиеся с финской стороны волны протащили нас пару десятков метров. Все, пора уходить домой, в Выборг. Однако в этот момент якорь нашей «ВРД-ешки» за что-то зацепился. Скорее всего, в расщелине между больших камней, в изобилие встречающихся на банках. Что делать? Между тем волнение моря нарастало с каждой минутой. По моему наблюдению, в каждом водолазном коллективе есть аквалангист, которому под водой жутко везет. В нашей группе таковым являлся Сергей Панченко. Само провидение в этот день распорядилось таким образом, что остальные уже нанырялись, а Сергей даже к трапу не подходил. Недолго думая, запихали его в УГК со шлангом и со связью отправили быстро «слетать» по якорь-цепи. Через некоторое время в хрипящем динамике громкоговорящей связи послышался возглас «Якорь!». Конечно якорь, а что еще мы отдавали, когда становились. «Огромный! Становой! Деревянный шток не обхватить!» — восторженные крики из бездны не давали повода усомниться в искренности водолаза. Уникальная удача – своим якорем мы зацепились за древний. Вообще-то, это один шанс на миллион. Дальше- больше. Где якорь, там возможно, должен быть и сам корабль. Но какой? И где? Может «Аврора»? Не мешкая, поставили на якорь буй, и ушли на ночь в бухту. Утро, как говорится, вечера мудренее… На следующий день, ни свет ни заря, уже стояли над местом находки. Сергей Шатаев, наш главный и самый опытный водолаз, по-моему, спал в водолазном костюме и за штурвалом бота стоял в нем. Он непринужденно закидывает за плечи «ШАПку» и уходит под воду. Нескончаемой змеей резиновый шланг-сигнал ускользает за водолазом в свинцовые воды. Все как всегда обыденно, но сегодня мы с особой надеждой прислушиваемся к его репликам, издаваемым старым динамиком. Охота за подводным призраком началась. Август 2000 года.С 1 августа, по плану руководителя контр-адмирала К.А. Шопотова экспедиция «Память Балтики» вернулась к точкам, выданным магнитометром в 1996 году. Стали проводить повторный поиск по тем же местам. Мне довелось приехать на борт водолазного судна «Мичман Чайкин» лишь 4 августа рано утром. Высланная за мной к берегу шлюпка мерно поскрипывала в утреннем тумане веслами. Сидящие в ней Константин Антонович и Сергей Босов встретили нас радостным известием: «Нашли большой якорь». - Кто? - глупый с моей стороны вопрос- А как ты думаешь? Конечно, Димка Столбов- Глубина?- 29 метров.Нет, этот не тот. Там глубина была 19 метров на склоне», — надежда на повторение удачи умерла во мне, не приходя в сознание. Через пару часов уже были на месте. Так как я опоздавший, с меня причитается внеочередное (штрафное) погружение. Предчувствие удачного погружения в очередной раз не обмануло... Отрываюсь с последней ступеньки трапа и сразу включаю фонарь. Его мощный луч, освещая уходящий во мрак глубины спусковой конец, теперь будет моим единственным глазом. Пройдя 25 метров, ощущаю очень резкое понижение температуры. Придонный слой, значит, грунт близко. Наклонившийся шток огромного якоря появляется из темноты внезапно, наплыв на меня всей свой громадой. Медленно освещая его фонарем, осматриваю подводную находку. Красавец! Не тот! Но очень похожий. Рым большого диаметра. Кажется, вместе с баллонами можно в него пролезть. Веретено под углом уходит в заиленный грунт, скрывая тем самым мощные лапы якоря. Вокруг на грунте разбросаны деревянные предметы. Взвешенные частицы уменьшают и без того плохую видимость, но мне удается рассмотреть большой блок, лежащий рядом с внушительного размера шпангоутом. Все увиденное подталкивает к необходимости дальнейшего поиска. Повинуюсь интуиции и направляюсь строго на юг, по небольшому уменьшению глубины. Два кольцеобразных предмета, похожие на бочки, и несколько ядер не привлекли моего особого внимания. По ходу отмечаю — грунт изменился. Он стал представлять собой спрессованную гальку. Внезапно, совсем не ожидая этого, натыкаюсь на огромный шпангоут, наклонно выступающий из дна. Обшариваю фонарем и замечаю стоящие в один ряд, скрепленные бортовой обшивкой, другие шпангоуты, таинственно скрывающиеся за пеленой плохой видимости. Борт затонувшего парусника! Октябрь 1997 года.Давно заметил: водолазы-профи самые неразговорчивые люди, особенно под водой (естественно, при обеспечении связью). Из Сереги, когда он на грунте, слова не вытянешь, даже если на транспортном баллоне вентиль к шлангу перекрыть. Вот и сейчас, осмотрел якорь и пошел в сторону, при этом: «Да, нет, понял». Все. И только через некоторое время, в промежутке между этими скупыми словами, в шипящих пузырях выдыхаемого воздуха на поверхность выпрыгивает белый буек. Есть что-то стоящее! Подтягиваем водолаза к беседке на первую и единственную остановку. Я же хватаю баллон и плюхаюсь в воду по его требованию. Подныриваю — сквозь оранжевое стекло на меня смотрят глаза удачливого человека. Сергей бережно передает мне деревянную находку. Узнаю хорошо сохранившийся двойной блок с парусной оснастки. Немой вопрос — нашел корабль? В ответ кивок... Когда его вытащили из костюма, бывалый подводник стал эмоционально размахивать руками: «Сколько лет под водой, а такое вижу впервые... Иду от якоря в глубину и метров через 15 натыкаюсь на разрушенный борт деревянного судна. Переплываю, а передо мной, на засыпанном песком днище рядком лежат три небольшие старинные пушки. Глазам своим не поверил!». С забитым АВМ-5 опускаюсь по новому спусковому концу. Так как я без «пуповины» и мобильность у меня в избытке, постараюсь «оббегать» как можно большую площадь и предварительно определить, что за парусник. С замиранием сердца медленно приближаюсь к средневековому посланцу. Во мраке вечной бездны, сквозь пелену летящих взвешенных частиц, искореженный борт корабля всей своей мощью мгновенно и сразу заполняет видимое пространство. Трепетное чувство первооткрывателя немного сковывает мои движения. Взмах ластами, и, перелетев, плавно опускаюсь внутрь корабля. Пушки! Оплывшие ржавчиной, они все равно сохраняют свою историческую монументальность. Начинаю дальнейшее движение и сразу понимаю — передо мной — Его Величество ХАОС. Сохранившийся два века, он отчетливо передает картину, происходившую в момент гибели большого парусника. (В том, что это не яхта, а один из взорвавшихся кораблей, я уже почти не сомневался). До взрыва экипаж еще боролся за жизнь — свою и судна. Но после ... После, окончательно разрушенный парусник, с шипением горящего деревянного корпуса, быстро скрывался в суровых волнах Балтики. Невыносимые крики и стоны раненых и захлебывающихся моряков слились воедино с ревом гибнущего линкора. Нептун навечно принял их в свои владения. Оцепенение проходит, и в свете фонаря я наблюдаю всевозможные, измененные временем и водой корабельные предметы: вспученные ржавчиной железные конструкции, остатки бочек, части такелажа, яда, лежащие грудами. Через несколько метров подхожу к скоплению стволов пушек. Стволы более мелкого калибра придавлены двумя 24-фунтовыми монстрами. Вокруг них разбросаны ядра, много ядер разного калибра, витые канаты, сложенные в бухты, обгоревшие бимсы и шпангоуты. А чуть дальше от пушек, на фрагменте палубы, возлегает перевернутый лафет большой пушки, последним штрихом заполняя картину увиденного своей неподдельной стариной. Очень сложно передать словами все, что переживаю в эти минуты. Я словно нахожусь в другом измерении, а визуальное соприкосновение с предметами далекого прошлого во мраке глубины создает фантастическую реальность, которая к сожалению, исчезает при всплытии. Остов корабля внезапно окончился. В этом месте дно слегка понижается, образовывая своеобразную гигантскую впадину, заполненную заиленным грунтом. Она вобрала в себя огромное количество разнообразных предметов с корабля. Непонятного назначения пятиугольная «медяшка» привлекла мое внимание, но никак не хотела выходить из грунта. Оставляю ее в покое и сразу между двух бимсов замечаю черное кольцо, напоминающее края котелка, заполненного грунтом. Невероятными усилиями вытягиваю его из плена, при этом окруженный облаками взвеси по полголени ухожу в заиленное дно и…. Загубник чуть не выпадает изо рта. Я отказываюсь верить происходящему: в моих руках, подсвеченный снизу болтающимся фонарем, небольшой, но очень тяжелый корабельный колокол. Рында! Настоящая (Чуть не написал— живая!). Наполовину почему-то черная, как смоль, в остальном — грязно-ржаво-зеленая, бесценная находка стала лебединой песней моей подводной одиссеи… (То, что произошло дальше, я никому не рассказывал. Каюсь, моя самонадеянность, а может быть, чрезмерная жажда приключений привела к ошибке. Слишком уже все гладко у нас получалось. А так не бывает. В АВМ-5 нагородили сложный привод включения резерва. У старых аппаратов со временем его заедает. Совсем чуть-чуть. Перед погружением проверку-то я сделал, но кое-что не учел). ….Рында Рында своим весом тянет ко дну. Жилета у меня нет, одна аварийная «Fenzy» на плечах. К этому моменту основной запас воздуха и подошел к концу. Я пока не дергаюсь, резерв не включаю, все пытаюсь рассмотреть буквы какие-нибудь. Ну и дождался. Одной рукой драгоценную находку к себе прижал покрепче, а свободною назад за баллоны к «груше» протянул. В ледяной воде (конец октября на поверхности) в плотных перчатках задеревеневшие пальцы вдруг потеряли свою силу, и я с ужасом осознаю, что резерв мне не вытянуть. А с каждым новым вдохом все больше не хватает воздуха. Всеми легкими пытаюсь вытянуть живительный газ через сопло вентиля. Сам не понял, как руки расстегнули ремни и, скинув аппарат, с облегчением включаю клапан резерва на самом вентиле. Но при этом находку то я ВЫРОНИЛ. Весь резерв ушел на поиск в намученном пространстве на ощупь. Бесполезно. Вдобавок обеспечивающий своими сигналами меня сдвинул с места. Всплытие было не веселым…. Август 2000.Да это оказался он, призрак из глубины веков один из двух трагически взорвавшихся кораблей. Но какой? Фрегат или линкор? Три года назад мы не смогли ответить на этот вопрос. К сожалению, нам не оставили записку с двухвековым приветом. Даже обнаруженный фактически парусник оставался призраком в историческом плане. Но в этот раз мы должны открыть истину. Почти неделя ушла на осмотр, описание, фото- и видеосъемку. Нашли и первый якорь с противоположного борта. От корабля остался один скелет, да и то нижняя часть корпуса. Киль полностью находится в грунте, нос и корма полностью разрушены. Полуразрушенные борта средней части корпуса неравномерными зубьями торчат из грунта на 1,5-2 метра. Вокруг корабля в хаотичном беспорядке разбросаны дубовые балки набора. Самая интересная находка рядом с грудой пушек находится массивное, на железной станине осадное орудие- мортира. Примерно таких же размеров похожее орудие возлежит около памятника Петру I в Выборге. Перед руководством экспедиции встала дилемма: что попытаться поднять и доставить в музей Выборгский замок мортиру или 12-фунтовую пушку. По техническим соображениям выбор пал на небольшую пушку. Все-таки еще живы у нас в памяти мучения, связанные с подъемом 24-фунтовой громадины с «Шарлотты». Поднимать решили орудие, отдельно лежащее около борта, со стороны второго якоря. Но даже такая относительно несложная операция, как одеть строп на жерло орудия, в наших условиях оказалась на грани срыва… Октябрь 1997.Короткий октябрьский день катился к закату. Подготовленный к последнему погружению Шатаев на трапе крепко сжимает трос ручной лебедки. Решили вернуться домой с подарком для Выборгского замка. Попробуем поднять небольшую, одиночно лежащую у борта, пушку. Предштормовая погода заставляла всерьез торопиться. Однако полностью отданного троса на грунте не хватило…- «Еще. Всего один метр», — грозные команды водолаза из моря подгоняли нас. - «Все! Больше не идет». - «Травите нашу якорь-цепь!». - «Отдали полностью»…Старинное орудие осталось лежать во владениях Нептуна. К сожалению, у нас не было GPS, и когда снимали буй, у меня возникло ощущение очень нескорого свидания с этим объектом. Загадочный парусник не покорился и не открыл нам свои тайны. Судьба решила, что с нас хватит увиденного. Корабль-призрак мечтой прошел сквозь сознание и исчез, словно и не было его. 12 августа 2000 года.Наступившая суббота оказалась предпоследним днем экспедиции и ознаменовалась утренним собранием всех участников на юте водолазного судна. Наш руководитель произнес пламенную речь, закончив ее словами: «Поднимете пушку открою интересную и важную для всех тайну». Хорошо все на словах, а под водой за двести лет оплывшее ржавчиной орудие сцементировалось и намертво прикипело к спрессованному галечнику. Вскрыть такой панцирь и подкопать небольшой туннельчик можно только ломом. А попробуй помахать им на глубине в полной темноте. Около часа мы ждем выхода на поверхность Сергея Большакова. В шланговом варианте он пытается вскрыть грунт возле пушки. Наконец обеспечивающий подает голос: «Все, выходит. Смог выдолбить ямы с двух сторон". Молодец, Сергей. Хоть это сделал. После него по очереди на глубину с монтировкой уходят Сергей Босов, Владимир Русанов и Дмитрий Столбов. Кто как мог пробивал туннель. За тяжелой работой водолаз мгновенно опустошает баллоны, и дайверы не задерживались на корабле более 10 минут. Последним, едва ступив на трап, Димка передает мне монтировку: «Еще не пробит». Из ненырявших остался только я один. Ну конечно, за реально маячившую впереди неудачу, как «главному идеологу», по всей видимости, придется мне отвечать. Плавно и осторожно, чтобы не намутить, опускаюсь на место. Кладу рядом с дульным срезом металлический строп и пробую завершить нашу миссию. С огромным трудом инструмент пробивает себе дорогу. Мелкие камушки и песок тут же осыпаются, как только останавливаешься. Не успел оглянуться, как опустели баллоны. Остался резерв. Осознаю, что для меня наступает момент истины. Злость охватила меня. Второй раз потерпеть неудачу просто не имею права. Хватаю строп и что есть силы впихиваю его в туннель. И... О чудо! Огон выскакивает с другой стороны. От радости даже дышать перестал. Впрочем, внимательно осмотрев, понимаю — обошлось без чудес. Просто с обеих сторон водолазы долбили изначально под углом, поэтому монтировка и не проходила, а осыпающийся грунт создавал видимость монолита. Быстро делаю удавку и привязываю направляющий конец. Все, можно подавать мини-гак. Натужно подвывая, барабан нескончаемо долго наматывает стальной трос, словно показывает, насколько длинным и медленным был путь к разгадке подводной тайны затонувшего корабля. Наконец уже в сумерках ствол завис в воздухе, а мы все молча столпились на корме, разглядывая подводный трофей. Окончательно замерив пушку, К.А. Шопотов подтверждает калибр в 12 фунтов: «А теперь главное. По шведским архивным данным, 12-фунтовые орудия стояли только на линкоре. Это — «Энигхетен!». Спустя какие-то минуты пошел мелкий дождь. Засекаю время для дневника: 22 часа 30 минут 12 августа 2000 г. О «Курске» мы еще ничего не знали.
p.s. Я часто вспоминаю безумие прошедших дней. Конечно, что-то мы сделали не так. И только по прошествии времени все в большей степени начинаю осознавать реальную силу романтического духа тех неповторимых подводных приключений, которые только могут выпасть на дайверскую долю
|