Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Муаретти Ж.Л. “Nadia”- история крушения Печать

Журнал «Октопус» № 1/2002

 

      Четвертого марта 1970 года французское транспортное судно «Надия» последний раз покинуло порт, с грузом и четырьмя матросами на борту. Остальные семь членов экипажа должны были присоединиться к команде четь позже.

      «Надиа» был один из из восьми ко­раблей этой серии, построенных в 1965-1970-х годах. Корабли этой серии долгие годы успешно плавали по всем морям и безотказно служили лю­дям. Однако «NADIA» была предначертана необычная печальная судьба, о которой тог­да еще никто не подозревал. И события этого трагического дня до сих пор остаются неясными и пугающими для многих.Типовые характеристики: -         длина корабля 28,42 метра

-         ширина- 6, 82 метра

-         водоизмещение 167, 28 баррелей

-         мощность двигателя 600 л/с

-         скорость 11 узлов

-         запас хода 15 дней

Это был обычный рядовой день. Ветер дул со скоростью 30-35 узлов. Море немного штормило. Ничто не предвещало несчастья. Все члены команды были на своих рабочих местах, когда события неожиданно стали разворачиваться с ужасающей быстротой. Судно приняло на себя необычно сильный удар морской волны, резко накренилось на борт и не вернулось в нормальное положение. Трое мо­ряков выскочили на палубу, поняли грозящую им опасность и бросились на корму к спаса­тельной шлюпке. Но шлюпка оторвалась и уп­лыла прочь. Члены команды бросились в море и вплавь погнались за шлюпкой. Лежащий на борту корабль, видимо зачерпнул еще воды, перевернулся и начал тонуть. Четвертый член команды, второй механик, не успел покинуть судно и погиб вместе с ним. Киль судна в течении еще двух часов торчал из воды. Оставшиеся в живых члены экипажа все это время были рядом и надеялись только на чудо. Через 10 часов 30 минут их сигнальную ракету заме­тили с патрульного судна французского ВМФ. Когда спасатели прибыли к месту крушения, они еще увидели торчащий из воды нос судна, Первой их мыслью было, что все члены экипа­жа погибли. Но вскоре в трёх милях от места крушения они увидели ещё одну сигнальную ракету и подобрали шлюпку с оставшимися живыми членами экипажа, которые и расска­зали им о трагическом происшествии.      До сих пор никто не может понять, что про­изошло. Причина гибели «NADIA» остается тайной и до сих пор. Все остальные корабли этой же серии имели хорошую репутацию и успешно отплавали весь отпущенный им срок.    Погружение и обследование “Nadia”.Прошло двадцать пять лет. И вот двадцать восьмого августа 1995 года мы уже во­семь часов прочесываем этот район нашим сонаром и GPS в поисках затонувшего тра­улера «NADIA». Многие говорили об этом затонувшем корабле, но никто еще не ны­рял на него. Даже океанографическая служ­ба французских ВМФ не знала точное рас­положение этого затонувшего объекта. Но верные слуги Посейдона: Брюно Гаую и Ми­шель Робин — специалисты по затонувшим судам на юге Франции, направили нас по верному следу. Они указали нам примерное местоположение затонувшего корабля, и это позволило сократить время наших поисков. В пять часов мы наконец увидели так долго ожидаемый нами сигнал на сонаре. Стало понятно, что внизу, под нами, корпус корабля. Было видно, что лежащее на боку судно находится на глубине 47 метров. Наш сонар позволил нам даже разглядеть якорь корабля.     Дрожа от нетерпения, мы начинаем готовиться к погружению. Не так часто нам при­ходилось нырять на еще никем не тронутое затонувшее судно. Погода меняется, на мо­ре начиналось волнение. Нам нужно было торопиться. Погружаемся в грязную каштанового цвета воду с температурой 19 градусов. Видимость очень плохая, не больше пятидеся­ти сантиметров. Ощущение такое, что мы спускаемся в Ад. Мы проходим сквозь тер­моклин, и на глубине двадцать метров тем­пература воды становится десять градусов. Бр-р-р-р...!!! Очень холодно. Ощущение та­кое, что мы ложимся на грунт. Мы очень удивлены этим, но минутой позже догады­ваемся, что это не дно моря, а всего лишь борт судна.       Всему причиной плохая видимость.  Почти на ощупь движемся вдоль кормы в на­правлении носовой части. В такой мутной воде очень трудно оценить размеры и фор­му корабля. Пытаемся разыскать регистра­ционный номер корабля. Видимость — на расстояние вытянутой руки. Неожиданно натыкаемся на какую-то надпись на корпусе корабля, но полностью прочитать ее не можем. Компьютер сообщает, что пришло время всплывать.      Удачная попытка.Ныряем повторно на следующий день. Хочется верить, что видимость воды будет лучше. Но наши надежды не оправдываются. Видимость такая же плохая. Вдоль якорного каната спускаемся на глубину сорок метров и продолжаем обследовать судно. Я плыву на расстоянии вытянутой руки от корпуса судна. Вторую руку выставляю вперёд, защищая лицо и маску от возможного столкно­вения с конструкциями корабля. Холодная вода и плохая видимость сильно действуют на психику. Мы практически ничего не видим в этом коричневом грязном месиве. Контуры судна невозможно рассмотреть. Плывём вдоль капитанской рубки. Один из иллюминаторов разбит. Наше первое впечатление, что это не «NADIA», что это не то судно, которое мы искали. Воздух на глуби­не расходуется очень быстро. Время погру­жения подходит к концу, и мы с облегчени­ем начинаем подъем на поверхность.    После обеда делаем еще одно погружение. Не понятно, что изменилось в природе, но прозрачность воды после обеда почему то значительно улучшилась. Мы, наконец можем более детально рассмотреть и изучить затонувший корабль. Теперь, наконец, понимаем, что это действительно «наш» транспорт, я фотографирую регистрационный номер судна: L 5366. На этом корабле во время крушения погиб 29-летний моряк. По просьбе семьи мы фиксируем точные координаты судна и заполняем регистрационную форму о точном географическом местоположении корабля. На этом наше первое обследование заканчивается.     Возвращение.

Год спустя Мишель и я вновь возвращаемся для повторного погружения на “Nadia”. Удача сопутствует нам: видимость 6-7 метров. Мы видим, что затонувшее судно прекрасно сохранилось и что оно лежит на правом боку. Заранее ознакомились с конструкцией судна по архивным материалам, и поэтому уже целенаправленно начинаем обследование с носовой части. Парим над палубой корабля, видим хорошо сохранившиеся деревянные конструкции, и оба якоря.  Замечаем открытые люки и через них проникаем в капитанскую рубку. Внимательно изучаем все внутри. Плывём вдоль кормы и осматриваем винты судна. Неакку­ратное движение ласт поднимает ил. Види­мость падает, поэтому поднимаемся чуть выше. Мы находимся на сорока девяти мет­рах уже двадцать минут. Пора всплывать. Нам предстоит еще небольшая декомпрессионная остановка с использованием чистого кислорода.     При хорошей видимости погружение на «NADIA» — это истинное удовольствие. Мы закончили свои исследовательские погружения и прощаемся с «NADIA». Отдаём дань уважения морякам, которые боролись за спасение этого корабля и погибли здесь. A «NADIA» остается вечно лежать на мор­ском дне как памятник превратностям судь­бы и опасностям морских путей. Корабль, как одна из тайн Посейдона, история гибе­ли которого так и осталась нераскрытой.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов