Его фамилия мало знакома специалистам водолазного дела. Еще совсем недавно Владимир Петрович Трошин возглавлял очень закрытое КБ, которое с 1958 года создавало специальные технические средства для водолазов. А ныне - он пенсионер, пишет книгу.
Работа главного конструктора индивидуальных средств движения для подводных пловцов, которую выполнял Владимир Петрович, всегда была тщательно скрыта от посторонних глаз. Лишь изредка в объектив корреспондента попадало то или иное «изделие» этого КБ. А ведь в нем за десятилетия были созданы и поставлены на вооружение десятки моделей нагрудных, заспинных и многоместных носителей водолазов. Так, уже в 1959 году, коллеги Трошина пустили в эксплуатацию одноместный аппарат «Протей» и двухместный «Сирена». Одной из последних работ Владимира Петровича стал носитель водолаза для нужд ученых и любителей «Сом». О других разработках конструктора Трошина мы вскоре узнаем из его книги «От водолаза к ихтионавту», которая сейчас готовится к печати. Сокращенный вариант одной из глав мы приводим ниже.
Шестидесятые и начало семидесятых годов XX века прошли под лозунгом многонационального штурма Мирового океана и широкомасштабных планов его завоевания и колонизации. Большие надежды на это возросли, как только был изобретен акваланг. Рискуя навлечь на себя праведный гнев многих, я все же должен сказать, что создание акваланга было последним широким шагом, значительно увеличившим круг людей, которым стал доступен подводный мир. В те годы многие страны охватила лихорадка создания подводных домов для «мирных колонистов». Почти в двух десятках стран прошел бум сооружения подводных укрытий. В 1962-69х гг проходили испытания 24 подводных сооружений. Они вмещали от одного до тридцати человек. Это были и простейшие, поставленные на якоря подводные палатки, которые наполнили воздухом («Спрут» в СССР), и донные жилища-лаборатории, представляющие собой целые поселки («Кроншельф» во Франции, «Силаб» в США). Появились даже рекомендации построить дом на 150 человек. Благодатная тема широко освещалась прессой. Были затрачены громадные средства, но, в конце концов, пришло отрезвление и настало время ответить на вопрос: «Что они там (в домах, под водой, - В.Т.) будут делать?". Этот вопрос был задан в Конгрессе Соединенных Штатов.
Безусловно, научные результаты, полученные создателями подводных жилищ, очень важны. Но, к сожалению, тогда их время еще не пришло. Сооружения пошли на металлолом. Результаты осели в научных отчетах и к тому времени, когда они, вероятно, потребуются вновь - уже будут в основном утеряны, а их авторы канут в неизвестности. Но время это придет. Должно прийти!
Однако прошло почти сорок лет, и Жан-Мишель Кусто в статье "В новое тысячелетие с надеждой», которая была опубликована во втором номере журнала "Нептун XX! век», пишет: «Будучи по натуре оптимистом, я, тем не менее, не могу смотреть в будущее сквозь розовые очки... я склонен трезво оценить прожитое время. С точки зрения состояния окружающей среды начало третьего тысячелетия не сулит ничего нового". Весь оптимизм статьи заключен только в ее названии.
На освоение гидросферы не возлагается никаких надежд. В то же время специалисты утверждают, что при разумном хозяйствовании ресурсов гидросферы хватит для того, чтобы обеспечивать питание, по меньшей мере, для 10 млрд. человек. В наши дни решение проблемы Человек и Гидросфера не просто социальный заказ, это - жизненная необходимость. Содружество человека и гидросферы - единственный путь выживания человека на планете Земля. Человек должен жить, работать, отдыхать и, к сожалению, в обозримом будущем воевать под водой. Хотелось бы надеяться, что у человечества хватит воли и чувства самосохранения объявить гидросферу демилитаризованной зоной. Но для этого необходимо время.
Но кто должен осваивать гидросферу? Как правильно называть этих людей? Для практики, в том числе и для практики обитания человека в гидросфере, совершенно необходима система четких однозначных терминов, обозначающих систему, состоящую из человека и снаряжения, которое - в свою очередь! - обеспечивает ему свободное, как рыбе, и длительное плавание под водой. Исходным, интуитивно представляемым, должен быть образ быстро плывущего гидро-бионта - нектера. (Например, акула, дельфин, тюлень).
В настоящее время для такой системы, состоящей из человека и технических устройств, нет термина, которой мог бы достаточно точно передать ее сущность.
На первый взгляд это утверждение кажется неубедительным. Ведь как только ни называют людей, проникающих в водную среду: и водолазами, и легководолазами, и аквалангистами, и подводными пловцами... Употребим также и иной род названий: спортсмен-подводник, водолаз-исследователь (биолог, археолог), боевой пловец, водолаз-подрывник и прочее. Они обозначают род занятий некоторых людей под водой, и как обобщающие названия рассматриваться не могут. В последние годы даже получили широкое распространение инородные термины: дайвер, дайвинг, технический дайвинг... Но несмотря на кажущееся обилие различных терминов, ни один из них, на мой взгляд, не может однозначно и очевидно обозначить человека свободного, как рыба. Который обитает и плавает под водой.
Возьму на себя смелость предложить термин - ихтионавт: от греческих слов ichtys -«рыба» и «nautes» - мореплаватель, то есть исследователь моря, производящий наблюдения под водой. К сожалению, достаточно благозвучного и содержательного русского слова мне подобрать не удалось.
Для практики должна быть предложена система четких однозначных терминов, не отрывающаяся от принятых норм и не вызывающих путаницы и непривычных ассоциаций как у специалистов, так и у широкого круга неискушенных пользователей. Как мне кажется, этому условию отвечают четыре термина:
'Гидронавт - любой человек, тем или иным способом погружающийся подводу.
"Подводник - человек, погружающийся под воду в любом жестком аппарате, обеспечивающем ему нахождение при атмосферном давлении.
Водолаз - человек, погружающийся под воду в специальном снаряжении и находящийся под воздействием давления окружающей среды.
Ихтионавт - человек в снаряжении, обеспечивающим ему свободное, как рыбе, плавание под водой в ластах, а также с применением индивидуальных или групповых средств движения. Вероятно, что понятие «гидронавт»- самое общее из четырех представленных. И в неге могут быть включены остальные понятия.
Жизнь показала недостатки принятой стратегии (методологии) освоения гидросферы Философия науки и техники утверждает, что практическое значение методологии особенно велико в кризисные периоды. Это полностью относится и к рассматриваемой проблеме. Важно с самого начала определить объект рассмотрения - то есть о чем или о ком идет речь. Правильное и точное название этого объекта совершенно необходимо, так как оно может отразиться на всем дальнейшем процессе развития.