Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Алексеев Игорь. Загадка погибшей «Щуки» Печать

Журнал «Нептун – 21й век» № 3/2001

 

Море не любит раскрывать свои тайны и «воз­вращать» тех, кто остался в нем навсегда. Даже ес­ли погибший корабль найден, не всегда доста­точно точно можно опре­делить его название и фамилии моряков, навеч­но оставшихся в пучине. И чем больше проходит времени, тем меньше шансов найти ответы на множество подобных вопросов. И виной тому не столько слож­ность поставленной зада­чи, сколько завеса сек­ретности, которая неког­да висела над всеми дей­ствиями армии и флота и, как правило, делала офи­циальные запросы прак­тически безнадежными. Поэтому и приходилось для определения истины проводить собственное, почти детективное расследование...      

     Летом 75-го, в год тридцатилетия Победы у острова Змеиный военные моряки обнаружили погибшую  подводную лодку, предположи­тельно типа «Щ» X серии. Довольно быстро об этой находке стало извест­но в Одессе. По городу поползли слу­хи, Несколько дней спустя в газете «Вечерняя Одесса» появилось обращение к морякам-ветеранам и лю­дям, интересующимся флотской   историей,   с просьбой помочь в иден­тифика­ции погибших вблизи одесского побережья кораблей. Как позже удалось выяснить, флотские водолазы основательно потрудились в районе гибели, и ….свернули работы, так до конца и не идентифицировав корабль.       Спустя двадцать лет в книге «Сто вопросов за Одессу» краевед О. Губарь упомянул о «румынской или германской подводной лодке». Так быть может, лодка, лежащая у Змеиного, и есть германский подводный минный загради­тель времен первой мировой войны «UC-15»? Он, принесший много бед российскому фло­ту, в середине ноября 1917 произвел свою по­следнюю минную постановку именно в этом районе и, возвращаясь на базу пустым, «без мин», пропал без вести. Но что самое любо­пытное: координаты иностранной субмарины точно совпали с местом, где работали воен­ные моряки двадцать лет назад. Так чей же ко­рабль - советский либо германский - лежит у острова? Ответ могли дать только непосред­ственные участники работ на лодке в 1975 -1976 годах. Поисками этих участников и ре­шили заняться исследователи. Были отправлены запросы в ряд музеев и архивов, а также в адрес знаменитого в прошлом николаевско­го клуба аквалангистов «Садко», принимавшего в то время активное участие в работах гидрографической службы флота. Вскоре пришел ответ от ветерана клуба аквалангистов «Садко» М.Н. Коновалова. По этим мате­риалам можно было с полной уверенностью констатировать, что погибший корабль - и есть подводная лодка. Правда, она была зна­чительно длиннее лодок, типа «Щ» X серии. Хотя ветераны из клуба «Садко», участвовавшие в том памятном, первом обследовании субмарины у острова Змеиный, утверждали, что лодка, изображена на флотской схеме, не соответствовала той, которую они видели под водой.      

      Если судить по флотской схеме, лодка погибла от наружного взрыва- мины или торпеды. В этом месте было достаточно много не только якорных, но и, как показало траление 1976 года, донных и контактных мин. Вполне воз­можно, что мощный взрыв одной из них, вы­звавший детонацию боевых зарядных отде­лений одной или двух запасных торпед, не оставил экипажу подводного корабля шансов на спасение. Оторванная носовая часть за­тонула мгновенно, и рядом на грунт опустил­ся и сам корабль, ставший братской могилой для экипажа. Внимательно проанализировав все присланные документы, исследователи пришли к выводу, что обследовавшие лодку флотские специалисты не смогли однозначно ответить на вопрос - какая из пропавших без вести ло­док типа «Щ» X серии, лежит у острова. Ведь в 1942 году у западного побережья моря погиб­ло несколько таких лодок: «Щ-208», «Щ-212» и «Щ-213». Рассмотрим официальные версии их гибели. В августе 1942 года на позиции ушла подводная лодка «Щ-208» под командованием капитан-лейтенанта Н.М. Беланова. Несколь­ко месяцев лодка находилась в ремонте, а в первом послеремонтном походе была на по­зиции у Змеиного. Но в последнем походе лодка на связь не выходила. В немецких ис­точниках нет данных об атаках советской лод­ки кораблями противника и действиях против нее противолодочных сил. «Щ-208» считается погибшей от подрыва на мине в августе - сентябре 1942 года. Когда все сроки возвращения прошли, на ту же позицию была отправлена в свой седьмой боевой поход подводная лодка «Щ-213», ведомая капитан-лейтенантом Н.В. Исаевым. Лодка вышла из базы на Кавказе 28 сентября 1942 года. Но по данным немцев, она была потоплена глубинными бомбами противоло­дочного корабля «Uj-80» в 30 милях северо-восточнее порта Констанца 14 октября. Вер­сия противника принята советской историо­графией однозначно, хотя погибший корабль в том районе никто не искал и даже случайно не обнаруживал.        В материалах флота, переданных исследователям клубом «Садко», указано, что во вре­мя работ 1976 года флотским водолазам уда­лось демонтировать и поднять на поверх­ность носовое 45-миллиметровое орудие, на котором сохранился заводской номер. К со­жалению, его не удалось прочесть полностью, и потому на полях документа была сделана надпись: «Одна из цифр в номере 1602-39 со­мнительна». Поиски самого орудия привели в Музей героической обороны Севастополя. В экспозиции у Диорамы на Сапун-горе оно снабжено табличкой «45-миллиме­тровая установка... с ПЛ «Щ-208"...». Пусть так, тогда остается без ответа во­прос: почему на лодке, сданной флоту в 1937 го­ду, стояло ору­дие 1939 года?      

     И пока еще не поздно, пока еще коррозия металла не сотворила свое «черное дело» - необходимо организо­вать экспедицию аквалангистов к погибшему кораблю, чтобы попытаться еще раз опреде­лить номер лодки. Это можно сделать по но­мерам установленного в ее рубке оборудова­ния. Подводную часть экспедиции берется осуществить Центр подводной деятельности Одесского порта, который был создан приказом начальника Одесского порта в апреле 1998 года. Его основной задачей является проведение обследований и ремонтов портовых гидротехнических сооружений, работы по заявкам порта. Но это производственные будни... На счету водолазной группы этого Центра поиск реликвий со взорванного в 1941 году предка современного Воронцовского маяка, многочисленные экспедиции на зато­нувшие во время  Великой Отечественной войны суда:  «Sulina»,  «Zalsburg», «Жан-Жо­рес» и «Брянска, поиск сбитого са­молета у Тендровской косы, об­следование пресного подземно­го озера в Крыму у города Феодосия и многое другое.

      Кстати, в 1997 году этим Центром уже была организована поисковая экспедиция к острову Змеиный. Тогда трое суток группа бороздила бороздила прибрежные во­ды острова, ощупывая эхо­лотом каждый метр дна, но в и точке, обозначенной на карте как место нахождение затонувшего судна, и в полу-мильном квадрате вокруг нее, - нигде лодки обнаружено не было. Причина тому - неточ­ное нанесение координат на карту при обнаружении лодки и несовершенство поисковых приборов. Когда этот материал готовился к публикации, у меня возникла очередная версия слу­чившегося рядом с островом Змеиный. Все же это была лодка «Щ-208». Она вышла из По-ти и двинулась не в свой район, а для опреде­ления точного места, к острову Змеиный. Вы­шла она 23 августа, но в справочниках по под­водным лодкам говорится, что в то же время на позиции у Змеиного находилась советская подводная лодка «М-113». И эта лодка, обра­тите внимание на дату - 26 августа, юго-западнее острова атаковала вражескую под­водную лодку.  Но безрезультатно. Правда, единственная, на тот период вра­жеская подводная лодка, ру­мынский «Дельфинул» стоял в ремонте. И по данным иностранных историков, ни один из кораблей противника не доложил об атаке в тот день, в том месте. Так что, вполне возможно, торпеды с «М- 113» все же достигли цели. И этой целью могла оказаться зашедшая на чужую позицию «Щ-208»… 

     Сейчас планируется очередная экспедиция к острову Змеиный. Ее цель будет прежней- найти лодку (ведь только аквалангисты, оснащенные современным поисковым обору­дованием, смогут раскрыть все загадки по­гибшей подводной лодки) и определить по заводской табличке ее номер. А также, по ар­хивным данным установить фамилии членов экипажа и открыть мемориальной доски. Вполне возможно, что в наше неподходящее для любого начинания время, строительство новых памятников на берегу не всегда воз­можно. И поэтому мы выступаем с инициати­вой объявить маяк на острове Змеиный -Памятником всем погибшим морякам

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов