Журнал «Нептун – 21й век» № 3/2001
Море не любит раскрывать свои тайны и «возвращать» тех, кто остался в нем навсегда. Даже если погибший корабль найден, не всегда достаточно точно можно определить его название и фамилии моряков, навечно оставшихся в пучине. И чем больше проходит времени, тем меньше шансов найти ответы на множество подобных вопросов. И виной тому не столько сложность поставленной задачи, сколько завеса секретности, которая некогда висела над всеми действиями армии и флота и, как правило, делала официальные запросы практически безнадежными. Поэтому и приходилось для определения истины проводить собственное, почти детективное расследование...
Летом 75-го, в год тридцатилетия Победы у острова Змеиный военные моряки обнаружили погибшую подводную лодку, предположительно типа «Щ» X серии. Довольно быстро об этой находке стало известно в Одессе. По городу поползли слухи, Несколько дней спустя в газете «Вечерняя Одесса» появилось обращение к морякам-ветеранам и людям, интересующимся флотской историей, с просьбой помочь в идентификации погибших вблизи одесского побережья кораблей. Как позже удалось выяснить, флотские водолазы основательно потрудились в районе гибели, и ….свернули работы, так до конца и не идентифицировав корабль. Спустя двадцать лет в книге «Сто вопросов за Одессу» краевед О. Губарь упомянул о «румынской или германской подводной лодке». Так быть может, лодка, лежащая у Змеиного, и есть германский подводный минный заградитель времен первой мировой войны «UC-15»? Он, принесший много бед российскому флоту, в середине ноября 1917 произвел свою последнюю минную постановку именно в этом районе и, возвращаясь на базу пустым, «без мин», пропал без вести. Но что самое любопытное: координаты иностранной субмарины точно совпали с местом, где работали военные моряки двадцать лет назад. Так чей же корабль - советский либо германский - лежит у острова? Ответ могли дать только непосредственные участники работ на лодке в 1975 -1976 годах. Поисками этих участников и решили заняться исследователи. Были отправлены запросы в ряд музеев и архивов, а также в адрес знаменитого в прошлом николаевского клуба аквалангистов «Садко», принимавшего в то время активное участие в работах гидрографической службы флота. Вскоре пришел ответ от ветерана клуба аквалангистов «Садко» М.Н. Коновалова. По этим материалам можно было с полной уверенностью констатировать, что погибший корабль - и есть подводная лодка. Правда, она была значительно длиннее лодок, типа «Щ» X серии. Хотя ветераны из клуба «Садко», участвовавшие в том памятном, первом обследовании субмарины у острова Змеиный, утверждали, что лодка, изображена на флотской схеме, не соответствовала той, которую они видели под водой.
Если судить по флотской схеме, лодка погибла от наружного взрыва- мины или торпеды. В этом месте было достаточно много не только якорных, но и, как показало траление 1976 года, донных и контактных мин. Вполне возможно, что мощный взрыв одной из них, вызвавший детонацию боевых зарядных отделений одной или двух запасных торпед, не оставил экипажу подводного корабля шансов на спасение. Оторванная носовая часть затонула мгновенно, и рядом на грунт опустился и сам корабль, ставший братской могилой для экипажа. Внимательно проанализировав все присланные документы, исследователи пришли к выводу, что обследовавшие лодку флотские специалисты не смогли однозначно ответить на вопрос - какая из пропавших без вести лодок типа «Щ» X серии, лежит у острова. Ведь в 1942 году у западного побережья моря погибло несколько таких лодок: «Щ-208», «Щ-212» и «Щ-213». Рассмотрим официальные версии их гибели. В августе 1942 года на позиции ушла подводная лодка «Щ-208» под командованием капитан-лейтенанта Н.М. Беланова. Несколько месяцев лодка находилась в ремонте, а в первом послеремонтном походе была на позиции у Змеиного. Но в последнем походе лодка на связь не выходила. В немецких источниках нет данных об атаках советской лодки кораблями противника и действиях против нее противолодочных сил. «Щ-208» считается погибшей от подрыва на мине в августе - сентябре 1942 года. Когда все сроки возвращения прошли, на ту же позицию была отправлена в свой седьмой боевой поход подводная лодка «Щ-213», ведомая капитан-лейтенантом Н.В. Исаевым. Лодка вышла из базы на Кавказе 28 сентября 1942 года. Но по данным немцев, она была потоплена глубинными бомбами противолодочного корабля «Uj-80» в 30 милях северо-восточнее порта Констанца 14 октября. Версия противника принята советской историографией однозначно, хотя погибший корабль в том районе никто не искал и даже случайно не обнаруживал. В материалах флота, переданных исследователям клубом «Садко», указано, что во время работ 1976 года флотским водолазам удалось демонтировать и поднять на поверхность носовое 45-миллиметровое орудие, на котором сохранился заводской номер. К сожалению, его не удалось прочесть полностью, и потому на полях документа была сделана надпись: «Одна из цифр в номере 1602-39 сомнительна». Поиски самого орудия привели в Музей героической обороны Севастополя. В экспозиции у Диорамы на Сапун-горе оно снабжено табличкой «45-миллиметровая установка... с ПЛ «Щ-208"...». Пусть так, тогда остается без ответа вопрос: почему на лодке, сданной флоту в 1937 году, стояло орудие 1939 года?
И пока еще не поздно, пока еще коррозия металла не сотворила свое «черное дело» - необходимо организовать экспедицию аквалангистов к погибшему кораблю, чтобы попытаться еще раз определить номер лодки. Это можно сделать по номерам установленного в ее рубке оборудования. Подводную часть экспедиции берется осуществить Центр подводной деятельности Одесского порта, который был создан приказом начальника Одесского порта в апреле 1998 года. Его основной задачей является проведение обследований и ремонтов портовых гидротехнических сооружений, работы по заявкам порта. Но это производственные будни... На счету водолазной группы этого Центра поиск реликвий со взорванного в 1941 году предка современного Воронцовского маяка, многочисленные экспедиции на затонувшие во время Великой Отечественной войны суда: «Sulina», «Zalsburg», «Жан-Жорес» и «Брянска, поиск сбитого самолета у Тендровской косы, обследование пресного подземного озера в Крыму у города Феодосия и многое другое.
Кстати, в 1997 году этим Центром уже была организована поисковая экспедиция к острову Змеиный. Тогда трое суток группа бороздила бороздила прибрежные воды острова, ощупывая эхолотом каждый метр дна, но в и точке, обозначенной на карте как место нахождение затонувшего судна, и в полу-мильном квадрате вокруг нее, - нигде лодки обнаружено не было. Причина тому - неточное нанесение координат на карту при обнаружении лодки и несовершенство поисковых приборов. Когда этот материал готовился к публикации, у меня возникла очередная версия случившегося рядом с островом Змеиный. Все же это была лодка «Щ-208». Она вышла из По-ти и двинулась не в свой район, а для определения точного места, к острову Змеиный. Вышла она 23 августа, но в справочниках по подводным лодкам говорится, что в то же время на позиции у Змеиного находилась советская подводная лодка «М-113». И эта лодка, обратите внимание на дату - 26 августа, юго-западнее острова атаковала вражескую подводную лодку. Но безрезультатно. Правда, единственная, на тот период вражеская подводная лодка, румынский «Дельфинул» стоял в ремонте. И по данным иностранных историков, ни один из кораблей противника не доложил об атаке в тот день, в том месте. Так что, вполне возможно, торпеды с «М- 113» все же достигли цели. И этой целью могла оказаться зашедшая на чужую позицию «Щ-208»…
Сейчас планируется очередная экспедиция к острову Змеиный. Ее цель будет прежней- найти лодку (ведь только аквалангисты, оснащенные современным поисковым оборудованием, смогут раскрыть все загадки погибшей подводной лодки) и определить по заводской табличке ее номер. А также, по архивным данным установить фамилии членов экипажа и открыть мемориальной доски. Вполне возможно, что в наше неподходящее для любого начинания время, строительство новых памятников на берегу не всегда возможно. И поэтому мы выступаем с инициативой объявить маяк на острове Змеиный -Памятником всем погибшим морякам
|