Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Жан-Луис Муаретти. “S-640 ”АРИАН” Печать

Журнал «Октопус» № 5/2001

Ж.-Л. Муаретти уже 15 лет увлечен поиском, изучением а описанием затонувших объектов у атланти­ческого побережья Бретани, Франции. Жан-Луис — фанат глубоких погружений на воз­духе, который он использует до глубины 80 метров. В 1995 году специально для под­держки своих исследовательских проектов он создал ассоциацию «Expedition Scyllias». Этой публикацией мы открываем цикл статей о самых интересных погружениях и открыти­ях, сделанных «Expedition Scyllias».     Подводная лодка «Ариан-640» была одной из четерых дизель-электрических субмарин в серии «Arethuse». Три другие субмарины назывались «S 636 Арго­навт», «S 635 Arethuse» и «S 639 Амазонка». Строительство «Ариана» началось в Чербурге (Cherbourg) в декабре 1955 года и закончилось 12 сентября 1958 года. 11 де­кабря   1959  года   «Ариан» был  спущен  на  воду  и вступил в строй в марте 1960 года. В 1979 году субмарина была снята с вооружения и в начале восьмидесятых в качестве учебного судна передана водолазной школе.      Все субмарины этого класса были оборудованы уникальными пятилопастными мало­шумными бронзовыми винтами, дающими им возможность принимать участие во множест­ве специальных, секретных операций спец­служб Франции. Условия существования эки­пажа на этих очень маленьких субмаринах были достаточно «спартанскими»: три крова­ти на четырех членов экипажа, один туалет, нет душа, запас воды предназначался только для питья и приготовления пищи. Запас хода был рассчитан на три недели плавания.   Утром в среду, 18-го числа, сразу после ответного звонка из E.P.N.M (Ecole de Plo de la Marine Nationale) водолазная школа французских военно-морских сил в Сайнт Мандриер (Saint Mandrier) открыла свои двери для двух дайверов-любителей. Целью посещения школы была организация погруженияна затонувшую субмарину « S-640 Ариан».      Мы быстро находим взаимопонимание с руководством водолазной школы, и наша команда под руководством лейтенанта Дэ'Васеу Карона (de Vaisseau Caron) поднимается на борт «Германа» — одного из двух учебных кораблей школы вместе с группой курсантов и экспертов по глубоководному бомбомета­нию. Хотя атмосфера на корабле очень рас­слабленная, видно, что все оборудование на­ходится четко на своих местах. Все закрепле­но, ничего не болтается. Всюду чистота и по­рядок, на палубе нет ничего лишнего. Перед каждым курсантом алюминиевый баллон и сумка со снаряжением. Такая подчеркнуто армейская обстановка разительно отличается от шумной суеты и беспорядка на палубе обычных дайверских ботов, курсирующих во время прилива вдоль побережья.       Курсанты остаются на корабле, а мы в сопровождении капитана Медесин Лоуже (Medecin Louge), который будет нашим гидом во время этого погружения, переходим на резиновую лодку. Нам приходится де­лать это полностью одетыми и со всем сво­им снаряжением, а это достаточно тяжело и неудобно, учитывая, что у нас за плечами по четыре кубометра воздуха. Думаю, что только по счастливой случайности никто из нас не падает в воду и это спасает нашу гордость и честь в глазах курсантов.     Прекрасная погода. Спокойное, тихое море. Сияет солнце. Место погружения находится рядом с кораблем. Интересно, какой будет видимость? Обратный отсчет: три, два, один, погружение начинается. Солнечные лу­чи проходят сквозь поверхность моря и мяг­ко рассеиваются в толще. Видимость хоро­шая и вокруг достаточно светло, только при­сутствует небольшая опалесиенция мелких частиц в воде. Вот она — «Ариан S 640», на­конец-то мы видим её. Сначала это только неясный темный контур чего-то большого под водой, но постепенно он становится все более и более отчетливым. Затонувшая суб­марина в облаке света, лежащая на боку, на песчаном грунте, на глубине тридцать метров – это завораживающие зрелище. Кажется, что мифическое морское чудовище за­таилось и замерло там, в бездне, в ожидании дальнейших действий. Сегодня эта подвод­ная лодка является местом для тренировок военных водолазов и минеров, и она прекрас­но сохранилась. Верхняя часть лодки прак­тически не повреждена, но в днище субмари­ны видна трехметровая пробоина. Она доста­точно широкая, чтобы мы могли войти внутрь корабля. После быстрого внутреннего осмотра субмарины мы через торпедный от­сек уходим на верхнюю палубу. Проход очень узкий, и мы с нашими большими бал­лонами и фотоаппаратурой касаемся стен в коротких, извилистых и неудобных проходах. От каждого неаккуратного движения и даже взмаха руки поднимается облако мути, мешающее фотосъемке. И все это происходит в маленьком, крошечном отсеке, который теперь уже никогда не видит солнечного света. В такой сильной мути даже яркий свет на­ших фонарей становится бесполезным и это вдвойне жалко, потому что до нашего про­никновения сюда вода здесь была достаточно чистой. Но чувство дискомфорта и страха скоро проходит, и мы продвигаемся дальше среди сплетения труб, проводов и кабелей, которые свисают отовсюду. С верхней палубы уже сняли койки матросов, та же участь постигла манометры и различное другое обо­рудование. Мгновенно мы узнаем четыре торпедных аппарата. Небольшая экскурсия по верхней палубе заканчивается, и через люк мы выходим в открытую воду. Здесь ка­питан Лоуже оставляет нас и присоединяет­ся к своим курсантам, а мы продолжаем на­ше путешествие по «Ариану». Проплываем под кормой и уже не удивляемся отсутствию пятилопастного бронзового винта. Через несколько метров опять заплываем на нижнюю палубу. Слишком узко. Решаем оставить здесь всю нашу фотоаппаратуру и пробирать­ся дальше только с баллонами. Очень обид­но, но здесь еще более узкий ход. Подводни­ку нужен один баллон, чтобы пролезть сюда, а не два, как у нас, и поэтому, очевидно, что мы сейчас не сможем проникнуть в машинное отделение, где находятся электродвигатели и дизельные генераторы. Другой проход ведет в центральную часть, командирскую рубку, центр управления субмариной и на нижний этаж. Мы могли бы проплыть там и выйти через носовой торпедный аппарат, но, увы, нам пора возвращаться. Нас уже ждут на по­верхности.     На корабле мы беседуем с капитаном и начальником водолазной школы, делимся своими впечатлениями, и обсуждаем планы погружений на завтра. Нам показывают одноместную портативную барокамеру, которая может без труда перемещена с корабля на берег, и присоединена к большому гипербарическому  комплексу в водолазной школе. Аквалангисту, получившему ДКБ, квалифицированная медицинская помощь на борту «Германа» может быть оказана в течение трех минут. Здесь, в школе - безопасность – это не пустые слова.

     На следующий день мы сразу у берега садимся в резиновую лодку и в сопровождении офицера направляемся к месту погружения. Дорога занимает пятнадцать минут и у нас есть время пого­ворить с офицером. Он, как и все водолазы в школе, оказывает­ся фанатом глубоководных погружений. Но довольно болтать. Мы уже на месте. Как приятно вновь погрузиться в теплое ласковое море. Мы быстро набираем глубину. Вот мы уже опять над субмариной. Види­мость такая же, как и вчера. Мы осматриваем верхнюю палубу. Кормовая часть сохранилась в хорошем состоянии. Едва различимо пустое место, где раньше находился активный сонар. Нижний тор­педный люк открыт и хотя сейчас там пусто, создается полное впе­чатление, что торпедный аппарат наведен, и торпеда только что ушла в цель. Медленно плывем вдоль корпуса лодки к предмету похожий на огромный акулий плавник. Перед нами верхняя рубка. Видно углубление в виде воронки, но ни перископа, ни телескопической перископной трубы, ни сонара не видно. Продолжая движение, мы замечаем люк на верхнем мостике и решаем заплыть туда. Это восхитительно стоять на мостике субмарины, лежащей на глубине тридцати метров, и смотреть вперед. С этого места мы плывем к манящему нас открытому торпед­ному люку. Мы плавно скользим к этому от­верстию, которое позволит нам проникнуть внутрь субмарины. Вид вероятного прохода к сердцу подводного гиганта притягивает нас. Мы чувствуем, что находимся в состоянии сильного возбуждения. Но наш опыт подсказывает нам, что нужно быть очень осторож­ным и не поддаваться этому очаровавшему нас влечению. Внутри затонувшего корабля всегда множество опасностей, и всегда один шаг до возможной трагедии, поэтому мы должны быть очень осмотрительными и ак­куратными, чтобы не переступить эту тон­кую грань. С трудом мы ищем дорогу на верхнюю палубу субмарины к трубам торпед­ных аппаратов. Мы изучаем отсек- центр управления. Два перископа еще здесь, хотя части другого оборудования уже нет. Пытаемся пробраться на среднюю палубу, но это не простая задача. Сильный взрыв деформи ровал перегородки, и проходы между отсека­ми стали слишком узкими. Дальше плыть слишком опасно. Гораздо разумнее возвра­щаться на поверхность. Мы начинаем подъ­ем, унося с собой навечно запечатленные в нашем мозгу уникальные изображения с под. водной лодки «S 640». Да, погружение на «Ариан» — это действительно сказочное путешествие. Сегодня одна из подводных лодок этой се­рии — «Аргонавт S 636» является экспона­том выставки «Cite des Science et de 1'industrie» в парке «La Villette» в Париже и вызывает громадный интерес у множества посетителей. Это прекрасный музей, кото­рый обязательно надо посетить.

muarette

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов