Журнал «Октопус» № 5/2001
Ж.-Л. Муаретти уже 15 лет увлечен поиском, изучением а описанием затонувших объектов у атлантического побережья Бретани, Франции. Жан-Луис — фанат глубоких погружений на воздухе, который он использует до глубины 80 метров. В 1995 году специально для поддержки своих исследовательских проектов он создал ассоциацию «Expedition Scyllias». Этой публикацией мы открываем цикл статей о самых интересных погружениях и открытиях, сделанных «Expedition Scyllias». Подводная лодка «Ариан-640» была одной из четерых дизель-электрических субмарин в серии «Arethuse». Три другие субмарины назывались «S 636 Аргонавт», «S 635 Arethuse» и «S 639 Амазонка». Строительство «Ариана» началось в Чербурге (Cherbourg) в декабре 1955 года и закончилось 12 сентября 1958 года. 11 декабря 1959 года «Ариан» был спущен на воду и вступил в строй в марте 1960 года. В 1979 году субмарина была снята с вооружения и в начале восьмидесятых в качестве учебного судна передана водолазной школе. Все субмарины этого класса были оборудованы уникальными пятилопастными малошумными бронзовыми винтами, дающими им возможность принимать участие во множестве специальных, секретных операций спецслужб Франции. Условия существования экипажа на этих очень маленьких субмаринах были достаточно «спартанскими»: три кровати на четырех членов экипажа, один туалет, нет душа, запас воды предназначался только для питья и приготовления пищи. Запас хода был рассчитан на три недели плавания. Утром в среду, 18-го числа, сразу после ответного звонка из E.P.N.M (Ecole de Plo de la Marine Nationale) водолазная школа французских военно-морских сил в Сайнт Мандриер (Saint Mandrier) открыла свои двери для двух дайверов-любителей. Целью посещения школы была организация погруженияна затонувшую субмарину « S-640 Ариан». Мы быстро находим взаимопонимание с руководством водолазной школы, и наша команда под руководством лейтенанта Дэ'Васеу Карона (de Vaisseau Caron) поднимается на борт «Германа» — одного из двух учебных кораблей школы вместе с группой курсантов и экспертов по глубоководному бомбометанию. Хотя атмосфера на корабле очень расслабленная, видно, что все оборудование находится четко на своих местах. Все закреплено, ничего не болтается. Всюду чистота и порядок, на палубе нет ничего лишнего. Перед каждым курсантом алюминиевый баллон и сумка со снаряжением. Такая подчеркнуто армейская обстановка разительно отличается от шумной суеты и беспорядка на палубе обычных дайверских ботов, курсирующих во время прилива вдоль побережья. Курсанты остаются на корабле, а мы в сопровождении капитана Медесин Лоуже (Medecin Louge), который будет нашим гидом во время этого погружения, переходим на резиновую лодку. Нам приходится делать это полностью одетыми и со всем своим снаряжением, а это достаточно тяжело и неудобно, учитывая, что у нас за плечами по четыре кубометра воздуха. Думаю, что только по счастливой случайности никто из нас не падает в воду и это спасает нашу гордость и честь в глазах курсантов. Прекрасная погода. Спокойное, тихое море. Сияет солнце. Место погружения находится рядом с кораблем. Интересно, какой будет видимость? Обратный отсчет: три, два, один, погружение начинается. Солнечные лучи проходят сквозь поверхность моря и мягко рассеиваются в толще. Видимость хорошая и вокруг достаточно светло, только присутствует небольшая опалесиенция мелких частиц в воде. Вот она — «Ариан S 640», наконец-то мы видим её. Сначала это только неясный темный контур чего-то большого под водой, но постепенно он становится все более и более отчетливым. Затонувшая субмарина в облаке света, лежащая на боку, на песчаном грунте, на глубине тридцать метров – это завораживающие зрелище. Кажется, что мифическое морское чудовище затаилось и замерло там, в бездне, в ожидании дальнейших действий. Сегодня эта подводная лодка является местом для тренировок военных водолазов и минеров, и она прекрасно сохранилась. Верхняя часть лодки практически не повреждена, но в днище субмарины видна трехметровая пробоина. Она достаточно широкая, чтобы мы могли войти внутрь корабля. После быстрого внутреннего осмотра субмарины мы через торпедный отсек уходим на верхнюю палубу. Проход очень узкий, и мы с нашими большими баллонами и фотоаппаратурой касаемся стен в коротких, извилистых и неудобных проходах. От каждого неаккуратного движения и даже взмаха руки поднимается облако мути, мешающее фотосъемке. И все это происходит в маленьком, крошечном отсеке, который теперь уже никогда не видит солнечного света. В такой сильной мути даже яркий свет наших фонарей становится бесполезным и это вдвойне жалко, потому что до нашего проникновения сюда вода здесь была достаточно чистой. Но чувство дискомфорта и страха скоро проходит, и мы продвигаемся дальше среди сплетения труб, проводов и кабелей, которые свисают отовсюду. С верхней палубы уже сняли койки матросов, та же участь постигла манометры и различное другое оборудование. Мгновенно мы узнаем четыре торпедных аппарата. Небольшая экскурсия по верхней палубе заканчивается, и через люк мы выходим в открытую воду. Здесь капитан Лоуже оставляет нас и присоединяется к своим курсантам, а мы продолжаем наше путешествие по «Ариану». Проплываем под кормой и уже не удивляемся отсутствию пятилопастного бронзового винта. Через несколько метров опять заплываем на нижнюю палубу. Слишком узко. Решаем оставить здесь всю нашу фотоаппаратуру и пробираться дальше только с баллонами. Очень обидно, но здесь еще более узкий ход. Подводнику нужен один баллон, чтобы пролезть сюда, а не два, как у нас, и поэтому, очевидно, что мы сейчас не сможем проникнуть в машинное отделение, где находятся электродвигатели и дизельные генераторы. Другой проход ведет в центральную часть, командирскую рубку, центр управления субмариной и на нижний этаж. Мы могли бы проплыть там и выйти через носовой торпедный аппарат, но, увы, нам пора возвращаться. Нас уже ждут на поверхности. На корабле мы беседуем с капитаном и начальником водолазной школы, делимся своими впечатлениями, и обсуждаем планы погружений на завтра. Нам показывают одноместную портативную барокамеру, которая может без труда перемещена с корабля на берег, и присоединена к большому гипербарическому комплексу в водолазной школе. Аквалангисту, получившему ДКБ, квалифицированная медицинская помощь на борту «Германа» может быть оказана в течение трех минут. Здесь, в школе - безопасность – это не пустые слова.
На следующий день мы сразу у берега садимся в резиновую лодку и в сопровождении офицера направляемся к месту погружения. Дорога занимает пятнадцать минут и у нас есть время поговорить с офицером. Он, как и все водолазы в школе, оказывается фанатом глубоководных погружений. Но довольно болтать. Мы уже на месте. Как приятно вновь погрузиться в теплое ласковое море. Мы быстро набираем глубину. Вот мы уже опять над субмариной. Видимость такая же, как и вчера. Мы осматриваем верхнюю палубу. Кормовая часть сохранилась в хорошем состоянии. Едва различимо пустое место, где раньше находился активный сонар. Нижний торпедный люк открыт и хотя сейчас там пусто, создается полное впечатление, что торпедный аппарат наведен, и торпеда только что ушла в цель. Медленно плывем вдоль корпуса лодки к предмету похожий на огромный акулий плавник. Перед нами верхняя рубка. Видно углубление в виде воронки, но ни перископа, ни телескопической перископной трубы, ни сонара не видно. Продолжая движение, мы замечаем люк на верхнем мостике и решаем заплыть туда. Это восхитительно стоять на мостике субмарины, лежащей на глубине тридцати метров, и смотреть вперед. С этого места мы плывем к манящему нас открытому торпедному люку. Мы плавно скользим к этому отверстию, которое позволит нам проникнуть внутрь субмарины. Вид вероятного прохода к сердцу подводного гиганта притягивает нас. Мы чувствуем, что находимся в состоянии сильного возбуждения. Но наш опыт подсказывает нам, что нужно быть очень осторожным и не поддаваться этому очаровавшему нас влечению. Внутри затонувшего корабля всегда множество опасностей, и всегда один шаг до возможной трагедии, поэтому мы должны быть очень осмотрительными и аккуратными, чтобы не переступить эту тонкую грань. С трудом мы ищем дорогу на верхнюю палубу субмарины к трубам торпедных аппаратов. Мы изучаем отсек- центр управления. Два перископа еще здесь, хотя части другого оборудования уже нет. Пытаемся пробраться на среднюю палубу, но это не простая задача. Сильный взрыв деформи ровал перегородки, и проходы между отсеками стали слишком узкими. Дальше плыть слишком опасно. Гораздо разумнее возвращаться на поверхность. Мы начинаем подъем, унося с собой навечно запечатленные в нашем мозгу уникальные изображения с под. водной лодки «S 640». Да, погружение на «Ариан» — это действительно сказочное путешествие. Сегодня одна из подводных лодок этой серии — «Аргонавт S 636» является экспонатом выставки «Cite des Science et de 1'industrie» в парке «La Villette» в Париже и вызывает громадный интерес у множества посетителей. Это прекрасный музей, который обязательно надо посетить.
|