Это были действительно дни пионерских поисков на нетронутом Средиземном море, но Кусто, в конце концов стал расстраиваться из-за ограниченного времени погружения при плавании на задержке дыхания. Он не хотел попадать в ловушку по времени, а хотел передвигаться свободно и оставаться под водой в течение длительных периодов. «Чтобы пожить немного в новом мире», — как он просто выражался. Как это сделать, оставалось головоломкой, которая продолжала поглощать его внимание, но любознательный ум продолжал искать ответ на сложный вопрос. Кусто был настроен найти решение.
На протяжении предыдущих 70 лет Франция создала множество действующих автономных водолазных устройств, самыми выдающимися из которых были устройства Рукейроля и Денейруза в 1860 г., которые использовались военно-морским флотом Франции. Одним из самых последних успешно действующих водолазах аппаратов было устройство свободным истечением воздуха, разработанное капитаном 3-го ранга Леприе. Баллон со сжатым воздухом в этом снаряжении был, в конце концов, размешен на груди водолаза, а расходом воздуха управляли посредством клапана с ручным приводом. Могло ли это стать ответом на головоломку? Кусто испытан снаряжение Леприе, и оно подарило трио «наши первые великолепные моменты свободного пребывания в море». Однако характеристики свободного истечения воздуха данного устройства не допускали продолжительных погружений в воду, как этого хотел Кусто. Он должен был искать ответ в другом направлении.
Военные водолазы уже использовали кислородные устройства возвратного дыхания, и Кусто нашел решение головоломки, используя эту технологию. Он заказал морскому оружейному мастеру со своего крейсера «Суффрен» кислородное устройство возвратного дыхания конструкции Кусто. Морские испытания проходили в Поркероле.
«Оружейный мастер превратил противогазную коробку с натриевой известью, небольшой кислородный баллон и кусок камеры мотоцикла в дыхательный аппарат, который повторно очищал выдыхаемый воздух путем фильтрации диоксида углерода в натриевой извести. Он был автономным, с ним мог плавать любой, и он был бесшумным. Погружение на двадцать пять футов с кислородным было самым безмятежным ощущением из всех, которые я испытал в воде. В безмолвии и одиночестве, словно загипнотизированный, я был принят морем. Моя эйфория была слишком короткой».
На глубине 45 футов у Кусто начались судороги. Он сбросу свой пояс с грузами и потерял сознание. К счастью, Кусто всплыл на поверхность и был спасен двумя моряками. В течение нескольких недель у него болели шейный мускулы. Кусто высказал предположение, что натриевая известь была с примесями. Это не остановило его, и он предпринял новую попытку. «Я потратил зиму для того, чтобы сделать на «Суффрене» усовершенствованный кислородный дыхательный аппарат, такой, который не вызывал бы судорог. Летом я вернулся на то же самое место и спустился на 45 футов с новым дыхательным аппаратом, судороги начались у меня так неожиданно, что я забыл сбросить свой грузовой пояс. Я чуть не утонул. Это положило конец моему интересу к кислороду».
Загадка оставалась неразрешенной, но вскоре это стало не важным. В сентябре 1939 г. вспыхнула Вторая Мировая война, и трио разделилось. Во избежание возможного массового разрушения своей страны, которое, несомненно, принесла бы с собой тяжелая война, Франция в июне 940 г. подписала соглашение о перемирии. Как часть этого перемирия выдвигалось требование возвращение французского флота из открытого моря в порт. Кусто мог теперь вернуться к своей головоломке.
Во время немецкой оккупации Кусто начал работу на французскую военно-морскую разведку, которая, когда это было возможно, поддерживала продолжение им водолазных экспериментов. В своих постоянных поисках решения головоломки Кусто обследовал снаряжение, изготовленное другим французским подводным пионером.
«Я испытал водолазный аппарат Ферне, который состоял из воздуховода от насоса, находящегося на поверхности. Эта трубка проходила поперек лица водолаза к клапану типа «Утиный нос», который разблокировал постоянный поток накачиваемого насосом воздуха. Водолаз выпускал поток с помощью мундштука, при необходимости подсасывая воздух. Это было самое простое водолазное снаряжение из всех когда-либо разработанных. Оно привязывает человека к поверхности и понапрасну расходует половину воздуха, однако, по крайней мере, не использует коварный кислород».
Однажды во время этих испытаний Кусто работал на глубине 40 футов, когда трубка, подающая воздух с поверхности, разорвалась, вынудив его совершить свободный подъем.
«При испытаниях устройств, когда на карту поставлена чья-то жизнь, такие несчастные случаи побуждают с энтузиазмом заниматься усовершенствованием». «Заниматься с энтузиазмом усовершенствованием» пришлось быстро, и Кусто позже спустил Дюма на 75 футов с устройством Ферне, испытывая воздуховод. Трубка снова порвалась, и Кусто начал бешено тянуть трубку, чтобы спасти своего друга.
На другом конце трубки так же страшно взволнованный Дюма начал карабкаться, перебирая руками, до тех пор, пока не появился на поверхности с выпученными глазами, задыхающийся, чрезвычайно встревоженный, но, тем не менее, живой. В конечном счете, они добились более надежной работы снаряжения. Однако это было не то решение, которое искал Кусто. Он по-прежнему страстно желал автономных погружений и свободы от «привязи» к поверхности.
В ноябре 1942 г. Гитлер двинул войска оккупировать всю Францию. Для предотвращения попадания флота во вражеские руки, французы затопили его. Это трагическое зрелище и время глубокого отчаяния. Кусто быстро переключил свою энергию на усилия по решению головоломки. Кислород определенно не входил в его штаны, единственным ответом был сжатый воздух. Система Ферне привязывала водолаза к поверхности, хотя она обеспечивала большую обильность, чем мобильность тяжелого водолаза. Система автономного дыхательного аппарата со свободным истечением воздуха, разработанная Леприе, была близка к той, которую хотел иметь Кусто, но требовала постоянного ручного управления и была неэкономной. Еще один француз — Жорж Комменс — разработал работоспособное, по словам автора, автономное дыхательное устройство, с которым Кусто довелось ознакомиться. Если оно и было таковым, то слишком явно не удовлетворяло требованиям Кусто.
Вскоре Жаку стало ясно, что ему требуется регулятор потока, который будет использовать не свободное течение, а обеспечивать дыхание по потребности.
Нечто подобное кислородному прибору регулируемой подачи, используемому пилотами высокой авиации. Была одна вещь, которая требовалась ему, чтобы решить головоломку дыхания под водой. Он решил обратиться с этой проблемой к специалистам фирмы «Air Liquide». В офисе компании он объяснил свои требования к прибору регулируемой подачи инженеру по имени Эмиль Ганьян.
Через несколько недель после их первоначальной встречи Ганьян изготовил автоматический подводный регулирующий клапан. Этот первый регулятор имел выпускной клапан, размещенный в мундштуке почти также, как в устройстве Ферне. Регулятор соединили с некоторым снаряжением, использованным Кусто в испытаниях кислородного устройства возвратного дыхания. Этот комплектный узел был подводным «дыхательным аппаратом», и согласно их расчетам этот клапан должен был работать. В начале 1943 г. было решено провести испытания в открытой воде на реке Марну.
«Пока я лежал в воде горизонтально, дыхательный аппарат ботал прекрасно. Однако, когда встал, воздух стал выходить громким шумом и пузырькам расходуя большое количество своего запаса. А когда я лег в воде головой вниз, я обнаружил нарушение выхода воздуха из регулятора. Из воды я выполз мрачным».
Кусто и Ганьян знали, что их конструкция была близка к той, которая требовалась, и на обратном пути в Париж они обдумывали проблемы, с которыми столкнулся Кусто. Прежде, чем от достигли города, задача была решена.
Размещение выпускного клапана на мундштуке сделало его на шесть дюймов выше клапана, который был помещен на регуляторе, расположенном в середине спины Кусто. Эта разница шесть дюймов в давлении воды вызывала свободное течение в регулятор, когда Кусто находился в вертикальном положении головой вверх, и к отсечке, когда он находился головой вниз. Когда он находился в горизонтальном положении, давление воды на впуске и выпуске было одинаковым. В результате регулятор работал превосходно. Вернувшись в «Air Liquide», Ьни наладили регулятор, установив впускной и выпускной клапаны на корпусе регулятора на одном уровне. Следующее испытание в воде было проведено в баке, установленном в помещении. Устройство работало так, как и ожидалось. Кусто и Ганьян так верили в него, что подали заявку на патент. Они назвали свое изобретение «аквалангом». Акваланг был ключом к «миру безмолвия».
Решив свою головоломку, Кусто предложил друзьям переселиться в общий дом в Бандоле на побережье Средиземного моря. Кусто хотел иметь оперативный центр, который обеспечивал бы водолазам легкий доступ к затонувшим судам в Марселе и у островов Иэр. В качестве такого дома была выбрана вилла Барри, и в начале июня 1943 г. стал функционировать первый в мире клуб легких водолазов. Именно здесь водолазы нетерпеливо распаковали первый комплектный акваланг, который был отправлен поездом из Парижа.
«Мы увидели узел из трех баллонов для сжатого воздуха умеренных размеров, соединенных с регулятором воздуха размером с будильник. От регулятора тянулись две трубки, присоединенные к мундштуку. С помощью этого снаряжения, привязываемого ремнями на спине, маски на глазах и носу с водонепроницаемым стеклом и резиновых ласт на ногах мы были намерены совершать беспрепятственные полеты в глубинах моря».
Обладая теперь своим первым аквалангом, группа поспешно покинула виллу Барри для испытаний аппарата в Средиземном море.
«Мы торопились в небольшую защищенную скалами бухту, которая скрыла бы нашу деятельность от любопытных купальщиков и итальянских войск. Я проверил давление воздуха. Баллоны содержали воздух, сжатый до давления, которое превышало атмосферное в 150 раз. Мне было трудно сдержать свое возбуждение и спокойно обсудить план первого погружения. Дюма, лучший легкий водолаз во Франции, должен был остаться на берегу, поддерживая тепло и отдыхая, в готовности к погружению на помощь мне, если это будет необходимо. Моя жена Симона должна была плавать на поверхности с дыхательной трубкой и наблюдать за мной через свою погруженную в воду маску. Если она просигналит о том, что что-то идет не так, Дюма сможет нырнуть ко мне в считанные секунды. «Диди», как его звали на Ривьере, может погрузиться без скафандра на 60 футов (18 метров). Мои друзья прикрепили ремнями трехбаллоный блок на моей спине, с регулятором, оседлавшим заднюю часть моей шеи, и шлангами, обвитыми поверх моей головы. Я плюнул внутрь своей маски из ударопрочного стекла и промыл ее в прибое, с тем, чтобы внутри она не запотевала. Я плотно подогнал резиновый ремешок для плотного прилегания маски на лбу и скулах. Небольшой клапан величиной с канцелярскую скрепку должен был обеспечивать под водой циркуляцию воздуха. Шатаясь под тяжестью 50-ти фунтового аппарата (20 кг), я побрел вразвалку в море.
Я экспериментировал со всеми возможными маневрами — петлями, кувырканиями и бочками. Я стоял вниз головой на одном пальце и внезапно начал смеяться резким искаженным смехом. Освобожденный от силы тяжести и плавучести, я парил в пространстве».
Акваланг был полным ответом на головоломку Кусто и его мечты. С этого дня многие из нас испытали чувство подводной эйфории. Несомненно, многочисленные водолазы и коллекционеры; интересовались, осталось ли что ни будь от этого первого акваланга, который определенно был бы центральным экспонатом любой выставки в музее водолазного спорта. К сожалению, в 1944 случайный снаряд союзников упал в Марсельский завод, где хранился первый акваланг, и уничтожил его.
В течение лета 1943 г. Тайе и Дюма также пользовались новым изобретением. Это трио совершило свыше 500 отдельных погружений. Они занялись судами, затонувшими в этом районе.
Последние пять месяцев велась киносъемка, частично сковываемая оккупационными войсками немцев и итальянцев, причем на пребывание под водой на различных затонувших судах ушло несколько сотен часов. Одним из любимых мест был британский пароход «Дальтон». Водолазы начали собирать с потерпевшего кораблекрушение судна различные предметы. Для отыскания других затонувших судов, подходящих для киносъемки, Кусто проводил время с традиционными тяжелыми водолазами-глубоководниками. Эти люди пришли со всего Средиземноморья и имели опыт водолазных работ по подъему затонувших судов. Они знали места нахождения нескольких исторических затонувших судов, которые обеспечили трио эффектными подводными съемочными площадками.
Завершенный фильм получил название «Затонувшие суда» и в 1944 г. с успехом был показан в Париже. Большая часть съемки фильма «Затонувшие суда» происходила на глубинах менее 150 футов, однако Дюма жаждал спуститься глубже. В октябре 1943 г. после тщательного планирования, Дюма спустился на глубину 210 футов и испытал на себе некоторые эффекты азотного наркоза, но без осложнений вернулся на поверхность. Кусто полагал, что он спустился глубже, чем когда-либо спускался водолаз с автономным снаряжением. Эти водолазы были знакомы с азотным наркозом, но не с работой капитана 1 ранга ВМС США Э.Р. Бенке, который изучал этот вопрос уже в течение нескольких лет. Для описания наркотического ощущения трио придумало термин «экстаз на больших глубинах». Им, в конце концов, удалось избежать его, работая с гелиевой смесью. В 1944 г. Кусто создал фильм «Безмолвные пейзажи». В некоторых местах погружений водолазы, не спеша, скользили вниз вдоль поверхности подводных скал. Этот фильм заключал в себе элементы их погружений и был тем фактором, который побудил к образованию в 1946 г. одного из первых клубов водолазного дела — легендарного клуба «Alpine Sous-Marin». Многие из подлинных пионеров водолазного спорта были членами этого клуба, находившегося в Каннах.
В апреле 1945 г. трио снова собралось в Тулоне во главе с Тайе, командиром новой подводной группы «Group d'Etudes el de Recherches Sous Marines» («Группа изучения и исследований под водой»). По словам Тайе, у них был «довольно туманный план работы, связанной с водолазным снаряжением, тралением мин, подъемом затонувших судов и обучением водолазов». Будущие члены группы были добровольцами, выдержавшими двухнедельный начальный курс. Первым военно-морским офицером среди добровольцев стал Морис Фарг, который был инструктором в школе тяжелых водолазов и проводил эксперименты с жестким водолазным скафандром на глубине 400 футов. В числе других были Гюи Морандье, бывший авиатор, и Жан Пинар, бывший водолазный инструктор. Трио назначило этих двух новичков инструкторами подводного плавания с аквалангом. Они принялись за обучение своих команд и подбор снаряжения, необходимого для их подводных операций. Для выполнения роли водолазного бота с декомпрессионной камерой и источником подачи воздуха был приспособлен 22-х метровый катер. Кроме того, они купили несколько костюмов водолазов-разведчиков ВМС Великобритании.
Как только прекратились военные действия, Кусто и Ганьян учредили фирму «La Spirotechnique» и начали промышленное производство акваланга. Молва о новом аппарате распространилась по всей Франции. Военные водолазы и пробуждающиеся водолазы-спортсмены с нетерпением искали доступа к устройству. Группа предприняла несколько опасных послевоенных операций, включая удаление бесчисленных мин и даже снятие торпед с затонувшей подводной лодки. Они умели расширить свой флот судов, ориентированных на водолазные работы, и стали участвовать в океанографических исследованиях, плавая по Средиземному морю с различными учеными. Акваланг был признан как инструмент для океанографических сел е до ванн й, а Генеральный штаб направлял постоянный поток людей для обучения пользованию аквалангом. Интересно отметить, что сначала акваланг не рассматривался как устройство для любителей, а рекламировался в первую очередь для использования в военных, промышленных и научных целях.
Страстное увлечение Кусто созданием фильмов также нашло отражение в программе Группы. Был снят короткометражный документальный фильм о подводных операциях, выполняемых подводной лодкой «Руби» — «Погружение «Руби». Фильм показывал торпеды, выходящие из своих труб, постановку мин и экипаж, покидающий подводную лодку с использованием акваланга.
В августе 1946 г. Группа предприняла экспедицию в сторону от моря и попробовала свои способности при погружении в пещеру с пресной водой. Несомненно, Дюма и Тайе не были увлечены этой идеей. По словам последнего, он «предпочитал Нептуна Плутону. Я никогда прежде не видел, чтобы Дюма беспокоили дурные предчувствия».
Участники экспедиции должны были обследовать подводный туннель и пещеру знаменитого Воклюзского источника близ Авиньона, который каждый раз в марте превращался из спокойного ручейка в стремительный и бурный поток. Источник представлял собой спокойное озерцо в кратере под высокими известняковыми скалами на Сортом. Его туннель был ранее исследован Оттонелли в 1878 г. с использованием примитивного снаряжения и марсельским водолазом-спасателем Негри в 1936 г. Оба эти водолаза записали свои открытия. Планирование погружения Группы частично основывалось на их информации. Они предполагали, что пройдя начальный туннель найдут другую полость, которая должна дать ответ на загадку ежегодного выброса воды. Кусто позже вспоминал, что описание Негри топографии пещеры было «чересчур образным» и насыщенным неправильной информацией. План погружения Группы требовал, чтобы Кусто и Дюма следовали по направляющей веревке с подвешенной чугунной чушкой вниз, в туннель, и по достижении определенной глубины, закрепив чушку, потянули за веревку заранее установленное число раз. Получив эти сигналы Фарг, который следил за направляющей веревкой, должен был подтянуть веревку, которую могли бы использовать водолазы для возврата на поверхность. Сигналы с помощью веревки были только видом связи между водолазами и обеспечивающей группой на поверхности. При погружении Кусто должен был нести три 100-футовых куска тонкой веревки. Как только будет натянута основная направляющая веревка, Кусто сможет после этого прикрепиться к чушке и начать свое обследование полости, зная, что он всегда сумеет найти свой путь назад к основной направляющей веревке.
Этот план был реализован, когда чугунная чушка была размещена на глубине 90 футов. Для первого погружения Кусто использовал самодельный гидрокостюм, а Дюма имел снаряжение итальянского водолаза-разведчика. Оба они располагали ножами, водонепроницаемыми фонарями и были связаны друг с другом 30-футовым соединительным линем. Кроме того Дюма нес дополнительный баллон с воздухом в качестве аварийного запаса. У него также был глубиномер и ледоруб скалолаза.
После короткой остановки на поверхности для регулировки своей плавучести, Кусто первым спустился головой вниз в туннель, за ним — Дюма. У Кусто была отрицательная плавучесть, но он быстро замедлил спуск, благодаря соединительному линю на своем поясе. Дюма, также обладая отрицательной плавучестью и находясь выше и позади него, пытался замедлить спуск, используя ноги как тормоза. В результате Дюма столкнул несколько больших известняковых камней и вызвал мини-обвал, который посыпался вниз на Кусто. На глубине 90 футов Кусто натолкнулся на чугунный балласт спасательного линя и столкнул его вниз по склону на большую глубину. Продолжая спуск. Кусто почувствовал сильную сонливость, сопровождаемую болью в голове и ушах. Он спускался со скоростью два узла, и туннель напоминал ему поездку в парижском метро.
Когда он ступил в пространство внутренней пещеры, карманный фонарь не смог осветить потолок, который он ожидал увидеть. Мысли стали путанными, но он сумел направить свет фонаря вниз и различить Дюма на другом конце соединительного линя. Костюм Дюма был заполнен водой, и он держал свой карманный фонарь подобно смешному жуку-светляку. Дюма предпринимал слабые попытки наполнить свой костюм воздухом.
«Я подплыл к нему снизу и посмотрел на его глубиномер. Он показывал 150 футов. Шкала была затоплена. Мы были глубже, чем показывал прибор, по меньшей мере, на глубине 200 футов. На дне извилистого, наклонного туннеля. Несмотря на глубину у нас не было знакомого опьянения. Вместо бурного веселья мы чувствовали себя тяжело и тревожно. Дюма был поражен сильнее, чем я».
Оба водолаза подверглись отравлению двуокисью углерода, содержащейся в воздухе их аквалангов. Эта опасность грозила отнять их жизни. Они были в очень опасной ситуации, в полном замешательстве Кусто оставил Дюма держать спасательную веревку и отплыл, все еще намереваясь найти потолок этой полости. Ситуация быстро ухудшалась. Дюма перестал держаться за направляющую веревку и медленно дрейфовал прочь, таща за собой Кусто. Кусто вновь поплыл к нему...
Продолжение следует