Прошлое бездонно и многомерно – чем глубже погружаешься в пропасть воспоминаний, тем ярче и отчетливее встают перед тобой картины пережитого..
Феоктист Андреевич Шпакович свыше десяти лет стоял у штурвала Водолазной школы. Я позволю себе уделить особое внимание этому замечательному человеку. Феоктист Андреевич родился в 1879 году в Севастополе. С 1903 года командование Севастопольского порта поручает ему сложные водолазные работы. А в 1907 году, закончив в Кронштадте курсы офицерского состава при Водолазной школе, Шпакович становится водолазным специалистом.
По инициативе Шпаковича Водолазная школа в 1931 году преобразуется в военно-морской Водолазный техникум, которым он руководит до 1938 года. Феоктист Андреевич провел за работой под водой свыше 10 тысяч часов и принимал участие в подъеме 25 затонувших кораблей. Тысячи молодых людей прошли его замечательную водолазную школу, наполненную творчеством и созиданием.
Десятилетний балаклавский период существования Водолазного техникума был весьма насыщен. При нем существовали и командирские курсы. Окончившим их присваивалось звание водолазного специалиста. В Водолазном техникуме готовилось 95% специалистов водолазного дела в стране. В 1938 году в программу подготовки водолазов включается освоение подводной электросварки и резки металла. Питомцы Водолазного техникума выполняли гидротехнические и подводно-технические работы, поднимали корабли и суда, ценные грузы, проводили подводный судоремонт, спасали аварийные корабли. В общем, проводилась вдумчивая и серьезная теоретическая и практическая подготовка будущих водолазов - профессионалов для России. Водолазы двадцатых и тридцатых годов прошли такую подводную школу, что не устанешь восхищаться их профессиональной подготовкой!
Описывая исторический путь Водолазной школы, невозможно не отметить судоподъемные работы. Высокий профессионализм и мужество проявили водолазы при подъеме подводных лодок (некоторые из них были затоплены на предельных по тем временам глубинах). Вот часть из них: «Лосось», «Пеликан», «Налим», «Орлан», «ПЛ-БЗ», «Судак», «ПЛ-9» (поднята со значительной глубины - 92 м), «Л-55» (английская лодка, потопленная нашими моряками).
«Л-55» считалась одной из новейших океанских подводных лодок Англии. Для русских кораблестроителей она представляла особый интерес, поэтому лодку решили поднять. После подъема лодки Лев Николаевич Захаров -начальник ЭПРОНа - прибыл е Москву и доложил В.Р. Менжинскому о выполнении приказа. Вячеслав Рудольфович поблагодарил эпроновцев и сказал: «Подняв «Л-55», вы сделали больше, чем если бы даже привезли в Москву золото «Черного Принца». В 1925 году эпроновцы приступили к подъему кораблей эскадры Черноморского флота, потопленной 18.07.1918 года в Цемесской бухте под Новороссийском.
….Запенились буруны над всплывающими понтонами, и над водой показались разрушенные надстройки и обводы корабля. Эсминец «Калиакрия» стал первым поднятым кораблем из затопленной Черноморской эскадры.
С 1925 по 1940 годы помимо эсминца «Калиакрия» были подняты эсминцы «Сметливый», «Гаджибей», «Стремительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», часть эсминца «Керчь»; транспорты «Фредерик», «Женереза», «Сербия». Везде на судоподъеме наряду с опытными водолазами работали молодые выпускники Водолазной школы, нередко принимали участие и курсанты, приобретая практические навыки.
Драматические события, о которых пойдет разговор, связаны с тяжелейшими физическими и психологическими перегрузками водолазов и с их гибелью и заслуживают особой исторической памяти.
7 октября 1916 года в 6 часов 20 минут на линейном корабле «Императрица Мария», стоявшем на внутреннем рейде Севастопольской бухты, вспыхнул пожар в расположении 1-й (носовой) башни главного калибра, следом прогремел мощный взрыв. Затем последовали один за другим еще 22 взрыва, вызвавшие большие разрушения. Для предотвращения взрыва боеприпасов в других погребах были открыты кингстоны. Линкор стал погружаться в воду, но в 7 часов 16 минут произошел сильный взрыв, после чего корабль перевернулся вверх килем и затонул на глубине 18 метров, значительно войдя в ил. В момент опрокидывания все четыре башни главного калибра, по 860 тонн каждая, вывалились из своих оснований и погрузились в илистый грунт. При катастрофе погибло 225 и получили тяжелые ранения и ожоги 85 моряков. Причина катастрофы оставалась неизвестной. И только в наши годы кое-что прояснилось. След вел к германской разведке, действовавшей тогда на юге России.
Вновь внутренний рейд Севастопольской бухты. 29 октября 1955 года в 01 час 30 минут 48 секунд произошел взрыв под флагманским кораблем Черноморского флота - линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут корабль опрокинулся вверх килем и затонул. Погибло 609 и ранено 139 моряков. До сих пор не установлена причина взрыва, вызвавшая гибель линкора.
Судоподъем обоих линкоров явился сгустком мужества и воли. Подобного не ведала история водолазания. Отсутствие видимости, разлагающиеся трупы, сотни тонн взрывоопасных предметов, студенистая масса из ила и нефтепродуктов, тяжелейший физический и психологический пресс - вот то самое лезвие бритвы, по которому много раз прошли водолазы, изранив свои благородные души, но линкоры подняли за короткие сроки. И все они свою судьбу связали с Водолазной школой (от адмирала до курсанта), посвятив себя водолазному делу.
В двадцатые годы возрастает объем водолазных работ, возникает и потребность в освоении предельных морских глубин. В 1929 году к разработке вопросов физиологии водолазного труда привлекаются ученые кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Руководитель кафедры академик Л.А. Орбели назначается председателем комиссии по изучению физиологических особенностей глубоководных погружений. В тридцатых годах комиссия расширяется, в нее входят ученые - Е.М. Крепе, Б.Д. Кравчинский, СМ. Дионесов, СИ. Прикладовицкий, СП. Шистовский, практики водолазного дела - Ф.А. Шпакович, главный врач ЭПРОНа К.А. Павловский.
Была сформирована группа испытателей из ведущих водолазов-глубоководников, водолазных специалистов и инструкторов Водолазной школы. Объединение ученых и специалистов – практиков за незначительный срок позволило разработать таблицы режимов декомпрессии для глубин погружения водолазов до 100 метров (при работе на сжатом воздухе) и для глубин 200 метров – с использованием гелиокислородных смесей. В 1932 году А.Д. Разуваев в трехболтовом снаряжении на сжатом воздухе спустился на глубину 100 метров. В 1936 году В.М. Медведев, П.К. Спаи и И.Т. Чертан погружаются на 140 метров, используя также сжатый воздух.
В 1938 году Владимир Михайлович Медведев перекрывает собственное достижение (150 метров) и погружается в трехболтовом снаряжении на сжатом воздухе на глубину 157 метров.
В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на 200 метров, с использованием сухой рекомпрессионной, а затем - гид-рорекомпрессионной камер.
Война приостановила испытания. В 1941 году Водолазная школа оставляет Балаклаву и переезжает в Астрахань. С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 кораблей и судов (150 из них были восстановлены и вошли в состав флота), 188 судам и кораблям, терпевшим бедствие, оказали помощь. Научно-технический совет ЭПРОНа был создан в 1931 году. В него вошли академики А.Н. Крылов, Л.А. Ор-бели, Е.М. Крепе, Ю.А. Шиманский. крупнейшие конструкторы судостроительной промышленности, ведущие спеииагисты ЭПРОНа. начальник Водолазной школы Ф.А. Шпакович. С 1932 года совет возглавлял начальник экспедиции (ЭПРОНа) Ф.И. Крылов. Это был замечательный человек, он с любовью относился к подчиненным. С энергией поддерживал Водолазную школу. Особое - глубокое уважение было у него к водолазам, к их труду. Эпроновцы его любили
В конце 1941 года Фотий Иванович тяжело заболел и в 1942 году начальником Главного управления был назначен контр-адмирал А. А. Фролов. В этот период ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота {АСС ВМФ). А Военно-морской водолазный техникум стал именоваться Аварийно-спасательным учебным отрядом.
За десять лет своего творческого существования Военно-морской техникум, являясь настоящей Водолазной школой, подготовил 2200 высококвалифицированных водолазов и немало водолазных специалистов. В 1942 году Водолазная школа была переведена из Астрахани на озеро Байкал. Александр Андреевич Фролов берет под собственный контроль подготовку водолазов. В трудные годы войны школа постоянно ощущала его поддержку. Война, словно топка, сжигала специалистов. На флотах аварийно-спасательные службы постоянно нуждались в водолазах. Необходимо было срочно создавать учебную базу. И в сжатые сроки силами личного состава школы была построена эстакада для спусков курсантов под воду, причал для швартовки плавсредств, казармы, кабинеты и классы.
В 1944 году Водолазная школа возвратилась в Балаклаву. Восстановление разрушенной учебной базы осуществлялось одновременно с учебной подготовкой личным составом школы. За весь период войны Водолаз ная школа не прекращала выпуск водолазов для военно-морского флота. В послевоенный период необходимость в водолазном труде возрастает, и школа увеличивает выпуск специалистов.
Я не буду повторять то, какой ад оставили после себя фашисты. Но все работы, которые связаны с глубинами, делались руками водолазов. Благодаря этим работам очистились акватории портов и фарватеров от взрывоопасных предметов, восстановлены пирсы, причальные стенки, причалы и коммуникации через водные преграды.
С 1941 по 1955 годы было поднято 3916 кораблей и судов - титанический труд водолазов (большинство из которых - выпускники Водолазной школы), всех специалистов аварийно-спасательной службы. Выполненные уникальные работы невозможно перечислить. За разработку методов подъема крупнотоннажных судов Н.П. Чи-керу, Н.Н. Бирюкову. А.И. Фигичеву, А.Н. Кузнецову, А.И. Завтракову, М.К. Таршису, Г.И. Рывкину была в 1950 году присуждена Государственная премия СССР.
В 1949 году создается глубоководное снаряжение IKC-3 (гелиокислородное снаряжение - трехболтовое). И в этом году водолазы Иванов, Выскребенцев, Кийко впервые в мире опустились на 200 метров. А в 1956 году водолазы-глубоководники Поражевский, Ковалевский, Шалаев и другие стали первыми в мире, спустившись на глубину 300 метров. Все они начинали свой путь в глубину в Водолазной школе.
За создание снаряжения ГКС-3 группа специалистов в 1951 году награждается Государственной премией СССР. Среди награжденных был водолаз-глубоководник, преподаватель Водолазной школы, капитан 3 ранга Леонид Федорович Кобзарь.
В 1957 году Водолазная школа перебазировалась из Балаклавы в Севастополь. Севастопольская Водолазная школа - это городок с учебным комплексом, с морским полигоном для отработки водолазных спусков, корабельным комплексом со спускоподъемным устройством с платформой, колоколом и беседками для учебных погружений будущих водолазов-глубоководников, с жилыми помещениями и медицинскими кабинетами, с блоком питания и продовольственным складом, с библиотеками и кинотеатром, со спортивным комплексом, со скверами и парковыми аллеями.
Все создавалось личным составом школы, бессменным начальником которой, еще с Балаклавского периода (1956-1970 гг.), являлся исключительный организатор и замечательный человек - капитан 1 ранга Иван Ефимович Горелый. В 1970 г., уйдя в отставку, Иван Ефимович оставил завершенный, хорошо оснащенный учебный комплекс, в котором до девяностых годов велась при нормальных условиях ритмичная и хорошая подготовка водолазов. Выпускники Водолазной школы выполняли подводные работы на всех флотах Отечества.
В период с 1 по 19 сентября 1986 года питомцы школы работали на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов». За мужество восемь водолазов награждены орденами и медалями. Ю. Полищук и С. Шардаков (посмертно) - орденами Красной Звезды.
В девяностых годах в Водолазной школе началась «ломка» в подготовке водолазов. Даже возникали вопросы у некоторых высокопоставленных чиновников: «А нужна ли вообще Водолазная школа России?..». Нужна, господа. Нужна. Негоже посягать на флот России. Флот и Россия - единое целое
Однако Водолазная школа продолжает свой тернистый и достойный путь. Обозначив ее созидательные вехи, которые заслуживают особого внимания, я ничего не сказал о гражданских водолазах России второй половины ушедшего века. Это отдельный разговор, но одно скажу - где работали они, там не оставалось груды развалин, там появлялась здоровая, насыщенная творчеством жизнь.
Ныне Водолазная школа (войсковая часть 20205), став второй школой младших специалистов, является подразделением 7-го учебного отряда Черноморского флота имени адмирала Октябрьского и предназначена для подготовки водолазов для кораблей и частей Военно-морского флота России. В соответствии со штатным расписанием школа может готовить 300 водолазов за один набор. В год производится подготовка двух наборов. Кроме того, в каждом наборе школа готовит 20 водолазов для ФПС (федеральная пограничная служба) России. Для теоретической подготовки водолазов имеется 14 учебных кабинетов и 11 учебных классов. В школе ведется работа по созданию учебных видеофильмов, наглядных пособий, макетов. Для практической отработки водолазных спусков есть водолазный полигон с 14 водолазными постами, которые способны обеспечить одновременный спуск под воду 80 водолазов. Для погружения водолазов на глубины более 10 метров школа обладает дивизионом учебных катеров. Глубоководники проходят отработку навыков на глубине с борта спасательного судна «ЭПРОН» (судно не принадлежит школе).
К сожалению, школа не имеет положенного по штату аварийно-спасательного судна с глубоководным водолазным комплексом, что не позволяет в полном объеме отрабатывать водолазам-глубоководникам на глубинах 60 метров и более. Полигон борьбы за живучесть практически неработоспособен из-за выхода из строя трубопроводов и оборудования - это затрудняет обучение курсантов борьбе за живучесть корабля. Недостаточно обеспечение водолазного полигона водолазным имуществом. Неполная загрузка школы личным составом не позволяет проводить обучение в максимальном объеме. Отсутствует современная литература по водолазному делу. Недостаточное финансирование. Малый срок обучения водолазов (5 и 7 месяцев).
В школу для обучения сейчас поступают не очень физически крепкие молодые люди, со слабой общеобразовательной подготовкой. Даже в пятидесятые годы подобное было недопустимо. В Водолазную школу направляли самых крепких парней с хорошим общеобразовательным уровнем. Кто из них не проходил заключительную медицинскую комиссию и «проваливался» на тестах, того за проходной Водолазной школы ожидали «покупатели», как мы их называли, из авиационных училищ.
В заключение необходимо отметить - питомцы Водолазной школы становились учеными, писателями, кинематографистами, изобретателями, крупными воена-чальниками, командирами кораблей, воинских частей и соединений.
Из числа выпускников Водолазной школы четверо удостоены звания Героя Советского Союза - это капитан 1 ранга П.И. Державин, подполковник П.Е. Филоненко, контр-адмирал А.В. Трипольский, летчик-космонавт В.И. Рождественский.
Девять специалистов водолазного дела стали лауреатами Государственной премии.
Водолаз А.Ф. Символоков удостоен звания Героя социалистического труда.
За 120-летний период (с 1882 по 2002 гг.) существования Государственной школы водолазов выпущено свыше пятидесяти тысяч водолазов-профессионалов и свыше четырехсот шестидесяти водолазных специалистов, подготовка которых велась с 1882 по 1962 гг. Из них: j сто сорок специалистов подготовлено с 1882 по 1917гг., порядка двухсот выпущено с 1918 по 1940 гг. и около ста двадцати водолазных специалистов пришли служить на! флота России из стен Водолазной школы с 1941 по 1962 гг. В дальнейшем подготовка водолазных специалистов велась в высших мореходных училищах.
С 1963 по 1974 гг. будущие водолазные специалисты приобретали знания в ВВМИУ имени В.И. Ленина. За этот период было подготовлено двести восемь водолазных специалистов с отличной профессиональной выучкой. С 1975 года обучение на водолазных специалистов проводится в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (ныне - Военно-морской инженерный институт), в стенах которого уже подготовлено четыреста двенадцать специалистов.
Закончился заминированный XX век, и какой бы ни была Россия - это наша Россия и нам предстоит ее разминировать на суше и в ее океанских глубинах.