Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Карпичев Владимир. Судьба водолазов России Печать

Октопус, № 4/2006

Прошлое бездонно и многомерно – чем глубже погружаешься в пропасть воспоминаний, тем ярче и отчетливее встают перед тобой картины пережитого..

      Феоктист Андреевич Шпакович свыше десяти лет стоял у штурвала Во­долазной школы. Я позволю себе уделить особое внимание этому замечатель­ному человеку. Феоктист Андреевич родился в 1879 году в Севастополе. С 1903 года командование Севастопольского порта поручает ему сложные водолазные работы. А в 1907 году, закончив в Кронштадте курсы офицерского состава при Водолазной школе, Шпакович становится водолазным специалистом.

      По инициативе Шпаковича Водолазная школа в 1931 году преобразует­ся в военно-морской Водолазный техникум, которым он руководит до 1938 го­да. Феоктист Андреевич провел за работой под водой свыше 10 тысяч часов и принимал участие в подъеме 25 затонувших кораблей. Тысячи молодых лю­дей прошли его замечательную водолазную школу, наполненную творчеством и созиданием.

     Десятилетний балаклавский период существования Водолазного тех­никума был весьма насыщен. При нем существовали и командирские курсы. Окончившим их присваивалось звание водолазного специалиста. В Водолаз­ном техникуме готовилось 95% специалистов водолазного дела в стране. В 1938 году в программу подготовки водолазов включается освоение подвод­ной электросварки и резки металла. Питомцы Водолазного техникума выпол­няли гидротехнические и подводно-технические работы, поднимали корабли и суда, ценные грузы, проводили подводный судоремонт, спасали аварийные корабли. В общем, проводилась вдумчивая и серьезная теоретическая и практическая подготовка будущих водолазов - профессионалов для России. Водолазы двадцатых и тридцатых годов прошли такую подводную школу, что не устанешь восхищаться их профессиональной подготовкой!

Описывая исторический путь Водолазной школы, невозможно не отме­тить судоподъемные работы. Высокий профессионализм и мужество прояви­ли водолазы при подъеме подводных лодок (некоторые из них были затопле­ны на предельных по тем временам глубинах). Вот часть из них: «Лосось», «Пеликан», «Налим», «Орлан», «ПЛ-БЗ», «Судак», «ПЛ-9» (поднята со значи­тельной глубины - 92 м), «Л-55» (английская лодка, потопленная нашими мо­ряками).

        «Л-55» считалась одной из новейших океанских подводных лодок Анг­лии. Для русских кораблестроителей она представляла особый интерес, поэ­тому лодку решили поднять. После подъема лодки Лев Николаевич Захаров -начальник ЭПРОНа - прибыл е Москву и доложил В.Р. Менжинскому о выпол­нении приказа. Вячеслав Рудольфович поблагодарил эпроновцев и сказал: «Подняв «Л-55», вы сделали больше, чем если бы даже привезли в Москву золото «Черного Принца».       В 1925 году эпроновцы приступили к подъему кораблей эскадры Черноморского флота, потопленной 18.07.1918 года в Цемесской бухте под Новороссийском.

     ….Запенились буруны над всплывающими понтонами, и над водой по­казались разрушенные надстройки и обводы корабля. Эсминец «Калиакрия» стал первым поднятым кораблем из затопленной Черноморской эскадры.

С 1925 по 1940 годы помимо эсминца «Калиакрия» были подняты эс­минцы «Сметливый», «Гаджибей», «Стремительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», часть эсминца «Керчь»; транспорты «Фре­дерик», «Женереза», «Сербия». Везде на судоподъеме наряду с опытными водолазами работали молодые выпускники Водолазной школы, нередко при­нимали участие и курсанты, приобретая практические навыки.

Драматические события, о которых пойдет разговор, связаны с тяже­лейшими физическими и психологическими перегрузками водолазов и с их гибелью и заслуживают особой исторической памяти.

7 октября 1916 года в 6 часов 20 минут на линейном корабле «Импе­ратрица Мария», стоявшем на внутреннем рейде Севастопольской бухты, вспыхнул пожар в расположении 1-й (носовой) башни главного калибра, сле­дом прогремел мощный взрыв. Затем последовали один за другим еще 22 взрыва, вызвавшие большие разрушения. Для предотвращения взрыва боеп­рипасов в других погребах были открыты кингстоны. Линкор стал погружать­ся в воду, но в 7 часов 16 минут произошел сильный взрыв, после чего ко­рабль перевернулся вверх килем и затонул на глубине 18 метров, значитель­но войдя в ил. В момент опрокидывания все четыре башни главного калибра, по 860 тонн каждая, вывалились из своих оснований и погрузились в илистый грунт. При катастрофе погибло 225 и получили тяжелые ранения и ожоги 85 моряков. Причина катастрофы оставалась неизвестной. И только в наши го­ды кое-что прояснилось. След вел к германской разведке, действовавшей тогда на юге России.

Вновь внутренний рейд Севастопольской бухты. 29 октября 1955 го­да в 01 час 30 минут 48 секунд произошел взрыв под флагманским кораб­лем Черноморского флота - линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут корабль опрокинулся вверх килем и затонул. Погибло 609 и ранено 139 моряков. До сих пор не установлена причина взрыва, вызвавшая ги­бель линкора.

       Судоподъем обоих линкоров явился сгустком мужества и воли. Подоб­ного не ведала история водолазания. Отсутствие видимости, разлагающиеся трупы, сотни тонн взрывоопасных предметов, студенистая масса из ила и нефтепродуктов, тяжелейший физический и психологи­ческий пресс - вот то самое лезвие бритвы, по которому много раз прошли водолазы, изранив свои благородные души, но линкоры подняли за короткие сроки. И все они свою судьбу связали с Водолазной школой (от адмирала до курсанта), посвятив себя водолазному делу.

В двадцатые годы возрастает объем водолазных работ, возникает и потребность в освоении предельных морских глубин. В 1929 году к разработке вопросов фи­зиологии водолазного труда привлекаются ученые ка­федры физиологии Военно-медицинской академии.

Руководитель кафедры академик Л.А. Орбели наз­начается председателем комиссии по изучению физиоло­гических особенностей глубоководных погружений. В тридцатых годах комиссия расширяется, в нее входят ученые - Е.М. Крепе, Б.Д. Кравчинский, СМ. Дионесов, СИ. Прикладовицкий, СП. Шистовский, практики водо­лазного дела - Ф.А. Шпакович, главный врач ЭПРОНа К.А. Павловский.

Была сформирована группа испытателей из веду­щих водолазов-глубоководников, водолазных специалис­тов и инструкторов Водолазной школы. Объединение ученых и специалистов – практиков за незначительный срок позволило разработать таблицы режимов декомпрессии для глубин погружения водолазов до 100 метров (при работе на сжатом воздухе) и для глубин 200 метров – с использованием гелиокислородных смесей. В 1932 году А.Д. Разуваев в трехболтовом снаря­жении на сжатом воздухе спустился на глубину 100 мет­ров. В 1936 году В.М. Медведев, П.К. Спаи и И.Т. Чертан погружаются на 140 метров, используя также сжатый воздух.

В 1938 году Владимир Михайлович Медведев пе­рекрывает собственное достижение (150 метров) и погру­жается в трехболтовом снаряжении на сжатом воздухе на глубину 157 метров.

В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на 200 метров, с использованием сухой рекомпрессионной, а затем - гид-рорекомпрессионной камер.

Война приостановила испытания. В 1941 году Во­долазная школа оставляет Балаклаву и переезжает в Астрахань.  С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 кораблей и су­дов (150 из них были восстановлены и вошли в состав флота), 188 судам и кораблям, терпевшим бедствие, ока­зали помощь. Научно-технический совет ЭПРОНа был создан в 1931 году. В него вошли академики А.Н. Крылов, Л.А. Ор-бели, Е.М. Крепе, Ю.А. Шиманский. крупнейшие конст­рукторы судостроительной промышленности, ведущие спеииагисты ЭПРОНа. начальник Водолазной школы Ф.А. Шпакович. С 1932 года совет возглавлял начальник экспедиции (ЭПРОНа) Ф.И. Крылов.  Это был замечательный человек, он с любовью относился к подчиненным. С энергией поддерживал Водолазную школу. Особое - глубокое уважение было у него к водолазам, к их труду. Эпроновцы его любили

      В конце 1941 года Фотий Иванович тяжело заболел и в 1942 году начальником Главного управления был наз­начен контр-адмирал А. А. Фролов. В этот период ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота {АСС ВМФ). А Военно-морской водолаз­ный техникум стал именоваться Аварийно-спасательным учебным отрядом.

За десять лет своего творческого существования Военно-морской техникум, являясь настоящей Водолаз­ной школой, подготовил 2200 высококвалифицированных водолазов и немало водолазных специалистов. В 1942 го­ду Водолазная школа была переведена из Астрахани на озеро Байкал. Александр Андреевич Фролов берет под собственный контроль подготовку водолазов. В трудные годы войны школа постоянно ощущала его поддержку. Война, словно топка, сжигала специалистов. На флотах аварийно-спасательные службы постоянно нуждались в водолазах. Необходимо было срочно создавать учебную базу. И в сжатые сроки силами личного состава школы была построена эстакада для спусков курсантов под во­ду, причал для швартовки плавсредств, казармы, кабине­ты и классы.

В 1944 году Водолазная школа возвратилась в Ба­лаклаву. Восстановление разрушенной учебной базы осуществлялось одновременно с учебной подготовкой личным составом школы. За весь период войны Водолаз ная школа не прекращала выпуск водолазов для военно-морского флота. В послевоенный период необходимость в водолазном труде возрастает, и школа увеличивает вы­пуск специалистов.

Я не буду повторять то, какой ад оставили после себя фашисты. Но все работы, которые связаны с глуби­нами, делались руками водолазов. Благодаря этим рабо­там очистились акватории портов и фарватеров от взры­воопасных предметов, восстановлены пирсы, причаль­ные стенки, причалы и коммуникации через водные прег­рады.

С 1941 по 1955 годы было поднято 3916 кораблей и судов - титанический труд водолазов (большинство из которых - выпускники Водолазной школы), всех специа­листов аварийно-спасательной службы. Выполненные уникальные работы невозможно перечислить. За разра­ботку методов подъема крупнотоннажных судов Н.П. Чи-керу, Н.Н. Бирюкову. А.И. Фигичеву, А.Н. Кузнецову, А.И. Завтракову, М.К. Таршису, Г.И. Рывкину была в 1950 году присуждена Государственная премия СССР.

В 1949 году создается глубоководное снаряжение IKC-3 (гелиокислородное снаряжение - трехболтовое). И в этом  году  водолазы   Иванов,   Выскребенцев,   Кийко впервые в мире опустились на 200 метров. А в 1956 году водолазы-глубоководники Поражевский, Ковалевский, Шалаев и другие стали первыми в мире, спустившись на глубину 300 метров. Все они начинали свой путь в глуби­ну в Водолазной школе.

За создание снаряжения ГКС-3 группа специалис­тов в 1951 году награждается Государственной премией СССР. Среди награжденных был водолаз-глубоководник, преподаватель Водолазной школы, капитан 3 ранга Лео­нид Федорович Кобзарь.

В 1957 году Водолазная школа перебазировалась из Балаклавы в Севастополь. Севастопольская Водолаз­ная школа - это городок с учебным комплексом, с морс­ким полигоном для отработки водолазных спусков, кора­бельным комплексом со спускоподъемным устройством с платформой, колоколом и беседками для учебных погру­жений будущих водолазов-глубоководников, с жилыми помещениями и медицинскими кабинетами, с блоком пи­тания и продовольственным складом, с библиотеками и кинотеатром, со спортивным комплексом, со скверами и парковыми аллеями.

Все создавалось личным составом школы, бес­сменным начальником  которой,  еще с Балаклавского периода (1956-1970 гг.), являлся исключительный орга­низатор и замечательный человек - капитан 1 ранга Иван Ефимович Горелый. В 1970 г., уйдя в отставку, Иван Ефимович оставил завершенный, хорошо осна­щенный учебный комплекс, в котором до девяностых го­дов велась при нормальных условиях ритмичная и хоро­шая подготовка водолазов. Выпускники Водолазной школы выполняли подводные работы на всех флотах Отечества.

В период с 1 по 19 сентября 1986 года питомцы школы работали на затонувшем пароходе «Адмирал На­химов». За мужество восемь водолазов награждены ор­денами и медалями. Ю. Полищук и С. Шардаков (посме­ртно) - орденами Красной Звезды.

В девяностых годах в Водолазной школе началась «ломка» в подготовке водолазов. Даже возникали вопросы у некоторых высокопоставленных чиновников: «А нужна ли вообще Водолазная школа России?..». Нужна, господа. Нужна. Негоже посягать на флот России. Флот и Россия - единое целое

Однако Водолазная школа продолжает свой тер­нистый и достойный путь. Обозначив ее созидательные вехи, которые заслуживают особого внимания, я ничего не сказал о гражданских водолазах России второй поло­вины ушедшего века. Это отдельный разговор, но одно скажу - где работали они, там не оставалось груды раз­валин, там появлялась здоровая, насыщенная творчест­вом жизнь.

Ныне Водолазная школа (войсковая часть 20205), став второй школой младших специалистов, является подразделением 7-го учебного отряда Черноморского флота имени адмирала Октябрьского и предназначена для подготовки водолазов для кораблей и частей Военно-морского флота России. В соответствии со штатным рас­писанием школа может готовить 300 водолазов за один набор. В год производится подготовка двух наборов. Кро­ме того, в каждом наборе школа готовит 20 водолазов для ФПС (федеральная пограничная служба) России. Для теоретической подготовки водолазов имеется 14 учебных кабинетов и 11 учебных классов. В школе ведется работа по созданию учебных видеофильмов, наглядных пособий, макетов. Для практической отработки водолазных спус­ков есть водолазный полигон с 14 водолазными постами, которые способны обеспечить одновременный спуск под воду 80 водолазов. Для погружения водолазов на глуби­ны более 10 метров школа обладает дивизионом учебных катеров. Глубоководники проходят отработку навыков на глубине с борта спасательного судна «ЭПРОН» (судно не принадлежит школе).

 К сожалению, школа не имеет положенного по штату аварийно-спасательного судна с глубоководным водолазным комплексом, что не позволяет в полном объ­еме отрабатывать водолазам-глубоководникам на глуби­нах 60 метров и более. Полигон борьбы за живучесть практически неработоспособен из-за выхода из строя трубопроводов и оборудования - это затрудняет обучение курсантов борьбе за живучесть корабля. Недостаточ­но обеспечение водолазного полигона водолазным иму­ществом. Неполная загрузка школы личным составом не позволяет проводить обучение в максимальном объеме. Отсутствует современная литература по водолазному де­лу. Недостаточное финансирование. Малый срок обуче­ния водолазов (5 и 7 месяцев).

В школу для обучения сейчас поступают не очень физически крепкие молодые люди, со слабой общеобра­зовательной подготовкой. Даже в пятидесятые годы по­добное было недопустимо. В Водолазную школу направ­ляли самых крепких парней с хорошим общеобразова­тельным уровнем. Кто из них не проходил заключитель­ную медицинскую комиссию и «проваливался» на тестах, того за проходной Водолазной школы ожидали «покупа­тели», как мы их называли, из авиационных училищ.

В заключение необходимо отметить - питомцы Во­долазной школы становились учеными, писателями, ки­нематографистами, изобретателями, крупными воена-чальниками, командирами кораблей, воинских частей и соединений.

Из числа выпускников Водолазной школы четверо удостоены звания Героя Советского Союза - это капитан 1 ранга П.И. Державин, подполковник П.Е. Филоненко, контр-адмирал А.В. Трипольский, летчик-космонавт В.И. Рождественский.

Девять специалистов водолазного дела стали лау­реатами Государственной премии.

Водолаз А.Ф. Символоков удостоен звания Героя социалистического труда.

За 120-летний период (с 1882 по 2002 гг.) сущест­вования Государственной школы водолазов выпущено свыше пятидесяти тысяч водолазов-профессионалов и свыше четырехсот шестидесяти водолазных специалис­тов, подготовка которых велась с 1882 по 1962 гг. Из них: j сто сорок специалистов подготовлено с 1882 по 1917гг., порядка двухсот выпущено с 1918 по 1940 гг. и около ста двадцати водолазных специалистов пришли служить на! флота России из стен Водолазной школы с 1941 по 1962 гг. В дальнейшем подготовка водолазных специа­листов велась в высших мореходных училищах.

С 1963 по 1974 гг. будущие водолазные специа­листы приобретали знания в ВВМИУ имени В.И. Ленина. За этот период было подготовлено двести восемь водо­лазных специалистов с отличной профессиональной вы­учкой. С 1975 года обучение на водолазных специалис­тов проводится в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (ныне - Военно-морской инженерный институт), в стенах ко­торого уже подготовлено четыреста двенадцать специа­листов.

Закончился заминированный XX век, и какой бы ни была Россия - это наша Россия и нам предстоит ее раз­минировать на суше и в ее океанских глубинах.  

 

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.