Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Плоских В.М. Озеро сокровищ Печать

 

Литературный Кыргызстан, 2007

 

Памятники античной культуры на дне Иссык-Куля

В прошедший полевой сезон археологи Кыргызстана сделали сразу несколько уникальных открытий. Экспедиция Кыргызско-Российского Славянского университета (под моим руководством) в содружестве с аквалангистами Российской конфедерации подводной деятельности (под руководством кандидатов наук Н. и С. Лукашовых) подняли со дна озера Иссык-Куль целый «клад» бронзовых предметов оружия и быта (кинжал-акинак, топорики, наконечники пик и стрел, серпы, круглодонные кувшинчики и фрагменты керамики) сакского времени, относящихся к середине I тыс. до новой эры. Такого набора предметов двух с половиной тысячелетней давности в одном месте, тем более на глубине 5 м и на расстоянии около 2,5 километров от берега, ученые еще никогда не находили. Вероятнее всего были обнаружены размытые курганы и поселения сакской (скифской) эпохи, времени борьбы цен-тральноазиатских саков с Александром Македонским (сер. I тыс. до н.э.).
Ранее, несколько лет назад, мы с В. Мокрыниным в размытых курганах античного городища Барскоон по наводке местных школьников собрали коллекцию бронзовых бляшек с изображением головы барса, служивших для украшения одежды. Это были предметы классически сакского «звериного стиля», подобно тем, которые казахские археологи раскопали в кургане Иссык, что располагался между оз. Иссык-Куль и Алма-Атой. Только в казахском кургане бляшки были золотые, а в Барскооне бронзовые, но вместе с отходами производства, что говорило о местном их изготовлении.

     В целом мы приблизились к тому, чтобы поставить вопрос об уникальной древнекочевой цивилизации в Иссык-Кульском бассейне. И еще одно открытие.
Экспедиция, кажется, наконец-то нашла следы средневекового христианского монастыря армянских братьев на берегу Иссык-Куля. Этот монастырь был отмечен еще на знаменитом Каталанском атласе 1375 г. Средневековое городище и подземное катакомбное сооружение с кельями на Светлом Мысе (совр. Ак-Булун) и могут быть тем самым знаменитым монастырем, о котором был наслышан весь христианский мир, но который до сих пор никак не могли определить на местности. Если гипотеза подтвердится, Иссык-Куль станет местом паломничества христиан всего мира. Дело за будущими профессиональными исследованиями. Но уже и сейчас ясно: открыты новые, ранее не известные страницы истории, которые могут дать новый импульс развитию, как историко-археологическои науки, так и туризму в Кыргызстан, к благословенному озеру Иссык-Куль.

kitej4

Иссык-Куль раскрывает свои тайны

Озеро Иссык-Куль - «пульсирующее сердце» Тянь-Шаня. Тысячелетия сменяли тысячелетия, поколения людей сменяли новые поколения, разно-язычные древние племени (саки, гунны, усуни, тюрки) в течение веков сложились в кыргызскую народность. В течение этого времени одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя потомкам памятники материальной и духовной культуры. Часть из них оказалась под водой, на дне озера, которое по наблюдению ученых как бы «дышит» - то, поднимая свой уровень, то снижая. И причины такой трансгрессии и регрессии ученые до сих пор не могут понять: они составляют частицу той тайны природы, которую еще предстоит раскрыть.
Руины древних поселений в прибрежных водах известны давно. Но ни один из серьезных источников прошлых столетий не мог объяснить историю появления и разрушения древних строений, оказавшихся под волнами Иссык-Куля. Лишь многочисленные легенды, китайские летописи да арабские дорожники пытались что-либо прояснить, но лишь еще более будоражат воображение.

Приведу одну из легенд, имеющих, однако, под собой и некоторую историческую основу.
Городище Барсхан (совр. Барскоон) Александра Македонского. Письменное упоминание о нем у арабского средневекового географа Гардизи (сочинение «Зайн ал-ахбар» XI в.).
«Жители Барсхана происходят от персов, именно жителей Фарса. Дело было так. Когда Зу-л-карнейн одержал победу над Дарием, покорил персов и завоевал Ираншахр, он стал опасаться за [себя], так как Персия была населена людьми умными, храбрыми, образованными, хитрыми, дальновидными и благоразумными. Александр подумал, что, когда он уйдет, они произведут восстание, перебьют его наместников и овладеют царством. Тогда он взял из каждого рода по одному или по два в качестве заложников, увел их с собой, отправился в Туркестан и оттуда пошел на Китай. Когда Александр прибыл туда, где теперь находится Барсхан, разведчики сказали ему: «Впереди нас находятся пустынные дороги и бедные местности, где нельзя найти корма для скота; тот обоз, который находится с тобой, не найдет себе достаточно пищи». Александр велел закопать здесь все лишнее и нагрузить лошадей кормом; сыновьям иранских вельмож он отдал приказание: «Оставайтесь здесь до моего возвращения из Китая; тогда я возьму вас с собой и приведу вас обратно в ваш край». Они согласно приказанию остались там; когда пришло известие, что Александр завоевал Китай и оттуда отправился в Индию, сыно-вья иранских вельмож потеряли надежду вернуться на родину, отправили посла в Китай, привели мастеров из обжигателей глины, плотников и живопис-цев и велели им устроить эти места наподобие городов Фарса; местности они дали название Барсхан, т.е. повелитель Фарса»
1.

Часть города вскоре оказалась под водой, а вторая часть осталась на возвышенном плато озера. Исследованием их еще предстоит заняться. Вместе с археологом В.П. Мокрыниным мы в свое время обнаружили на побережье современного с. Барскоон (средневековый Барсхан) бронзовые бляшки для украшения одежды вождя с изображением хищных кошачьих морд (барса) - типично «звериного стиля». Они относятся к сакскому периоду. Рядом, в прибрежных водах Дархана и Саруу нами, на глубине 1,5 м. было обнаружено два бронзовых сакских кинжала (акинака) и бронзовый жертвенный котелок сакского времени. Кстати, такие же кинжалы мы видели в апреле месяце прошлого года в античной коллекции оружия воинов великого завоевателя в Александрийском музее подводных находок в Египте.

     Первые попытки исследования подводных древностей Иссык-Куля были предприняты еще в 1871 г. по инициативе военного губернатора Семиречья из Верного Г.А. Колпаковского.
Приведем архивные документы по этому поводу.

«Об археологических находках в озере Иссык-Куль, приобретении водолазного аппарата и найма водолазов для подводных исследований в Иссык-Куле. Описание скафандра».
Из письма военного губернатора Семиреченской области Г.А. Колпаковского Туркестанскому генерал-губернатору К.П. Кауфману 3 ноября 1871 г. «...Вообще загадочность Иссык-Куля с каждым годом усложняется и по-буждает меня вновь заявить мысль о необходимости исследования... Для полноты предприятия недостает водолазного аппарата, приобретение коего посредством частных средств более чем сомнительно. Не будет ли позволено выписать этот аппарат на кульджинские доходы?».

      16 декабря 1971 г. Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман отправляет в Кронштадт письмо генерал-майору К.Я. Звереву.

«Милостивый Государь Константин Яковлевич! Озеро Иссык-Куль, находящееся в пределах Семиреченской области, представляет собою весьма богатый материал для археологических исследований. Найденные на дне озера и рек в оное впадающих в разное время древние вещи свидетельствуют, что местность, где находится озеро Иссык-Куль, была совсем в иных условиях, чем в настоящее время, изменившихся вследствие какого-либо переворота. К сожалению, археологические находки так же бедны, ибо добываются случайно не интересующимся наукою кочевым населением и притом так разнообразны, что не представляют еще данных к какому-либо выводу. Но так как загадочность Иссык-Куля с каждым годом приобретает все более интереса в научном отношении, то весьма естественно является мысль о необходимости исследования оного. Главная остановка в настоящее время за водолазным аппаратом, а равно за мастером, которому можно было бы поручить подводные исследования.

      Ввиду всего этого я имею честь обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбой, не найдете ли Вы возможности поручить кому-нибудь собрать сведения, что будет стоить водолазный прибор, наиболее прочный, и на каких условиях можно найти охотника приехать в здешний край и заняться изысканиями. При этом, главным образом, нужно принять во внимание, что как цель приглашения такого мастера составляют по преимуществу археологические изыскания, то в данном случае необходим человек развитый, способный, сильный и непьющий. С истинным почтением и совершенною преданностью...»2.
      Для этих целей попытались даже выписать легкий водолазный костюм через Кронштадт из Парижа. Но из-за нехватки средств водолазный костюм так и не был приобретен, а подводные исследования начались лишь в советские годы. Пионером современного научного исследования подводных памятников Иссык-Куля с использованием аквалангов следует считать известного кыргызского археолога Д.Ф. Винника, начавшего погружения со студентами еще в 1959 г. К сожалению, позже они были прерваны.
В результате исследований, возобновленных нами с В. Мокрыниным в 1985 г., под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье Иссык-Куля - до сотни. Они как бы немые свидетели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой земледельческой (УШ-ХШ в. н.э.).

       Кроме ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук, в экспедиции приняли участие аквалангисты Конфедерации подводной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидатов наук - Николая и Светланы Лукашевых с использованием современного подводного оборудования.
Экспедицией были выявлены и зафиксированы на дне озера неизвестные ранее древние курганы, каменные изваяния, поселения, городища.

         Впервые во время работы Иссык-Кульской экспедиции в полевой сезон 1985 г. на дне Тюпского залива нами были впервые обнаружены остатки крупного городища. Находки каменных и бронзовых орудий труда, предметов земледельческой культуры, керамической посуды, бронзовых зеркал, каменных зернотерок, шлаков бронзового литья, опорных основ строений свидетельствовали: городище существовало где-то в первом тысячелетии до нашей эры.

      Мы предположили, что нашли развалины знаменитого города Чигу ставки могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле, города, который упоминается в древнекитайских летописях. Но все это нужно было еще доказать новыми изысканиями. Дальнейшие находки одна эффектнее другой, подтверждали нашу гипотезу о столице усуньского государства г. Чигу, впитавшей в себя все элементы предшествующих более древних (сакских) культур. За три последующих полевых сезона, в которых принимала участие группа проф. С.С. Прапора, под водой нам удалось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которая давала представление о жизни столичных обитателей, их занятиях и быте. Все предметы долгое время находились под водой и были покрыты известковыми донными наростами. (Сейчас они в музее Национальной академии наук и музее КРСУ).

        Привязка исторического города Чигу к определенному месту имеет важное научное значение. Скудная письменная история столицы усуньских правителей-кунбагов получает не только точную локализацию на местности, но и прочную документальную базу из беспристрастных и многочисленных археологических артефактов. Отождествление развалин затопленного горо-дища со столицей Чигу позволяет установить многие ранее неизвестные факты, имеющие не только историко-познавательное, но и научное значение. Важнейшие из них:

-         Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н.э., как это представлено в некоторых трудах ученых. Город уже существовал ранее, и только впервые упомянут в китайских летописях в связи с событиями того времени. Жизнь на городище документируется археологическими находками, по меньшей мере, на 500 лет раньше первого упоминания, что позволяет предполагать местоположение здесь ставки городского типа еще сакских вождей.

-         Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев.

-         Культура оседлого населения Прииссыккулья была тесно связана с культурой среднеазиатских поселений и, прежде всего, Ферганы. Сведения, принесенные в Китай во II веке до н.э. послом и путешественником Чжан Цянем, получают археологическое подтверждение о значительных историко-культурных памятниках на Великом Шелковом пути. Еще об одной примечательной подводной находке.
В заливе Кара-Ой, что вблизи курортного центра Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м, буквально в последний день полевого сезона 2003 г. со дна озера аквалангистами Конфедерации подводной деятельности России под руководством проф. С.С. Прапора были подняты два бронзовых жертвенных котла изумительной сохранности. Подобные жертвенники были широко распространены в античную эпоху по всему Семиречью - современному Казахстану и Кыргызстану.

Но наши имели отличительные особенности. На дне под толщей воды, в бликах солнечного цвета, они отливали желтым золотистым цветом. У аквалангистов буквально захватило дух от такой изумительной находки, которую первоначально в воде приняли даже за золотую. Можно только представить панику и азарт, охвативший всех нас от такой небывалой удачи. Но и бронза не остудила наш пыл. Большой котел был занесен песком и илом, виден был только нижний ободок поддона. Рядом на дне виднелся малый бронзовый котел. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и песком. Выступали только фигурные ножки, выполненные в форме птичьих лапок.
Раскопки и подъем котлов были осуществлены с использованием лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь, своей хорошей сохранностью и почти полной неокиелейностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовые окислы практически отсутствовали. Поднятые котлы отливали золотом, поражая воображение всех собравшихся.

       Понятно, нашей радости и счастью не было предела. Поражало и мастерство литейщиков, секрет которых не раскрыт полностью даже в наше время.
Впечатляющей находкой стали также найденный на дне бронзовый псалий - предмет нарядной конской сбруи. Псалий изготовлен способом литья. Как часть парадной упряжи, он является фактически художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников (пантеры?), смотрящих в разные стороны. Челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх на конце, а нижняя имеет подобие бороды, челюсти соединены стилизованными зубами - традиционно сакский «звериный» стиль.

          В прошедший полевой сезон 2006 г. археологи Кыргызстана со своими российскими коллегами сделали сразу несколько интересных находок. Наша экспедиция подняла со дна озера Иссык-Куль целый «клад» бронзовых предметов оружия и быта сакского времени, таких как кинжал-акинак, топорики, наконечники пик и стрел, серпы, кругло донные кувшинчики и фрагменты керамики, относящихся к середине 1 тыс. до н.э. Такого набора предметов двух с половиной тысячелетней давности в одном месте, тем более на глубине 5 метров и на расстоянии 2,5-3 километров от берега, ученые еще никогда не обнаруживали. Видимо, мы напали на размытые курганы и поселения сакской эпохи.
В прошлом полевом сезоне мы подняли со дна обрубок уникального золотого слитка проволочной восьмигранной формы почти в 70 граммов. Высказано предположение, что, этот слиток может быть первым, обнаруженным в Центральной Азии образцом ранней формы металлических денег, служившим эквивалентом обмена, предшественником золотых монет. Если эта гипотеза подтвердится, то находка приобретает не только материальную цену, но и становится уникальной историко-культурной ценностью мирового значения, как прообраз золотых монет Центральной Азии, к тому же поднятый со дна Иссык-Куля.
Интересным можно назвать обнаруженные на дне озера бронзовые наконечники копий. Подобных наконечников на территории Центральной Азии еще не находили. Но в составе Каракольского клада, найденного в конце 19 века, имеются пять кинжалов, датируемых II тысячелетием до н.э., по своему оформлению аналогичных лезвию наконечника копья. Этот факт свидетельствует о том, что культура эпохи бронзы мирно эволюционировала в сакскую культуру.

       Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями также говорит о местном производст-ве предметов.
Археологические находки со дна озера Иссык-Куль свидетельствуют о распространении металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., говорили о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни, об их высокой культуре. Я бы сказал - об особом виде цивилизации.

       Известный российский археолог, проф. В.М. Массон, ознакомившись с нашими находками, заключил: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннекочевнические удила, псалии и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам         Ну и, возможно, самое главное открытие. Нашей экспедицией было определено место городища, где возможно располагался легендарный христианский монастырь, указанный еще в Каталанском атласе 1375 года. В 1375 году на острове Майорка, в западном Средиземноморье придворным мастером картографии Авраамом Крескусом была создана знаменитая Каталанская карта мира, позже разрезанная на 12 листов и сшитая в единый атлас. Атлас был оценен как наиболее полная картина географических знаний до эпохи Великих географических открытий. Современные ис-следования подтверждают, что среднее отклонение измеренных точек в Сре-диземном море составляет лишь 34 км - впечатляющая точность для того времени. На 6 листе Атласа было обозначено озеро Иссык-Куль, на берегу которого изображено здание с двумя башнями, увенчанными крестом. Сверху была пояснительная надпись на каталанском диалекте испанского языка: «Место, называемое Исикол (Узюо1). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся останки святого Апостола и Евангелиста Матфея». К слову сказать, Каталанский атлас на русском языке до сих пор не опубликован, да и полностью не расшифрован.4         Одним из первых русских ученых, увидевших Каталанскую карту, был П.П. Семенов-Тян-Шанский. Вот что он сам пишет об этом: «В бытность мою в Венеции, в начале 1850-х годов на знаменитой Каталанской карте, там сохранившейся, я видел впервые изображение озера Иссык-Куль, а на северной стороне его изображен монастырь несторианских христиан, бежавших, как известно, из стран ближнего Востока (Сирии и т.д.) вглубь Азии и основавших в XII веке свой монастырь на берегу Иссык-Куля. Очевидно, что если этот мо-настырь находился на Кунгее, то основавшие его монахи могли выбрать для того себе место на берегу одной из малочисленных бухт Кунгея, защищенной от волнений озера и богатой рыбой. Под эти условия вполне подходит Курментинская бухта, но, к сожалению, я не нашел ни на ее берегу, ни в береговых наносах соседнего берега никаких предметов, оправдывающих мое предположение».5

         Ровно полтора столетия спустя мы обнаружили в этих местах средневековое городище и, по всей вероятности, связанный с ним катакомбный монастырь, изображенные на карте. За время, прошедшее с первого посещения этих мест П.П. Семеновым и до нашей экспедиции, городище было обследовано несколько раз, но никто из ученых не связывал эти развалины со средневековым христианским монастырем, обозначенным на Каталанской карте.

        Еще в 2003 году разведочная группа нашей экспедиции вышла на городище и на расположенный в 500 метрах от него на полуострове Заячий большой холм с разветвленными пещерами, явно соответствующим христианским кельям подземных монастырей. Эти пещеры были прекрасно известны местным жителям и связывались ими с монахом-отшельником, жившим там в начале XX века. Записав легенды и сняв план пещер, мы пришли к выводу, что пещеры были напрямую связаны с городищем и вполне могли представлять средневековой монастырь, который мы так упорно искали. И на берегу. И под водой.

       Предварительно можно сказать, что если городище вмещало в себя монастырь за укрепленными стенами, то пещеры могли быть тайным хранилищем реликвий, святынь, возможно, сокровищ, тем более, что при высоком уровне стояния вод озера полуостров превращался в остров и обнаружить пещеры было практически невозможно. Не исключено, что где-то здесь и могли покоятся мощи Святого Матфея, Апостола и Евангелиста, нашедшего свою мученическую кончину в Сирии.

       Весь этот комплекс - пещерный катакомбный храм Ак-Булун, средневековое городище Курменты, остатки Свято-Троицкого православного монастыря, сосредоточенные в одном месте - на северо-восточном побережье Иссык-Куля требуют всестороннего безотлагательного изучения. В первую очередь, археологического, как на суше, так и под водой. Затем реставрации и консервации с целью создания уникального историко-туристического объекта, который привлечет не только научных специалистов, но и паломников-христиан, да и просто туристов. Последнее время кыргызстанская наука не часто балует нас какими-либо открытиями, тем более археологическими, имеющими прикладное значение.

         Радость находок, а из-под воды озера добывался в основном «подъемный материал» - т.е. предметы, спокойно вымываемые песком на дне, омрачилась все чаще встречающимися так называемыми «черными археологами». В летний курортный сезон на Иссык-Куле открываются неконтролируемые дайвинг-клубы, массы «диких» аквалангистов и туристов подчистую обследуют прибрежье и дно озера, собирая и увозя с собой за пределы республики все предметы, имеющие антикварную ценность. Этот беспредел с каждым годом расширяется, а государственные службы не могут с ним бороться, да и правовой основы для этого не имеется.

       Главные направления наших будущих исследований: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, ма-териальной и духовной культуры. Основная задача - восстановление древней и средневековой цивилизации Иссык-Куля, а, следовательно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии. Руководитель подводных археологов проф. Прапор С.С, уезжая в очередной раз из экспедиции, так охарактеризовал свои впечатления о затонувших памятниках Иссык-Куля:
«Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уникальнейшие предметы многотысячелетнего возраста - в нашей, да, и в мировой практике подводной археологии, - случай небывалый.
       Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние. Сосуд прекрасно украшен: в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоился на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом. Дух захватывает, когда думаешь о том, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш, долг перед потомками».
6
       Впереди надеемся - новые экспедиции. Новые исследования подводных памятников древней цивилизации. Иссык-Куль только приоткрыл свои тайны и ждет профессионалов.

Археологические находки Иссык-Кульской экспедиции 2006 года

     Регион находок:  Вдоль северного берега Иссык-Куля от с. Орнок до Тюпа находится довольно большое количество могильников сако-усуньского периода: Кара-Ой, Чолпон-Ата, Семеновка, Кырчын, Кароол-Дюбе, Ишен-Ата, Жаркымбаево. Могильники значительные по размерам - включают в себя цепочки курганов от 3 до 100. Большая часть курганов из так называемых царских - диаметр до 60 метров, высота до 7 метров. Многие курганы имеют на вершине насыпи воронки, очевидно, эти курганы были ограблены еще в древно-сти. Исследовались курганы только внешне, плановых раскопок до начала работы Иссык-Кульской экспедиции КРСУ не проводилось. Так как значи-тельная часть курганов находится на пахотных полях, то идет постепенное их разрушение. Случайные находки поступают в Иссык-Кульский историко-краеведческий музей-заповедник, который также пытается контролировать состояние и сохранность памятников. Однако находки эти малочисленны.
       На этой же территории сосредоточены и основные памятники того же периода с петроглифами: Кара-Ой, Орнок, Чолпон-Ата, Кашат, Дон-Сыз. Такое местонахождение памятников может говорить о том, что Иссык-Кульская котловина в древности имела особое значение: возможно для сакских племен это было сакральное пространство и одновременно родовые коренные земли. Поэтому именно здесь располагались священные места (древ-ние капища под открытым небом с петроглифами) и захоронения знати. В значительной степени это предположение подтверждают находки экспедиции 2006 г.
Акинак. Кинжал классической формы, характерной для скифо-сакской триады - цельная отливка, бабочковидное навершие, прямая рукоятка и брусковидное навершие. Лезвие кинжала двухстороннее с ребром по середине. Герадот и Страбон называют такие кинжалы «канжар». Кинжалы подобного типа широко известны по археологическим памятникам сакского времени в Центральной Азии. Но на территории Кыргызстана их пока найдено немного – 2 кинжала (место происхождения Чуйская долина, с. Сретенка и Иссык-Кульская случайная находка) хранятся В Государственном историческом музее КР, 1 кинжал (Иссык-Куль, Тюпский залив - случайная находка) находился в коллекции краеведа Синусова в музее СШ. 31, один кинжал ( Кетмень-Тюбе, с. Кара-Кунтей - случайная находка) хранится в музее ИИ НАН КР. И теперь 2 кинжала (Иссык-Куль, с. Кара-Ой и Жаркымбаево - подводная археологическая экспедиция) в археологическом музее КРСУ.
Предшественниками иссыккульских кинжалов сакской эпохи, вероятно можно считать бронзовые литые кинжалы с листовидными лезвиями из Каракольского клада (найден в конце XIX века), которые датируются эпохой бронзы и относятся к андроновской культуре (2 тыс. до н.э.) Кинжалы хранятся в ГИМ КР.

      Копья. За период работы экспедиции найдены бронзовые наконечники 3 копий – 1 полной сохранности, 2 обломаны выше втулки. У целого наконечника внутри втулки сохранился фрагмент деревянного древка, что пока яв-ляется редкостью для Кыргызстана (несколько фрагментов деревянных древков стрел было найдено К. Табалдиевым на Иссык-Куле в районе Кумтора у линии ледников). Копья также имеют классическую форму, близкую к форме лезвий акинаков и характерную для VI-111 вв. до н.э. Прослеживается четкая преемственность формы и техники изготовления с наконечниками копей андроновской культуры (по Кочкорскому кладу). Лезвия изготовлены в той же технике, что и лезвие акинака. Для музеев Кыргызстана это еще более редкая, а потому уникальная находка.
      Топорики. До настоящих находок на территории Иссык-Куля известно только несколько случайных одиночных находок таких топориков ( один был приобретен Иссык-Кульским музеем, несколько оказалось в частных коллекциях) Уникальным на данный момент является то, что в одном месте обнаружено сразу 8 топориков и теперь это самая значительная коллекция на территории Кыргызстана. Относятся топоры к группе 2-х лезвийных топоров-клевцов. Обработка лезвий также восходит к андроновским вислообушным топорам, но размеры клевцов значительно меньше.

      Серпы. Поднятая коллекция серпов также является самой значительной по количеству (11 серпов) и вариативности размеров из всех коллекций, имеющихся в музеях Кыргызстана.
      Весь комплекс археологических находок из металла, как в 2006 году, так и в предыдущие годы подтверждает существование в Прииссыккулье в середине 1 тыс. до н.э. развитого металлургического центра.

Предыдущие находки:

Котлы. В археологическом музее КРСУ хранится 5 бронзовых котлов (находки Иссык-Кульской экспедиции 2003-2006 годов) Особенно уникален небольшой котел на трех ножках, стилизованных под птичьи лапки. Очевидно, что котел использовался во время ритуальных действий. Котлы на ножхах, стилизованных под лапы животного (кошачьих хищников, горных козлов) известны на территории Кыргызстана и Казахстана, в частности в собрании ГИМ КР. Но с «птичьими ножками» котел найден впервые.
      Псалии. По иконографии и технике изготовления к псалии, найденной на Иссык-Куле ближе всего массивная бляшка от конского снаряжения с изображением пантеры, свернувшейся в клубок (фонды ГИМ КР) из Барскаунского ущелья, VI в. до н.э.

Золотой слиток. Можно провести аналогии с шейными гривнами и массивными браслетами скифских царей из курганов Причерноморья. Вероятно относится к образцам ранней формы денег, употреблявшихся при торговле в античную эпоху.

       Изделия. Фрагменты украшений одежды из золотой фольги известны по многим памятникам как сако-усуньского времени, так и гуннского перио-да: памятники Иссык-Кульской котловины, Кетмень-Тюбе и Алая. Серьга со вставкой из голубой пасты или бирюзы также аналогична серьгам из могильников Кетмень-Тюбе и Алая. Форма серьги, техника изготовления (зернь, скань, крупная вставка) характерны для ювелирных изделий так называемого полихромного стиля эпохи Великого переселения народов. Поэтому аналоги молено найти в Поволжье и Венгрии.

       Из предметов христианского культа поднято со дна озера и обнаружено на побережье Иссык-Куля - керамические сосуды и фрагменты посуды с изображением креста и «Звезды Давида», бронзовые крестики, камни (кайраки) с несторианскими и армянскими эпитафиями.
Дальнейшие поиски и систематизация археологических данных дадут возможность аргументировано создать исторические реконструкции относительно распространения христианской культуры на Востоке.
7

В заключение:

Кочевые сакские племена, которых персидские источники называют тиграхауда, населяли Северный Кыргызстан в 7 - 2 вв. до н.э. Предметы материальной культуры саков высокого художественного достоинства открыты на Тянь-Шане, Кетмень-Тюбе, Чуйской долине. Но в начале XXI в., благодаря экспедициям Кыргызско-Россииского Славянского университета совместно с Российской Конфедерацией подводной деятельности, наиболее интересные памятники этого периода были открыты в Иссык-Кульской котловине - в предгорьях, на берегу и на дне озера. Озеро хранит еще много тайн.
Одна из них - была ли в этом регионе античная кочевая цивилизация и какова она?
Вторая - действительно ли обнаружен средневековый христианский монастырь, где могли быть схоронены мощи Святого Евангелиста Апостола Матфея?
Эти научные гипотезы Иссык-Кульской экспедиции еще предстоит решить.
И, наконец, третья: поиски и исследование под водой замка Тимура - средневековой загадки Иссык-Куля. Арабский средневековый географ Ибн Арабшах пишет об острове на Иссык-Куле, где Тимуром было построено «небольшое жилище». А другой тюркский историк и полководец Мухаммед-Хайдар подтверждает эти известия.
«Мир Хаккберди бекчак на Иссык-Куле, в местности под названием Койсуй построил крепость. На острове на Иссык-Куле он оставил свою семью, чтобы обезопасить их от притеснений калмаков, а сам занялся опустошением Туркестана и Сайрама».
8
В изложении академика В.В. Бартольда эти сведения представлены так:
«Из исторических известий для объяснения подводных развалин важны те, в которых говорится о существовании на Иссык-Куле значительного острова. Ибн Арабшах говорит, что на этом острове было «небольшое жилище», куда Тимур отправлял пленников, захваченных им во время своих походов. В XV в., одновременно с упомянутыми крепостями на Атбаше и на Алабуге, эмиром Хакк-Берды Бекичеком была построена крепость в месте Кой-Суй, на острове среди Иссык-Куля, причем эмир поместил там свое семейство, чтобы обезопасить его от калмыков, а сам стал производить набеги на Туркестан и Сайрам...
Исчезновение острова относится к новейшему времени, так как он, несомненно, существовал еще в XV в., вероятно также в XVI в.; Мухаммед-Хайдар, дающий довольно подробное описание Иссык-Куля, ничего не говорит об исчезновении острова».
9

В.В. Бартольд делает два предположения: или остров был поглощен волнами во время какого-нибудь землетрясения, или он находился недалеко от берега и после понижения уровня озера соединился с ним. Вероятно, что часть острова обрушилась в воду, чем только и можно объяснить многочисленность выбрасываемых на берег предмето, особенно характерных плоских кирпичей, из которых местные кыргызы строили гумбезы («муллушки»). Таким кирпичом был выложен и пол на старой Турайгырской станции во времена Бартольда.

       Сообщение Мухаммеда Мирзы Хайдера по-разному интерпретировалось историками от Бартольда и Бернштама до П. Иванова, Д. Винника, В. Мокрынина, А. Шнитникова и др. ученых. Большинство склоняется к предположению, что именно в месте Койсу (сейчас полуостров Вали Котикова) Тимур возвел замок, используя его и как форпост своих походов на Восток, и как место отдыха от повседневных забот. Мы даже назвали Иссык-Кульскую крепость Тимура неким вариантом замка Монте-Кристо.
Мы дважды опускались под воду в этом месте: видели кирпичные стены дворца, срубленные садовые деревья, которые датируются примерно XV веком (был произведен углеродный анализ). Поднятая со дна керамика также укладывается в эту хронологию. Объект XV-XVI вв. - «Дворец Тимура» перспективен для всестороннего комплексного исследования.
Все это и входит в наши планы предстоящей экспедиции на Иссык-Куль в летний полевой сезон 2007 года.


1. Академик В.В.Бартольд. Соч., т.VIII. М., 1973, с. 50-51.
2
. ЦГА Уз.Р, ф. 1, оп. 1, д. 102, л. 1-3.
3
. Проблемы политогенеза кыргызской государственности. Документы. Исследования. Материалы. - Бишкек, 2003.-С. 108.
4
. См.: Ак-Булун. Диалог культур. Новый шаг в исследовании историко-культурного наследия Кыргызстана. - Бишкек, 2006, с. 30-33, 194.
5.
Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах. - М., 1946, с. 186-187.
6. См.: Плоских В.М. Проблемы древней цивилизации Иссык-Куля. // Единое образовательное пространство XXI века. - Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию КРСУ. - Бишкек, 2003.-С. 89.

7. Ак-Булун. Диалог культур. С. 137.
8. Мирза Мухаммед Хайдар. Тарихи Рашиди. - Ташкент, 1996, с. 104.
9. Академик В.В. Бартольд. Сочинения, т. IV. М, 1966, с. 66-67.

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.