Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Даркин Валерий. Остров Сокровищ. Печать

Нептун № 1/2002

 

    Остров Кокос открытый в 1526 году испан­ским капитаном Джоаном Кабезосом, получил своё название из-за обилия кокосовых пальм, которые вмес­те с неограниченными запасами прес­ной воды сделали его тайной базой пи­ратов и корсаров, промышлявших в XVII-XVIII веках вдоль побережья испанской Америки. Как нигде в мире, здесь — на Кокосе — можно найти так много пират­ского золота. Легенды гласят, что в пери­од 1684-1721 годы на острове регулярно облегчали свои суда такие известные джентльмены удачи, как сэр Френсис Дрейк, Генри Морган, Вильям Дэвис, Бе-нито (Кровавый меч) Бонито, Вильям Томпсон. Так, Вильям Дэвис разгрузился здесь в 1684 году, сэр Фрэнсис Дрейк, уходя от испанского военного флота, спрятал на острове 26 тонн серебра и, тем самым, увеличил скорость своих су­дов. Этот маневр спас не только его жизнь, но и в дальнейшем принес титул «сэра», заслужить который в старой доб­рой Англии было непросто. Дело в том, что хитрец Дрейк передал карту с по­дробным описанием расположения это­го клада английской королеве. Но добраться до сокровищ так и не удалось — карта сгорела... История другого клада, известного как Лимские сокровища (тонны золотых и серебряных слитков; золотые листы церковных куполов Лимы и статуи девы Марии размером с чело­веческий рост) началась в 1820 году. Ка­питан Томпсон принял лимские сокрови­ща на борт своего судна Магу Dear. Их хозяева — аристократы — спасались от армии Боливара. Перед отходом Томп­сон вышвырнул аристократов обратно к Боливару. Судьба наказала капитана за его алчность. После разгрузки на остро­ве Кокос его судно было перехвачено перуанским фрегатом. Всю команду пе­ребили, лишь двоим удалось уцелеть: это были сам Томпсон и его слуга Китинг. Они пытались вывезти сокровища с ост­рова, теперь уже с помощью капитана Боага. Но и этому судну суждено было погибнуть вместе с экипажем. В живых остался Китинг; он-то на смертном одре и рассказал историю, как капитан Боаг и его взбунтовавшийся экипаж тонули с карманами, набитыми золотом... С тех пор в течение двух веков более 500 экс­педиций пытались добраться до пиратских сокровищ. Почти все они заканчи­вались провалами. Из удачных экспеди­ций на память приходит только то, как в 1931 году два ловких диггера нашли двухфутовую статую, сделанную из зо­лота и драгоценных камней. Но куда больше известна другая поучительная история о том, как четыре молодых француза обнаружили в 1966 году остан­ки этих двух диггеров. Вероятнее всего, они убили друг друга во время дележа нескольких сумок с испанскими монета­ми и золотыми слитками. И золото, кото­рое бедняги так и не поделили, францу­зы тайно переправили в Европу. И на этой контрабанде попались служителям закона... Словом, правы те, кто считает, что на Кокосе сокровища находятся пря­мо на поверхности острова и в омываю­щих его водах. Недаром ныне прави­тельство Коста-Рики объявило морато­рий на кладоискательство.

   Остров Кокос — национальный парк Коста-Рики. Он основан 22 июня 1978 года. В 1997 году ЮНЕСКО провозгла­сила остров Кокос природным наследи­ем человечества. Площадь националь­ного парка 99.700 гектара, из них 2400 приходится на собственно остров Ко­кос. Самая высокая точка острова — го­ра Иглесиас с высотой 636 метров и не­сколько хребтов со средней высотой 183 метра. Вообще-то Кокос — острое гористый, он всё время окутан дожде­выми облаками. За год здесь выпадает до 7000 мм осадков. Для тех, кто хотел бы хоть чуточку позагорать, относи­тельно сухой сезон на острове с января по март. Большое количество осадков позволило сформироваться уникаль­ным горным облачным лесам. Однако природная уникальность острова еще и в том, что Кокос — одно из немногих мест в мире, где довольно много редких растений. Несомненно, наземная часть острова является раем для натуралис­тов. Но для нас — девяти представите­лей клуба любителей подводного плавания — ныряние было комфортабель­нее лазания по джунглям, где поломать ноги на пути к живописному водопаду на скользких, заросших лишайниками и мхами камнях было проще простого. Одной высадки на берег, где мы пре­одолевали триста метров пути по ручью за сорок минут, нам хватило с лихвой. И хотя в путеводителях по острову гово­рилось о  разбившемся  в  горах американском самолете, самолете времен второй мировой войны — после одной экскурсии к водопаду ни у кого из нашей группы не возникло желания туда пробраться, и с успехом потратили  его на борту судна.

   За то время, пока были на острове, мы дважды видели рейнджеров. Несколько раз рядом с нами ночевали два рыбацких бота, которые промышляют в 15 киломе­трах от острова. Безлюдье было полное — что радовало. Факт, что рядом с ост­ровом уже много лет запрещена рыбал­ка, даёт свои плоды. При погружениях кажется, что именно таким и был океан до появления человека: настолько полна и многогранна морская жизнь. Из круп­ных пелагических животных легко можно повстречать белоплавничковых акул и здоровенных мраморных скатов. Во вре­мя каждого погружения я видел их сотня­ми. Но было и то, что осталось в памяти наиболее отчетливо — нырялка у остро­ва Мануэлита, где я наблюдал за ночной охотой белоплавничковых акул. Десятки акул одновременно с нескольких сторон атакуют рыб, спрятавшихся под больши­ми  группами  ко­раллов.  Акулы,   извиваясь, лезут в гущу коралловых ветвей и выхватывают оттуда обезумевших от ужаса рыбёшек. Свет водолазных фона­рей акулам нисколько не мешает — на­оборот привлекает их к вечернему корм­лению... Что касается наблюдений за молотоголовыми акулами, то для этих целей лучше всего подходит банка Аль­ционе с сильным течением. И хотя из ли­тературы нам было известно, что Кокос знаменит стаями молотоголовых акул, — они встречались далеко не на каждой нырялке. К числу таких же редких встреч можно отнести свидания с тунцами — в том числе желтоплавниковыми гигантами; с гигантской макре­лью ваху, напоминающей бар­ракуду. Правда, встреча с китовой акулой у нас так и не состоялась. По признанию экипажа, в одном случае из трех во время экспедиции встретишь китовую акулу. Еще более редкое явле­ние: байт болл —- это большая охота не­скольких видов хищников на стаю ма­леньких рыб (джеки, бонито и так да­лее). Наш капитан был предупреждён, что мы желаем увидеть байт болл, но — нам не повезло. Рассказывали, что с борта судна байт болл выглядит, словно кипящая поверхность воды, куда броса­ются многочисленные птицы.

     Хотя вода на Кокосе тёплая — градусов 27 почти круглый год — коралловые ри­фы там не развиты. Крутые свалы из скальных пород, покрытые розовыми из­вестковыми водорослями, очень напо­минали подводные ландшафты родного Приморья, только отчего-то они были за­селены муренами, лангустами, черепа­хами и сотнями акул... Едва войдя во вкус, мы обнаружили, что нас ждет 36 ча­совой переход обратно на материк. Во­обще-то 500 километровые переходы на Кокос и обратно могут быть очень утоми­тельными, особенно при плохой погоде. Но я, как обладатель самой удачной фор­мы морской болезни — хочется есть и спать, — подобные переходы переносил легко. И со страданием наблюдал за не­сколькими позеленевшими коллегами, 5отор_ые_явно_мечтали о земной тверди... 1РАТВСЯ. Рассказывает Романченко (агентство м»): «На Кокос можно морем от побережья [теть же можно только государства Сан-Хосе, и простой способ: пере- до Мехико авиакомпа­нией Air France, а затем перелет Мехико-Сан-Хосе авиакомпанией Mexicana. Но­чевок нигде нет. стыковки удобные: начав полет из Москвы в 7.25 утра, вече­ром того же дня — в 22.00 — вы будете в Сан-Хосе. В общей сложности на полет затратите 23 часа 35 минут (необходимо помнить о разнице во времени между Москвой и Центральной Америкой).

  Если у вас есть многократная американ­ская виза или вам не лень получать тран­зитную, можете попасть в Коста-Рику че­рез Майами. До Майами можно долететь через Париж самолетами Air France, через Нью-Йорк — Delta Air Lines или через Франкфурт — Lufthansa. В этом случае вы в тот же день улетаете в Сан-Хосе самоле­тами American Airlines или Iberia.

   Если не очень спешите, то можете ле­теть с ночевкой в Мехико. При этом до­лететь туда вы сможете практически лю­бой европейской компанией, включая родной Аэрофлот. Только не забудьте по­лучить транзитную мексиканскую визу и забронировать гостиницу. Утром вы про­должите путешествие на борту самолета компании Mexicana.

 Для въезда в Коста-Рику при условии пребывания не более 30 дней необходи­мо иметь паспорт, действующий 6 меся­цев после даты въезда, обратный билет и «достаточное» количество средств.

Напоследок о приятном. На данных маршрутах действует концепция «по ко­личеству мест»: при полете экономичес­ким классом норма бесплатного провоза багажа — 2 места по 32 кг каждое, при этом сумма измерений каждого места (длина + ширина + высота) не должна превышать 158 см. Кроме этого, можно взять в салон до 5 кг ручной клади».

Печально, но факт: если когда-ни­будь на острове Кокос появится взлётно-посадочная полоса и загу­дят двигатели самолетов, то от путе­шественников здесь не будет отбоя. И в тот же миг пропадёт весь шарм этого экзотического места, находя­щегося вдалеке от накатанных ту­ристских дорог...

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.