Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Окороков А.В Порт - Рояль. Печать

Журнал «Нептун» № 4/2006

 В этот июньский день 1692 года солнце над Ямай­кой приближалось кзени­ту, и город Порт-Рояль, расположенный на длин­ной песчаной косе, плавил­ся в сонливой жаре. Небо было безоблачным, море -гладким, как зеркало. Со времени основания города подземные толчки отме­чались почти ежегодно, и каждый раз они случались именно в жаркую и без­ветренную погоду. Люди привыкли к ним, казалось, ничто не могло нарушить обычный ритм жизни оби­тателей города.  

      Множество кораблей с опущенными па­русами лениво качалось на своих якор­ных стоянках в спокойной гавани. На месте для кренгования судов лежал фрегат «Сван», а экипаж неохотно скоблил его заросшие ра­кушками и водорослями борта.

       Вдоль причала Хамфрея Фримена прогу­ливался состоятельный житель города. Ему было пора возвращаться домой. Он достал ис­кусно отделанные и покрытые кожей латун­ные часы и взглянул на них. Они показывали время почти без четверти двенадцать. На ка­кой-то миг ему показалось, что все замерло, и вдруг деревья согнулись от порыва ураганного ветра, хлынул проливной дождь, и Карибское море, закипев, обрушилось на берег. Земля вздрогнула, и деревянный причал закачался. С гор донесся глухой грохочущий гул, похо­жий на отдаленный гром, и произошел сильный подземный толчок. За ним практически сразу последовали второй и третий. В течение нескольких секунд вся береговая черта ока­залась под водой. Прочные Форт-Джеймс и Форт- Карлисл пропали, будто их никогда и не было, а за ними, на несколько кварталов вглубь города, рушились и исчезали дома Глубокие трещины раскололи землю и жадно поглощали здания и охваченных паникой людей. Накатилась поднявшаяся в море боль­шая волна, затопляя город. Согласно описа­нию трагедии уцелевшими жителями города, «несколько судов и шлюпок в гавани перевер­нулось и утонуло. Фрегат «Сван»... был забро­шен на крыши домов... Он не перевернулся и тем самым помог нескольким сотням людей спасти свои жизни». Через несколько минут все было кончено. Море поглотило две тре­ти города и унесло с собой около двух тысяч человек. К заходу солнца более 1800 домов скрылись в волнах Карибского моря, а то, что осталось над водой, представляло собой всего лишь кусок суши в десять акров площадью, похожий на песчаную банку.   В 1959 году новое судно «Си Дайвер» направилось к городу Порт-Рояль. Судно, построенное специально для проведения подводных археологических исследова­ний, оно было сконструировано Эдвином А.Линком — известным изобретателем ави­ационных и электронных приборов — и пол­ностью отвечало требованиям для прове­дения необычных работ. Оно имело длину около 27.3 м, энергетическую установку из двух дизельных двигателей и помещения для 20 человек. Специальная водолазная камера, в которой находилось все водолазное обору­дование: акваланги, маски, гидрокостюмы, грузовые пояса и т.п., размещалась в корме судна. В нее можно было попасть либо с палу­бы, либо прямо из моря. Через толстое стек­ло иллюминаторов, устроенных в подводной части судна, при чистой воде можно было наблюдать дно. «Си Дайвер» был оборудован тяжелыми лебедками для подъема пушек и других предметов со дна моря, вооружен па­рой гидроакустических станций и приборами для поиска подводных объектов. Порт-Ро­яль- этот пиратский «Вавилон», достигший зенита своей славы в годы легендарного Ген­ри Моргана, должен был стать первым испы­танием для детища Эдвина А.Линка.

    За десять недель работы исследователя­ми была составлена наиболее точная из су­ществующих карт города до землетрясения. Подняты сотни ценных предметов, дающих представление о жизни города того времени: котлы с остатками пищи, деревянные под­носы для хлеба, оловянные тарелки и лож­ки, сковородка, медные подсвечники, кури­тельные трубки и бутылки, сотни бутылок. Шокированный их количеством Бернард Левис, директор Института Ямайки, заявил журналистам: «Я уверен, что здесь бутылок XVII века больше, чем в любом другом мес­те мира. Создается впечатление, что старый Порт-Рояль больше всего времени тратил на пьянство и курение». На древней карте в этом месте значилось хозяйство, принадле­жавшее Джеймсу Литтлетону. Однако самой уникальной находкой ока­зались прекрасно сохранившиеся латунные часы со следами покрытия из кожи. Клеймо мастера-часовщика открыло дату их изготов­ления. Они были созданы Полем Блонделем в 1686 году, который был гугенотом-эмиг­рантом из Чалонса. Время — 17 минут до по­лудня, установленное благодаря рентгенов­ским снимкам следов от стрелок, указывало точный момент катастрофы. Спустя шесть лет на улицы затонувше­го города спустились подводные археологи экспедиции Роберта Маркса, организован­ной Институтом Ямайки и Комиссией на­ционального фонда. Первой большой находкой экспедиции стала обвалившаяся стена, вокруг которой были разбросаны кухонная утварь и оловян­ная посуда, бутылки из-под рома и свыше пятисот курительных трубок. Это станови­лось традицией — находить в начале работы таверну.  Как показали исследования, она принадлежала некоему Ричарду Коллинзу. Догадку подтвердили инициалы «Р.К.», нанесенные на двух оловянных тарелках и ложках. Очень важным событием раскопок было открытие двух не обвалившихся домов. По­требовался целый день для того, чтобы отко­пать верхние полтора метра здания длиной I метров и шириной 5, при толщине 60 санти­метров. Радость находки чуть не закончилась трагедией. При зарисовке сооружения одна из стен рухнула, придавив Роберта Маркса. К счастью, она прижала его лицо к клапану продувки легочного автомата, и водолаз про­должал получать воздух и тогда, когда был без сознания. Сбросить накрывшие его обломки стены не удалось. Оставался единственный способ спастись — прокопать себе руками путь вперед. Марксу показалось, что прошли годы, прежде чем кончики его пальцев ощу­тили край стены. Извиваясь, он продвигался по прорытому тоннелю, пока не освободил руки и голову. Неожиданно легочный авто­мат застрял между двумя кирпичами. Запас воздуха в акваланге заканчив&ася. С каждой секундой дышать становилось тяжелее. Ос­тавался последний шанс — со всей силой он рванулся вперед, легочный автомат оторвал­ся и выпустил из объятий подводного города обессиленного водолаза.

Через несколько дней напряженного тру­да исследователям повезло: были найдены серебряные карманные часы лондонской фирмы «Гиббс» прекрасной сохранности и сундук со старинными испанскими сереб­ряными монетами. Архивные документы рассказали, как сокровища, принадлежащие испанской короне, оказались в Порт-Рояле. Они были подняты и доставлены в Порт-Рояль рыбаками с трех испанских галеонов, потерпевших крушение недалеко от острова.

Известие о найденных ценностях, стои­мость которых досужие языки преувеличили в несколько сотен раз, облетело Ямайку. По­требовалось несколько недель, чтобы поли­ция успокоила возбужденных обывателей и охотников за сокровищами. В последующие дни было обнаружено еще несколько тысяч испанских серебряных монет в хорошей со­хранности, золотые кольца и запонки, детали больших часов и прекрасная статуэтка из ки­тайского фарфора, изображающая женщину с ребенком на коленях. На этот раз полиция понадобилась не только для того, чтобы удер­жать любопытных, мешающих работать, ной для зашиты сотрудников экспедиции. Мест­ная мафия угрожала смертью, если ученые не поделятся находками. В дело включились и политики. Оппозиция обвинила правящую партию, в том, что она украла сокровища. А парламент поставил на обсуждение вопрос вообще о прекращении работ. К счастью, для подводных археологов все кончилось благо­получно, исследования были продолжены. Роберт Маркс сделал еще одно открытие: им были найдены останки корабля водоиз­мещением 250-300 тонн. Размеры орудия, найденного поблизости, свидетельствовали о том, что это был военный корабль. А со­гласно сведениям, полученным из англий­ского адмиралтейства, единственным во­енным кораблем, погибшим в Порт-Рояле, был фрегат «Сван». Он имел длину около 25 метров и водоизмещение 305 тонн. Эти дан­ные полностью подходили к обнаруженному экспедицией судну.

Раскопки под руководством Роберта Марк­са продолжались до 1968 года, а в 1981 году, благодаря совместной программе правитель­ства Ямайки и Института подводной архео­логии при Техасском университете, «Порт-Рояль стал объектом обязательной практики студентов — подводных археологов

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов