….памяти Игоря Тихонова и Вячеслава Полякова посвящается…
Журнал «Октопус» № 1/2003
Усилившийся после обеда западный ветер всё больше разгонял волну, монотонно бьющую в корму водолазного судна «Мичман Чайкин». Но ничто не сможет сегодня помешать нам осуществить главное мероприятие. Всё готово к кульминации этого сезона — подъёму якоря шведского линейного корабля. Наконец дается команда и, глухо заурчав, лебёдка начинает равномерно наматывать уходящий в свинцовые воды Балтики стальной трос. Через несколько нескончаемых минут наступает момент истины — над поверхностью появляются вспученные ржавчиной лапы большого кованого якоря. Вернее, одна лапа, вторая, оказавшись обломанной по неизвестной нам причине, была поднята накануне. Непосредственно поучаствовав в остропке находки на грунте, я теперь наблюдаю за историческим моментом через видоискатель «фотика», находясь в пляшущей на волнах лодке. Спустя несколько мгновений, последним от поверхности отрывается деревянный шток. С него, как слёзы, стекаю остатки воды и капают обратно в мор' «Стоп! Якорь чист!» — слышна задорная к манда нашего капитана. Последний раз поднимали более двух веков назад.
Подводно-археологическая экспедиция: чопорно сухое обозначение водолазных работ. Ни капли не намекает на романтические да связанные с военными парусниками прошлого. Поэтому может сложиться впечатление, что погружение в мутноватых (мягко сказано) водах Финского залива с «научной палкой» для обмера или аккуратное откапывание из грунта найденных предметов— это монотонная и абсолютно неинтересная работа. По большей части это соответствует действительности. Однако существует несколько исключающих данное впечатление моментов.
Во-первых, не секрет, что всё связанное с подводным погружениями на затонувшие корабли, особенно средневековые парусники, окружено особым романтическим ореолом. Этой романтике подвержены даже «старые подводные волки». По всей видимости, она и является одним из существенных слагаемых успеха таких экспедиций.
Во-вторых, любая находка — будь то маленький медный нагель или ядро, мушкет или пушка — это материальное воплощение прошедшей истории, и по опыту знаю, что каждый, сделавший такую находку, вспоминает об этом не один год. С некоторых пор у нас существует негласное соревнование по величине {не по размеру, конечно, но по значимости) найденных предметов, с чисто символическими призами. И если оставить в покое научную составляющую работы экспедиции и взглянуть на всё происходящее глазами дайвера, то впечатления, даже от одного погружения, останутся на всю жизнь. Прошедший сезон отпечатал в моей памяти и дневнике два ярких момента. Подъем якоря. Сначала нельзя не упомянуть об отправной точке экспедиции. Это старинный город Выборг, основанный, к слову, шведом Кнутссоном в 1293 г., он словно пропитан западноевропейским духом средневековья. Это чувствуется во всём: в неровных булыжниках мостовых и узких улицах, в красивых, с налётом готического стиля домах и вековых дубах парков. Но особенно, в единственном на всю Россию, средневековом замке. Неспешно прогуливаясь по старинным набережным, ощущаешь, будто сейчас из-за замкового острова выйдет красивый парусник и поскрипывая такелажем отправится в плавание по Выборгским шхерам. Вот этот меланхолический ореол средних веков начинает сопровождать участников уже с первого дня путешествия. Район работ оказался один: банка Паас-луотто — это подводная гора, состоящая из трёх вытянутых вдоль меридиана сложных вершин, не доходящих до поверхности пару метров. Она послужила ловушкой для прорывающихся с боем шведских военных кораблей. Несколько единиц благополучно (для наших, конечно) на банку наскочили и затонули. Минуло два века, и теперь практически вся банка усеяна обломками погибших судов, чему способствовали время, штормы и льды. Захватывающий поиск остовов кораблей напоминает охоту за призраками. Когда в мутной воде, с глубиной превращающуюся в бездонную черноту, периодически натыкаешься на отдельные фрагменты — шпангоуты, бимсы доски, присыпанные песком — кажется, что сам остов Нептун не покажет нам никогда. Напрашивается вопрос — почему не использовать гидролокатор? Ответ в прямом смысле лежит на поверхности: ни один капитан не будет маневрировать по мелководной банке. Да и каменистый рельеф спрячет любую конструкцию. Вот и приходится по старинке проводить водолазный поиск точечным и линейным способами. На третий день долгожданный антициклон наконец-то подарил фантастическую картину: на просторах Финского залива полный, до горизонта штиль. Идеальная погода для водолазных работ. Щедрое июльское солнце разогревает железо водолазного судна до жгучести раскалённой сковородки, и все, кому положено весь день выполнять работу, находясь на палубе, страшно завидуют уходящим под воду. Правда, всю романтику портят условия для погружений. Очень «тёплая» акватория залива — свыше 5 м около 8° С, после 25 м — 2 — 4° С «Отличная» видимость — у поверхности из-за взвеси -1,5м , у дна после 12 м — до 2,5 м, и наконец, «великолепное» освещение — если до 12 метров глаза ещё могут адаптироваться и что-то различаешь, то после 18 метров без фонаря, причём мощного, можно вообще к трапу не подходить. Рано утром самоотверженный Сергей Босов обнаружил затонувший парусник. Не успел он подняться по трапу, как я и Володя Русанов плюхаемся в зеркальную гладь залива. Взяв пеленг по компасу, опускаемся на дно. Модное слово «падаем» здесь крайне неуместно. При здешней видимости можно так «упасть» маской об камень или баллонами в сеть, враз расхочется нырять. Сразу натыкаемся среди валунов на большую песчаную поляну. На ней покоятся разрозненные останки корабельного набора: большие и малые шпангоуты, стрингеры, бимсы и доски обшивки. Всё лежит хаотично, в наполовину погружённом в песке виде. А равномерные песчаные гребни завершают картину подводного кладбища. Проходим на юг около 50 метров, и внезапно прямо перед нами в водяной толще появляется полуразрушенный борт большого деревянного корабля. Впечатление сильное. Словно в одно мгновение погибший парусник пронёсся сквозь века и в жёлто-зелёном полумраке предстал перед нами зловещим призраком морских глубин. Видимость здесь чуть получше, да и глаза уже привыкли к темноте. Поэтому даже на 14 метрах можно всё более-менее хорошо разглядеть. Хотя это и нижняя часть парусника — остов, похожий на рыбий скелет, всё равно он очень большой — изъеденные морем и временем шпангоуты еле обхватываешь. Сразу видно, что не какая-то галера, но линкор. Одновременно перемахиваем через полуразрушенный борт и опускаемся внутрь. Ореол таинственности сразу окутывает нас, и только прыгающие фонарей остаются нашими помощниками в этой гнетущей обстановке.
Местами внутренней обшивки днища не хватает, и шпации {пространство между шпангоутами) безнадежно занесены песком. Обернувшись, замечаю, как Володя ладонью в перчатке начинает размахивать вдоль шпангоутов, изображая грунторазмывочный механизм. Поддерживаю друга, и начинаю раскопки с другого борта. Песок под натиском отечественной смекалки отступает, и в луче моего мощного фонаря появляются находки: осколок керамики, затем небольшой медный нагель и кусок красной черепицы, потом серебряный шиллинг, золотой дублон, золотая цепочка с крестом, золотая... Стоп! Что-то сильно разыгралось воображение. Пора, наверное, всплывать.
На следующей день в стороне от судна нашли якорь. Обнаружил его Дима Столбов — его хлебом не корми — дай найти якорь. Что подтверждается исключительно на всех затонувших кораблях. Вылез на поверхность и молчит. Я сразу смекнул — дело нечистое, находка видать стоящая. Огляделся внимательно, а с другого борта в полукабельтове маленький красный буек-«жулик» по поверхности пляшет. Под «пытками», когда «сухарь» с него снимали, подозреваемый сознался: якорь, говорит, неописуемой красоты лежит, Руководство аж засияло от радости и тут же отправило меня с Алексеем Филиповым проверять и фотографировать. Не обманул Димка — на глубине всего 9 метров, на едва ощутимом склоне, около больших валунов возлежал, весь покрытый ржавчиной, средневековый красавец. Деревянный шток был больших размеров и не давал повода усомниться в древности находки. Леша впервые осматривал якорь под водой. И до того в нём романтика «заиграла», что чуть ли не обниматься полез с ним. Поблёскивающие глаза даже сквозь полузапотевшую маску выражали радость аквалангиста. Ну что ещё нужно дайверу для подводного счастья. Огорчало одно — видимость в этом месте самая скверная. Зеленоватые взвешенные частицы сплошным потоком портили пейзаж. Возможно, именно в этой ложбинке небольшое течение с малых глубин наносило обильную взвесь. Завершив научную «обязаловку» с якорем Всё это я вспомнил, пока трофей медленно выползал из морской пучины. Едва сдерживая равновесие, наконец делаю последний завершающий кадр и незаметно для всех кидаю в море монетку, пытаясь хоть как-то задобрить Нептуна. Вместе со мной завершает видеосъемку Дима Столбов. Все довольны. Теперь древний якорь обретёт своё место в Выборгском замке.
Шарлотта.
Последний день, он как бой, трудный самый. Накопившаяся усталость проявляет себя в некоторых мелочах. Через одного небритая и поголовно вымотанная команда стала готовиться к последним погружениям. Основная задача выполнена — якорь готов к отправке в музей, поэтому сегодня «оттягиваемся» — погружения будут по свободному графику на наш любимый объект — линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта», лежащий у подножия банки Репия. Самое интересное выпало на мою долю. Волна с шумом подхватывает меня с последней ступеньки трапа. Жёлто-зелёный сумрак мгновенно охватывает меня со всех сторон. Видимость из-за многодневного волнения неважная, и в быстро наступающей темноте врубаю мощный фонарь. Много раз я погружался сюда, но каждый раз самые волнующие минуты — это встреча с кораблём... Из мрака глубины на 22 м луч фонаря выхватывает частично разрушенный нос корабля. Wreck давит своей монументальностью. У «Шарлотты» очень сильная энергетика. Очарованный ею, я всегда здороваюсь с кораблём в надежде, что он приоткроет мне свои тайны. Проплываю над местом, откуда пару лет назад подняли большую чугунную пушку, и устремляюсь дальше. Разломанный по миделю корпус кормовой части уходит за 30-метровую глубину. Моя цель там. Прохожу второй термоклин, и в ещё больше почерневшем пространстве фонарь рывками охватывает немного наложенный друг на друга многоярусный палубный настил. Начинаю подозревать, что нахожусь в районе юта. Когда-то пару веков назад отсюда капитан громогласно отдавал приказы рулевому у штурвала, а по бортам, из кулеврин, канониры лупили по нашим картечью. Теперь же из проёмов в прогнившей палубе на свет фонаря выплывают страшные на вид балтийские бельдюги. Фонарём медленно обшариваю вокруг в тайной надежде обнаружить что-то вроде кормовых масляных фонарей. Просигналив по страховочному, помогающему ориентироваться в пространстве, концу наверх, что всё в порядке, перемахиваю через край к кормовому срезу. Поддуваю жилет, оборачиваюсь и столбенею. Передо мной предстаёт почти целая корма. Узковатые окна смотрят на меня чёрными глазищами. А всё дерево вокруг, хоть и с трещенами, но выпуклое, очень сильно похоже на фигурную резьбу. Естественно, я ринулся в одну из пустых глазниц корабля. Обернувшись, отмечаю — изнутри окна тоже выглядят непроницаемо чёрными. А впереди меня встречает хаос из бимсов, досок палубного настила и других деревянных предметов. Вот тебе и долгожданная капитанская каюта. Однако справа у борта почти сразу же обнаруживается пара вполне хорошо сохранившихся мушкетов. Словно их кто-то аккуратно положил рядом с бортом. В этот момент для меня и прозвучал первый тревожный «звонок». Закреплённый на поясе страховочный в таком хаосе, естественно зацепился. Но вылезать — жалко терять время. Рывками и потягивания освобождаю несколько метров, продвигаюсь немного глубже, вижу: в дальнем заваленном углу фонарь освещает предел мечтаний любого водолаза — огромный рундук. Как ни странно, но про содержимое даже не думалось, главное, попробовать поднять его.
И здесь, по известному закону, медлительно прозвучал второй «звонок». Закончился основной запас воздуха. Беру резерв, и тут же про него забываю, сдавленный окованный рундук сцементировался так, что его можно было взломать ломом. Изорвав и испачкав перчатки, только сильно намутил, и тут с ужасом вспомнил про время и оставшийся воздух. Манометр показал «грустные» 10 атмосфер. Это означало, что через несколько вдохов подача воздуха уменьшится и намного, а ведь ещё предстоял путь обратно.
Бросив всё, начинаю выбираться, и вторая волна ужаса накрывает меня: пока плясал вокруг сундука, ненатянутый страховочный конец петлями наложился вокруг завала досок. Крепкой хваткой «Шарлотта» держала меня внутри. Время на распутывание нет ни секунды, и я протягиваю руку к водолазному ножу. Рука сжала пустые ножны... За полчаса до погружения нож взял боцман и не вернул...
Неимоверными усилиями растягиваю беседочный узел на поясе и выскакиваю из смертельной петли. Выплёвываю загубник, судорожно выхватываю запасной лёгочник и включаюсь в резервный пони-баллон на пару десятков спасительных вдохов. Как вылетел из окна, и подвсплыв, наткнулся на спусковой, не помню. А на 10 метрах прямо на меня сваливается Володя Русанов, спешащий на помощь. И нет ничего лучшего в этот момент, как подышать из октопуса лучшего друга...
|