Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Климов Ю. Королев А. «Слава России» Печать

 Нептун № 2/2006

 

Корабли «Слава России» — первая и самая большая серия линейных кораблей Российского флота. С 1733 по 1774 год в Санкт-Петербурге и в Архангельске было построено 58 кораблей этого типа, а с 1772 по 1796 годы модифицированные линкоры строились только на Соломбальской верфи в Архангельске, где было построено еше 28 единиц.

Они участвовали во всех плаваниях и боевых действиях флота. Проект был очень удачным. Корабли имели высокие мореходные качества, хорошую остойчивость и маневренность. При свежем ветре развивали скорость до 8 узлов. Головной корабль этой серии носил имя «Слава России», но это — лишь предшественник интересующего нас корабля, и был заложен в 1731 году в Санкт-Петербурге. В 1733 году вошел в состав Балтийского флота. Участвовал в действиях флота под Данцигом, перевозил пленных французов. В 1741 - 1743 годах участвовал в войне со Швецией, в боях у полуострова Гангут. Разобран в 1752 году в Кронштадте.

Суда этой серии отличались значительной огневой мощью (66 орудий 24-х, 12-и и 6-и фунтового калибра), великолепной мореходностью, завидной прочностью и пропорциональностью корпуса, малым дрейфом, соразмерностью рангоута и такелажа, высокохудожественной отделкой. Корпус кораблей был «образован дугами круговых линий» (формой шпангоутов) — красивыми пропорциональными линиями. Разность водоизмещения между носовой и кормовой частями способствовала активному воздействию воды на руль, благодаря чему корабли имели отличную поворотливость, а форма носовой части — «хорошему восхождению на валы».

Традиции того времени требовали пышного украшения корпуса корабля. Формы развитого барокко нашли полное воплощение на русских кораблях. Это касается не только их декора, но и конструктивных форм. Корпусу судна старались придать изогнутые очертания, что хорошо прослеживается: подняты корма и нос, сильно завалены внутрь по отношению к ватерлинии борта, корпус у кранболов имеет обратный выгиб наружу (в виде «гуська»). Даже расположенные по горизонтали пушечные порты пересечены сильно прогнутыми бархоутами, разбивающими эту прямую. Твердых требований к окраске не существовало, но в большинстве случаев корпуса кораблей красили в охристый цвет, а сверху отбивали широкую голубую, красную или черную полосу. Два нижних бархоута окрашивали в черный цвет, резьбу золотили или красили в охристые тона.

На смену головному кораблю в 1773 году на Соломбальской верфи в Архангельске был заложен новый. Строители — В. Гунион и IV!. Портнов. Это и была та самая «Слава России», судьба которой переплелась с судьбой группы Ж.И. Кусто и Ф. Тайе. Модификация коснулась, в основном, пушечного вооружения. Вместо 24 фунтовых орудий были установлены 30-фунтовые и 4 единорога. Трехмачтовый линкор был построен из дуба казанских лесов В те годы торговый флот России активно выхолил на дальние коммуникации. Торговали зерном, мехами и слюдой, пенькой и маслом. Однако военные корабли англичан перехватывали торговые суда и конфисковывали товар. Совершалось это под эгидой борьбы с возможными противниками Англии. Российские эскадры, которым было дано распоряжение «торговлю обезопасить», с англичанами. Предложение Екатерины II вызвало бурю в британском парламенте, однако ее с удовольствием подписывали все новые и новые нейтральные страны. Для поддержки декларации Балтийский флот вышел на коммуникации для охраны международной торговли. Участвовала в охранных рейдах и «Слава России» под командованием командира С.С. Гибса. Линкор был построен из дуба казанских лесов. Длина корабля 52, ширина 14,49, осадка 6,17 метров. Штатный экипаж 460 — 550 офицеров и матросов. Вооружение: 66 пушек, 77 ружей, 40 мушкетов, 40 пистолетов, 60 сабель. 13 мая 1774 года корабль «Слава России» был спущен на воду и вошел в состав Балтийского флота, хотя до 1778 года в составе эскадры стоял в Архангельске. В 1778 году во главе эскадры под флагом бригадира СП. Хмстевского перешел в Кронштадт, откуда участвовал в рейдах обеспечивающих «вооруженный нейтралитет».

По Указу Екатерины II в 1780 году были снаряжены три новые эскадры для охраны торговых путей в Северном море, Атлантике и Средиземном море. Корабль «Слава России» входил в состав эскадры, состоящей из семи кораблей, под командованием адмирала Ивана Антоновича Борисова. Задача этой эскадры состояла в защите торговых путей Средиземного моря. 11 июня «Слава России» под командованием капитана первого ранга Ивана Баскакова вместе с эскадрой направилась в поход по маршруту Копенгаген — о-в Тексель — Довер — Ла-Манш — Лиссабон — Гибралтар — Порт Магон.

21 октября 1780 года эскадра прошла Гибралтарский пролив и направилась к итальянскому порту Ливорно. 3 ноября, во время сильного шторма, около 22 часов «Слава России» потеряла контакт с остальными судами эскадры. В 23.00 на корабле увидели прямо по курсу берег. Отданные два якоря не удержали корабль, и он налетел на камни острова Лажа-Лингер в 8 милях к востоку от Тулона.

Корабль продержался на плаву до утра. К счастью, рыбакам города Йер удалось оказать помощь терпящему бедствие судну. 11 человек погибло, но было спасено 446, в том числе капитан Баскаков. Сам же корабль «Слава России» разломился и ушел на сорокаметровую глубину. Спасение экипажа было отмечено глубокой благодарностью Екатерины II жителям города Йер. Останки корабля покоились на дне моря вплоть до 1957 года, когда группа Кусто — Тайе обнаружила их под толстым слоем ила.

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.