Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лукошков А.В. Исследование и картографирование новых находок в районе Выборгского сражения Печать

Москва, сборник КПДР, 2006

Выборгское сражение является крупнейшей морской битвой парусных флотов на Бал­тике. Если считать все корабли и суда, находившиеся в районе сражения, то по выяв­ленным на сегодняшний день данным в нем приняло участие не менее 550 вымпелов раз­ных рангов и типов и до 75000 человек. Из это­го числа более 100 вымпелов погибло и сегодня они представляют собой самое круп­ное в мире скопление на дне останков военных и транспортных судов второй половины XVIII века. Автором на основе изучения и анализа архивных материалов была выполнена деталь­ная реконструкция хода сражения, что позво­лило выделить ряд полигонов, где следует искать останки погибших судов. На основании этих данных в 1990-1997 годах было обнару­жено большое количество объектов, ряд из которых были обследованы и идентифициро­ваны как погибшие в Выборгском сражении. В летний сезон 2003 года в рамках проекта «Тай­ны затонувших кораблей» было организовано несколько экспедиций по поиску и обследова­нию новых объектов, представлявших интерес как с точки зрения истории, так и в качестве основы для съемок фильма.

Первым из них была шведская яхта «Ав­рора», погибшая 23 июня по русскому кален­дарю (3 июля по шведскому стилю)[i] 1790 года на третьем этапе Выборгского морского сра­жения. Корабль утонул в результате пробоины, полученной от попадания русского ядра ниже ватерлинии. В момент гибели экипаж успел перейти на другое судно, но по условиям эва­куации не мог взять с собой ни судового, ни собственного имущества, ни оружия.

Фактически яхта утонула, не имея суще­ственных повреждений и в силу этого пред­ставляла собой интерес как целостный объект с богатой коллекцией.

Яхта была обнаружена с помощью гидро­локатора бокового обзора при поисково-картировочной съемке V полигона Выборгско­го сражения. На первой фазе работы была произведена детальная гидроакустическая съемка объекта с помощью нового гидролокатора бокового об­зора с рабочей частотой 400 кГц (модель 3) с различных ракурсов, для точного определения ее положения в пространстве.Во второй фазе водолазы провели размет­ку участка дна занятого корпусом корабля, с помощью мерных синтетических канатов, отмаркированных через 1 метр, причем каждый второй метр был размечен на отрезки длиной 10 см. Схема разметки включала прокладку одного осевого каната длиной 22 м и 11 попе­речных канатов длиной по 12-14 м, натянутых через 2 метра параллельно друг другу. В носо­вой части два первых каната проложены через 1 метр.  На третьей фазе была выполнена сплош­ная площадная фотосъемка корпуса яхты с це­лью составления фотопланшета (фотоплана) останков корабля. К сожалению, низкая про­зрачность воды в летний период позволяла вести съемку с дистанции не более 1,5 м, что заставило ограничиться лишь фиксацией соб­ственно корпуса, без съемок окружающего дна. В ходе четвертой фазы исследований во­долазами были проведены обмеры основных элементов конструкции яхты и произведено их фотографирование. Параллельно осуществля­лось обследование пространства дна вокруг корпуса и определение местоположения най­денных деталей относительно корпуса и их обмеры. На завершающей пятой фазе водолазы-исследователи провели частичное обследова­ние пространства внутри корпуса с целью по­иска сохранившихся предметов, фиксации их местоположения и последующего подъема не­которых из них для идентификации. Всего в ходе экспедиции было получено 10 гидроакустических изображений корпуса яхты, отснято 150 минут видеоизображения.

 Корпус яхты в целом сохранился, под влиянием течений, штормов подвергся естест­венному разрушению, в том числе вследствие коррозии скреплявших его железных элемен­тов. Сегодня корпус стоит на ровном киле но­сом по курсу и частично замыт в грунт на глубину примерно 1,0-1,25 метра. Из грунта торчат греп, форштевень, оба борта в сборе, ахтерштевень и корабельный руль с румпелем, корабельный насос. Глубина до дна у грепа -23,8 метра, высота грепа и форштевня над грунтом - 0,8 метра. Глубина до дна у ахтерштевня - 23,6 метра. Высота ахтерштевня над грунтом - 3,2 метра, высота руля 3,6 метра. Глубина до грунта у подножия насоса - 23 мет­ра, его высота - 2,0 метра. Наружный диаметр деревянной трубы - 200 мм, внутренней - 130 мм. Поскольку болты, скреплявшие борта со штевнями полностью сгнили, оба борта накло­нились вправо и влево, сохраняя свою целост­ность . По обоим бортам имелось по 24 шпангоута сечением 90х90 мм и 8Ох8О. Сего­дня по правому борту все шпангоуты стоят и несут наружную обшивку. По левому борту наружная обшивка полностью сохранилась от носа до середины корпуса на высоту 8 досок. В кормовой части 4 шпангоута упали на грунт и на оставшихся наружная обшивка сохрани­лась на высоту 3 досок. Палубный настил рух­нул внутрь, и сейчас палубные доски и доски внутренней обшивки устилают корпус яхты изнутри.

 Внутри корпуса сохранилась нижняя часть судовой печи, имеющая в плане размеры 820*580мм, которая торчит над грунтом на 400 мм. Вокруг печи хаотически лежат кирпичи из размытых верхних поясов (?). Общее их коли­чество превышает 80 штук, что позволяет предположить, что размыто, как минимум 4 «пояса» печи, поскольку кладку одного пояса составляют 19 кирпичей.

С трех сторон от печи найдены остатки 3 ящиков, в одном их которых - с правого борта хранилось имущество боцмана (парусного мас­тера?), в другом  - оружие, а в третьем - деньги. Здесь же было обнаружено 2 больших медных бака, много посуды и большой глиняный гор­шок.

Пространство вокруг корпуса также усея­но упавшими с бортов элементами конструк­ции. Впереди грепа наиболее крупными элементами являются княвдигед, форштевень, детали носового украшения и полубака. В 3,5 метрах от форштевня в сторону кормы, справа и слева от корпуса лежат 2 коротких пушки в сборе со станками и поворотными платформа­ми, на которых они крепились. В 5 метрах впе­ред по носу обнаружен прекрасно сохранившийся барабан брашпиля длиной 1,8 метра, а также мачтовое дерево.

В целом корпус соответствует конструк­ции шведских военных яхт конца XVIII века, изображению «Авроры» на картине Шульца, и легко поддается реконструкции.

Найденный корпус в силу своей хорошей сохранности и богатству коллекции следует рассматривать в качестве одного из основных объектов для проведения полномасштабных работ по подводным раскопкам. При этом вполне реальной представляется возможность полного размыва корпуса с последующим его подъемом по частям, консервацией и сборкой для экспонирования. Разумеется, речь о таких работах  может идти только  после  создания консервационной и реставрационной базы и проведения полной фиксации и регистрации всех деталей корпуса и корабельного имущест­ва.

Вторым объектом, найденным, обследо­ванным и картографированным в полевом се­зоне 2003 года, является до конца не идентифицированное судно, предположитель­но погибшее в первом эпизоде сражения - во время 5-часового ночного боя в проливе Бьор-ке-зунд (Полигон №1).

В соответствии с полученной в результате реконструкции схемой участка первого эпизода сражения была проведена его частичная съемка гидролокатором бокового обзора, которая все­го за несколько часов дала ряд вероятных це­лей, одна из которых была абсолютно четкой и имела форму корпуса длиной -18,5 и шириной ~4 м. Эти размеры совпадали с размерами шведских канонерских лодок, поэтому было решено обследовать найденный объект.

Общая последовательность работ была стандартной.

1.  На первом этапе была проведена гидроакустическая   съемка   корпуса  с   помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора с рабочей частотой 400 кГц (модель 3) в максимальном режиме увеличения, при различных ракурсах и при разных углах поворота антенн. Затем было выполнено несколько водо­лазных погружений для визуального осмотра корпуса, обмеров, фотографирования и оценки состояния объекта. Полученные материалы легли в основу программы последующих ра­бот, поскольку корабль явно представлял инте­рес - на нем были обнаружены 4 пушки. 2.            Второй   этап   включал   картирование корпуса. Для этой цели в соответствии с обыч­ной методикой, была сделана опорная сетка из маркированных синтетических канатов. Вдоль киля корабля между форштевнем и ахтерштевнем был проложен осевой канат длиной 20 метров, размеченный через 1 метр но всей длине и через 10 см - на своих концах. Перпендикулярно ему на отметках -5 м, 10 м, 15 м были закреплены три каната длиной 6 метров, также размеченные через 1 метр. Затем с помощью пластиковых бирок были помечены ахтерштевень (бирка 0) и шпангоуты обоих бортов. По правому борту было установлено 29 бирок по меченных числами от 1 до 29 от ахтерштевня к форштевню. С правого борта  удалось установить только часть бирок, помеченных буквами - А, В, С, D, E, F, поскольку из-за резкого ухудшения погоды работы на объекте были прекращены. Все, что удалось выполнить - это обмеры элементов конструкции корпуса в носовой и кормовой частях, их фотографирование и ви­деосъемку. Для идентификации найденного корабля также  был  поднят ряд предметов  и кормовой части корпуса, местоположение ко­торых было зафиксировано посредством заме­ров относительно опорных канатов и маркированных шпангоутов.3. На третьем этапе было выполнено сплошное площадное фотографирова­ние корпуса, что позволило специалистам компании «Русская Вэб Служба» сделать фо­топланшет объекта, который оказался весьма интересным.         Корпус судна сохранился практически це­ликом и стоит на дне по курсу 80° с креном =20-25° на левый борт. Общая длина между форштевнем и ахтерштевнем на уровне палубы -19,7 метра. Глубина дна у форштевня - 22,0 метра. Высота форштевня над дном - 2,2 мет­ра. Глубина дна у ахтерштевня - 23,0 метра. Высота ахтерштевня над дном - 2.9 метра. Корпус замыт в грунт предположительно на 1,5-1,8 метра. Грунт - черный мелкодисперс­ный ил. Обводы корпуса в носовой части - округ­лые, в кормовой - сужающиеся к ахтерштевню.         Левый борт находится в лучшем состоя­нии и представляет собой монолитную конст­рукцию, выполненную в виде шпангоутов сечением 300x150 мм с расстоянием между соседними торцами равными 150 мм. Шпанго­уты обшиты внутри досками, снаружи брусом и досками. Общая толщина борта по торцу -280 мм.         В носовой части - слева от форштевня над торцом возвышаются 2 деревянных кнехта. Под ними в корпусе имеются 2 клюза - внут­ренний диаметром 150 мм, внешний – 80 мм.          Правый борт имеет значительные повре­ждения, которые не могут быть объяснены воздействием волн. Здесь следует отметить, что, судя по расположению корпуса на дне, этот, предположительно шведский корабль должен был стоять к русской линии именно правым бортом. При обследовании обнаруже­но, что справа в носу отсутствует целая секция борта на всю его высоту, которая позднее была обнаружена в нескольких метрах впереди фор­штевня. Еще одна секция правого борта в сбо­ре, именно футоксы, наружная и внутренняя обшивка, единым куском длиной около 10 мет­ров и высотой -750 мм отломана от борта и лежит на дне в грунте. В кормовой части спра­ва сохранились 7 шпангоутов сечение 300x5150 мм, возвышающихся над уровнем оставшейся части борта на 760 мм. Наружная и внутренняя обшивка на них сохранилась лишь частично.          По обмерам на этом уровне находится ос­новная палуба корабля, которая настилалась на бимсы сечением 180*180мм. Они шли с интер­валом 1,2 метра друг от друга, и фиксировалась на бортах стандартным количеством замков в пазах клямса. Максимальная длина у бимса - 4,4 метра. В кормовой части палуба опиралась на старн-кницу. примыкающую к ахтерштев-ню. Сечение ее верхнего торца - 350х250 мм. К старн-книце - крепится и сохранившийся мас­сивный П-образный кормовой брештук, тол­щиной 100 мм и шириной 300 мм. Его длина от ахтерштевня равна 1,75 метра.        Первый от кормы бимс палубы отстоит от ахтерштевня на 2,0 м. над ним на высоте 780 мм идет второй бимс длиной 3,0 м, соединяю­щий торцы шпангоутов. Можно предположить, что оба бимса образовывали раму передней стенки кормовой каюты, поскольку именно внутри кормового блока в илу была найдена вся посуда, пистолеты и приклады.         Но главной особенностью судовой конст­рукции является наличие двух возвышающихся над палубой орудийных площадок в виде сек­торов с углом 90° и радиусом 1,3 метра, Они ограничены мощными полукруглыми балками, которые опираются своими корпусами на бимс и на борт и фиксируются в них замками. Па­луба площадок укреплена специальными кни­цами. Кормовая орудийная площадка левого борта сохранилась, и на ней, на половину вы­совываясь за борт, лежит чугунная (?) пушка длиной 1,55 метра калибра 71 мм (3 фунта). Станок пушки отдельно лежал на палубе и был поднят для идентификации. Кормовая орудий­ная площадка правого борта разрушена, и ана­логичная пушка на лафете лежит поверх обломков.       Аналогичную конфигурацию имеет и нос судна. Здесь палуба у форштевня опирается на фалстеп, торец которого на 840 мм ниже торца форштевня. На расстоянии 960 мм от фор­штевня оба борта соединяет бимс длиной 3,45 метра и сечением 200х200 мм. Далее к корме справа и слева располагались две орудийные площадки аналогичные кормовым. Площадка левого борта полностью сохранилась и на ней стоит чугунная пушка длиной 1,55 м и калиб­ром 71 мм (3 фунта) на лафете. Орудийная площадка правого борта разрушена, и на ее обломках лежит аналогичная пушка без лафе­та.          Как раз между орудийными площадками на палубе сохранилась практически целая кон­струкция якорного битинга XVIII века. На рас­стоянии 2,5 метра от форштевня над палубой на высоту 1,0 метр возвышаются два верти­кальных битинга сечением 180х 180 мм каж­дый, отстоящие друг от друга на 500 мм. Спереди они фиксируются к палубе кницами, вертикальное плечо которых равно 550 мм, а горизонтальное –145 мм. Между кницами в па­лубном настиле имеется круглое отверстие диаметром 250 мм под мачту, центр которого отстоит на 2,2 метра от форштевня. В носу корабля на борту между форштев­нем и кнехтом лежит по курсу 45° рангоутное дерево, уходящее дальним концом в грунт. Ви­димая длина его составляет 8,5 м, на его «тон­ком» конце имеется ординарная штаг-гата под шкив 0180 мм. «Толстый» конец имеет прямо­угольное сечение 230*250 мм. При этом ско­шенная под угол торцевая поверхность имеет полукруглую выемку в форме полуцилиндра. Учитывая, что в торце форштевня имеется ана­логичная продольная выемка, данное рангоут­ное дерево было предварительно идентифицировано как бушприт, укладывав­шийся на торец форштевня, упиравшийся сво­им торцом в носовую мачту и фиксировавшийся шпором на кницах якорного битинга. Такая схема была традиционной для парусных судов XVIII века со смещенным к форштевню расположением перед ней мачты.          Кроме указанных элементов конструкции при проведении обмеров между вторым и третьим от кормы бимсами, по центру бимса №3 была обнаружена уходящая в грунт, обитая с двух сторон медью, дверная коробка, шири­ной 0,9 метров. В грунте, на расстоянии 1,0 м от коробки находятся останки параллельной бимсу каменной стенки, обшитой изнутри мед­ными листами. Наиболее вероятной интерпре­тацией этих элементов является расположение в этом месте судовой крюйт-камеры.          Еще одним легко узнаваемым элементом конструкции является судовой насос с трубой диаметром 250 мм, торчащий из грунта на вы­соту 1,5 м на расстоянии 9 м от ахтерштевня.        Все внутреннее пространство корпуса в центре судна занесено илом и завалено палуб­ными досками. Более детальное изучение этой зоны целесообразно вести после проведения площадного фотографирования и составления фото планшета.        Особо следует отметить, что наличие тол­стого слоя ила внутри и снаружи корпуса дает надежды на обнаружение большого количества останков погибших членов команды, т. к даже в ходе предварительного поверхностного об­следования корпуса водолазами были найдены скелеты трех человек. Два - в районе передне­го орудия левого борта и один - в районе крюйт-камеры.         Несмотря на хорошую сохранность корпуса, его идентификация вызывает определенные            трудности.            Первоначальное предположение, что это останки шведской канонерской лодки пришлось отбросить. Хотя общие размерения судна в плане весьма близки -канонерские лодки имели длину именно 18,7 м+2,3 м (63+ - 66 шведских футов) и ширину 4,1 м (13 шв. футов 9 дюймов). Но канонерские лодки были плоскодонными и беспалубными судами,  общая  высота  которых  от  киля  до фальшборта составляла всего 1,5 метра (5 фу­тов и 4 дюйма). На них обычно не было ни су­довых насосов, ни якорных битингов. В нашем случае высота борта должна быть не менее 3,5 метров. Имеется палуба и поднятые полубак и полуют.   Хотя   шведские   канонерские  лодки имели на носу и корме по 2 легких орудия 3-фунтового калибра на поворотных станках, их расположение не совпадает с нашими. Более того,   не   совпадают   конструкции   носового
окончании и кормы.
В нашем случае речь идет о корабле дру­гого типа.

       На сегодняшний момент изучение спи­сков шведских и финских кораблей, участво­вавших в сражении, а также их чертежей и моделей позволило сузить возможную иденти­фикацию корабля до двух основных вариантов - двухмачтовая  пойема  финской постройки и/или двухмачтовый артиллерийский корабль типа «канонерский баркас».

  


[i] Разница между русским (юлианским) и шведскими календарями в XVIII веке составляла не 11 дней как полагалось бы, а лишь 10, по­скольку шведский календарь отставал от обще­европейского (григорианского) на 1 день. По общеевропейскому календарю дата сражения -4 июля 1790 года. 
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов