Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лукошков А.В. Агеев Д.М. Обследование, идентификация и картографирование судна "Архангел Рафиал" Печать

Москва, сборник КПДР, 2006

 

Северогерманский корабль конца XVII века «Архангил Рафаил» является первой находкой судов этого времени в российских во­дах, и на сегодня, вероятно - самым древним кораблем из числа найденных и надежно иден­тифицированных российскими исследователя­ми. По сведениям, полученным к.и.н. П.Р. Сорокиным от немецких коллег корабль с та­ким названием был построен на верфи ганзей­ского города Любека и спущен на воду 1 июня 1763 года.

Корабль, наименованный в русских тамо­женных книгах как «Ди Энгель Рафаил» (веро­ятно «Die Engiel Rafail») прибыл в Петербург 27 сентября [8 октября] 1724 года из Любека и покинул русскую столицу уже 15 [26] октября, указав целью своего плавания тот же Любек.

Но в начале декабря оно погибло у южного входа в пролив Бьорке-Зунд в результате сдавливания льдами. Тогда же предпринимались попытки снятия груза со льда, что и оста­вило документальные свидетельства кораблекрушения в архивах. На предварительном этапе работы был проведен системный анализ обнаруженных в архиве сведений, который позволил произвести реконструкцию событий, связанных с гибелью корабля и определить границы полигона, где следует ис­кать его корпус.

В результате была разработана схема по­исковых работ с помощью буксируемого гид­ролокатора бокового обзора, которая оказалась удачной, т. к. поиски заняли всего 34 минуты.

После обнаружения корабля была прове­дена детальная съемка объекта гидролокатором бокового обзора с рабочей частотой 400к Гц, в ходе которой были получены многочисленные изображения корпуса с различных ракурсов. Это позволило понять его расположение на дне и морфологию. Затем водолазы-исследователи провели первичный осмотр и видеосъемку корпуса корабля, которые под­твердили, что найден деревянный корабль, конструктивные особенности которого прису­щи периоду конца XVII - начала XVIII веков.

На втором этапе было проведено деталь­ное водолазное обследование корабля, целью которого были составление схемы объекта и поиск предметов, позволяющих надежно иден­тифицировать если не сам корабль, то его воз­раст. Были обнаружены многочисленные элементы такелажа, остатки корабельного гру­за, остатки судовой печи и посуда. Отдельные образцы предметов - кирпич с клеймом, пробы вещества из бочек, несколько образцов посуды и древесины были подняты для проведения анализов и экспертиз. Их результаты были сле­дующими:

  • Радиоуглеродный анализ древесины, выполненный в лаборатории Института истории материальной культуры Российской Академии наук, дал вероятный интервал вырубки деревьев с 1650 по 1680 год.

  • По заключению хранителя коллекции западно-европейской керамики Государственно­го Эрмитажа госпожи Ивановой поднятые образцы посуды имели северо-германское про­исхождение конца XVII века.

  • Клейма в виде ключа с латинскими бук­вами «SP», обнаруженные на слагавших судо­вую печь кирпичах, по заключению профессора Архитектурно-строительного уни­верситета В. Инчика указывали, что они были произведены на известном кирпичном дворе «Дом Святого Петра», действовавшем в городе
    Любек в XVII веке.

  • Также к XVII веку относились и двухшкивные блоки, т. к. их корпуса были изготов­лены из единых кусков дерева с долблеными пазами.

  • На XVII век указывали и бимсы сечени­ем 25*25 см, сделанные из целых бревен.

Основной третий этап работ по изучению останков корабля был проведен со льда.

Первая фаза работ включала в себя опре­деление точного места расположения объекта подо льдом для создания рабочей майны прямо над кораблем. Эта задача была выполнена с помощью новой разработки - сканирующего гидролокатора кругового обзора с рабочей час­тотой 400 кГц. Учитывая, что гидроакустиче­ские изображения, полученные с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора имеют искажения, связанные с движением судна, в ходе работ со льда новым прибором была проведена повторная гидроакустическая съемка корпуса корабля с различных ракурсов - для получения его истинных изображений.

Вторая фаза работ была посвящена водо­лазной разметке участка дна, занятого остатка­ми корабля с помощью мерных синтетических канатов, отмаркированных через 1 метр. Общая схема включала прокладку одного осевого ка­ната длиной 42 метра по линии «форштевень-ахтерштевень» и одиннадцати перпендикуляр­ных ему канатов длиной по 16 метров, проложенных параллельно друг другу через 3 метра. Троса укладывались на дно и жестко фиксиро­вались в грунте специальными П-образными штырями.

На третьей фазе была выполнена сплош­ная фотосъемка всей размеченной площади для составления полного фотопланшета (фотопла­на) останков корабля. Металлоискатель выявил довольно много магнитных аномалий в грунте, в частности, позволил обнаружить замытый песком Адмиралтейский якорь рымом диамет­ром 40 см с хорошо сохранившейся оплеткой и бензилями.

Затем в ходе четвертой фазы работ были выполнены обмеры большинства основных элементов конструкции корабля и проведено их фотографирование.

Последняя - пятая фаза работ включала детальные исследования некоторых участков корабля. В частности, было выполнено обсле­дование ряда площадей с помощью подводного металлоискателя «Escalibur 1000», с целью об­наружения в грунте металла, а также проведен поиск посуды и предметов быта в районе во­круг судовой печи в носовой части корабля.

В ходе последних работ было обнаружено значительное количество посуды и ее фрагмен­тов, часть из которых была поднята на поверх­ность.

Параллельно с этими детальными иссле­дованиями проводились опытно - методиче­ские работы по отработке применения новой технологии подводного картографирования объектов с помощью создаваемого в рамках проекта высокоточного гидроакустического подводного навигационного комплекта.

К сожалению, все планируемые работы пятой фазы исследований не были завершены, т.к в результате изменения погодных условий, на 13 день экспедиции началось образование трещин в ледовом покрове и нам пришлось срочно эвакуировать лагерь.

Всего в ходе трех этапов исследований было получено 26 гидроакустических изобра­жений корпуса корабля. Общий объем водо­лазных работ составил 86 человеко-часов, во время которых было получено в общей слож­ности 360 фотографий и 4 часа видеоизобра­жений объекта.

На основании полученных фотографий специалистами компании «Русская Вэб Служ­ба» был проведен компьютерный монтаж фо­топланшета корабля на дне. Сопоставление получившегося плана корпуса с его гидроаку­стическими изображениями, полученными с помощью локатора кругового обзора, показало их практически абсолютную схожесть, что важно для будущих работ, в первую очередь в методическом плане.

В целом за три этапа исследований объек­та «Архангел Рафаил» впервые в практике российской археологии было проведено полномасштабное картографирование крупно­го подводного объекта и оценка его состояния.

Его корпус стоит на дне, на ровном киле и замыт в грунт вероятно на 4 метра - по ниж­нюю кромку бархоута. Максимальная длина между форштевнем (stem) и ахтерштевнем -28,5 м. Ширина корпуса по бимсам - 7,8 м. Ширина снаружи по грунту - 10 м. При этом борта сходятся внутрь и стоят под углом ~ 15° к вертикали. Собственно в носовой части оба борта упали (но в сборе), а в центральной и кормовой стоят, возвышаясь над грунтом на 2,1 м. Массивный ахтерштевень торчит из грунта на 4,1 м, что указывает на наличие высокой (около 10 метров) кормовой надстройки. Корма скругленная. Со стороны кормы сохранились на своих местах 6 бимсов на массивных кни­цах, под которыми имеется пространство в 1,8 метра высотой до следующей палубы, где ле­жат бочки с грузом. Вероятно, ниже находится еще один трюм. В носовой части все простран­ство корпуса завалено упавшими бимсами, кницами, палубным настилом и другими эле­ментами конструкции, причем все они соеди­нялись с помощью деревянных нагелей. Пожалуй, наиболее интересным местом на судне является точка, примерно в 6,5 метрах от форштевня, сразу за фок-мачтой, где были об­наружены 4 деревянных бруса высотой до 2,5 метров торчащих из грунта в виде пирамиды. Предварительно они были идентифицированы как останки рамы вытяжки судовой печи, по­скольку под ними были сконцентрированы все найденные кирпичи, посуда и замытая в грунт бочка с зерном. Там в ходе работ удачливый Роман Прохоров обнаружил уже не косвенное, а фактическое подтверждение возраста кораб­ля. Было обнаружено два расколотых распис­ных блюда с датами. На одном из них был изображен ангел (Рафаил?) и поставлена дата -1696 год. На втором - с рисунком тюльпана была другая дата - 1699 год. Собственно так были сняты последние сомнения в идентифи­кации найденного корабля как «Архангела Ра­фаила», тем более что в трюмах мы нашли несколько бочек, содержимое которых после анализов было определено как сало. А сало в бочках точно входило в состав груза «Арханге­ла Рафаила», что зафиксировано в обнаружен­ных нами таможенных документах.

Компьютерный фотопланшет корабля вкупе с результатами обмеров позволили сде­лать некоторые выводы о типе корабля. Ведь в архивных материалах не было никаких указа­ний на этот счет - ни о водоизмещении, ни о размерах, ни о количестве мачт. Единственная подробность, указанная в таможенном паспор­те, - экипаж имел численность 8 человек, что соответствовало большому трехмачтовому тор­говому кораблю.

Изучение состава торговых судов, прихо­дивших в Санкт-Петербург в 20-х годах XVIII века, показало, что все они имели «голландские корни» - их конструкции были разработаны на верфях Республики Соединенных Провинций Северных Нидерландов, которые в XVII веке были крупнейшей морской державой мира.

Привлеченные нами московские и петер­бургские эксперты, по судостроению, проана­лизировав весь материал, довольно уверенно определили, что это флейт (flute, fluit) - самый знаменитый тип торгового судна XVII века, созданный в Голландии (тогда - Республике соединенных провинций Северных Нидерлан­дов). Действительно - многие признаки совпа­дали:

  • Соотношения длины и ширины корпуса у флейтов находилось в пределах 3:1 + - 4:1, как в нашем случае;

  • Впереди у них имелся высокий бак. У нас высота носовой надстройки над палубой была минимум 2 метра;

  • Удлиненная форма княвдигеда была характерна именно для флейтов,

  • Характерным признаком флейтов была высокая кормовая каюта. В нашем случае она могла возвышаться почти на 10 метров.

  • Другим характерным признаком флейта было сужение корпуса вверх, чтобы палуба имела минимальную площадь - так бережли­вые голландцы экономили на «зундской по­ шлине».

В пользу флейта говорило и любекское происхождение корабля, поскольку именно в Любеке с 1618 года действовала специальная верфь, на которой по голландским проектам строились именно флейты. Но все это, разуме­ется, пока только гипотезы. Требуется либо найти более точные данные в архивах Любека, либо провести полные раскопки корпуса «Ра­фаила». Нам это сделать, пока не удалось.

Разумеется, сказанное является лишь предварительной рабочей версией и может быть подтверждено или опровергнуто лишь после проведения дальнейших исследований.

Выполненные исследования разведочного этапа показали, что найденный корабль не только хорошо сохранился, но и является весь­ма перспективным объектом для организации полномасштабных подводных археологических раскопок. Речь в первую очередь идет о рабо­тах по размыву песчаных наносов вокруг и внутри корабля. Такие работы могут привести к довольно значимым научным результатам, поскольку найденный объект, без сомнения, является весьма ценным по всем мировым стандартам.

Однако с организацией этих работ необ­ходимо спешить, поскольку в связи с бурным
развитием нефтеперегрузочного комплекса в этом районе ему уже предрешено полное унич­тожение как вследствие интенсификадии мо­реплавания и расширения фарватеров,
необходимых для движения десятков танкеров водоизмещением около 100 000 тонн, так и
вследствие проведения необходимых для строительства терминалов подводно-технических работ. Участники экспедиции лично наблюдали, как уже сегодня в непосред­ственной близости от местоположения объекта ведутся изыскания для организации подводной добычи песка.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Лукошков А.В. Возвращение второ­го Ангела «Подводное обозрение» 2003 г., №3, стр. 66-73.


 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.