Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Плоских В.М. Атлантида Центральной Азии Печать

журнал "Культура и время" № 6/2004

 

        Озеро Иссык-Куль — «пульсирующее сердце» Евразии — расположено в горах Центрального Тянь-Шаня на территории Кыргызской Республики. С тюркского Иссык-Куль переводится как «горячее озеро». И назва­ние это полностью оправдано: озеро не замерзает зимой, несмотря на довольно низкую температу­ру в высокогорной части Кыргызстана.
Расположено оно на высоте 1602 метра выше уровня моря и протянулось на 180 км с востока на запад и на 60 км с севера на юг. По величине Иссык-Куль — второе озеро в мире после озера Титикака в Южной Америке. По водным запасам Иссык-Куль уникален: при глубине до 682 мет­ров (последние измерения) его объем составляет 1738 тысяч кубических метров. В него впадает 118 речек и не вытекает ни одна.

       Существует ряд легенд и несколько научных версий относительно появления озера. И горы Тянь-Шаня, и озеро Иссык-Куль сравнительно «юны». Горы образовались около 25—30 млн. лет назад, озеро — 10 млн. Первый человек здесь появился около 800 тыс. лет назад, первые до­шедшие до нас каменные орудия имеют возраст около 300 тыс. лет. Поколение сменялось поко­лением, разноязычные местные племена (саки, усуни, тюрки) постепенно сложились в кыргыз­скую народность. Этот процесс начался две с половиной тысячи лет назад и был завершен к XVI в. с участием других племен Центральной Азии (включая монголо-енисейские компонен­ты).

         В течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, ос­тавляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых, озеро по крайней мере четырежды претерпело периоды трансгрессии: регрессии).
Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль известны давно. Одна  один из серьезных источников прошлых столетий не мог объяснить историю их появления  разрушения. Многочисленные легенды и Китайские летописи свидетельствуют о существовании здесь древних, цивилизаций которые исчезли в волнах Иссык –Куля. В результате исследований  прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье  Иссык-Куля – до сотни.

       История изучения памятников. Местный фольклор изобилует легендами, существует и ряд научных версий относительно образования затонувших городов Иссык-Куля. В прибрежной части озера на глубине 1 метров археологами найдены многочисленные строения, датируемые от первого тысячелетии н. э. и вплоть до XV столетия н. э. За весь период существования озера не было проделано как с либо серьезного детального исследования подводных памятников. И не случайно в научном мире озеро называют «Атлантидой Центральной Азии», «неразгаданной тайной Великого Шелкового пути».

        Интерес к подводным памяткам Иссык-Куль  возник два с половиной столетия назад. Архивные записки, отчеты первых путешественников  журнальные заметки и статьи об остатках таинственных строений на Иссык-Куле время от времени появлялись в печати еще в середине XIX в. В 1867 году по распоряжению туркестан­ского генерал-губернатора коллежский секре­тарь Буняковский, топограф-поручик Китаев и штабс-капитан, известный уже в то время писа­тель и художник Каразин были командированы в г. Верный «для собрания сведений о Иссык-Кульском крае как по части топографической, так и по части естествознания». Но уже в декаб­ре того же года неожиданно дается отбой. Кита­ев и Каразин успели доехать только до Верного, как новым распоряжением туркестанского гене­рал-губернатора «по изменившимся обстоятель­ствам» исследования были приостановлены. Сведения об одной из первых, правда, неудач­ных попыток именно планомерного исследова­ния Иссык-Куля содержатся в архивном деле, озаглавленном «Переписка туркестанского гене­рал-губернатора с военными губернаторами об­ластей по вопросу о назначении Китаева и Каразина в экспедицию с целью изучения Иссык-Кульского края», начатом и оконченном в 1867 году.

        К этому времени сообщения о подводных развалинах Иссык-Куля уже возбуждали и от­нюдь не праздное любопытство туркестанских властей. Купец Исаев, проходивший караванны­ми тропами Прииссыккулья в 1824—1830 гг., со­ставляет в 1857 г. по просьбе казахского ученого Чокана Валиханова записку, в которой упомина­ет о подводных развалинах Иссык-Куля справа от впадения в озеро реки Тюп. «Видимые в воде здания складены из камня, — писал Исаев, — только надобно заехать на лошади сажен до двухсот. Сказывают эти жители о сих зданиях, что будто был город тут величайший, и сдела­лось наводнение, и будто не было до этого тут озера». Сам Ч. Валиханов развалин не наблюдал, хотя на озере бывал неоднократно.

          Слышал от местных киргизских жителей рас­сказы об исчезнувших под водой постройках и П.П. Семенов-Тян-Шанский. 13 июня 1857 г. он побывал на мысе, вдающемся в озеро в восточ­ной его части, между устьями рек Тюп и Джергалан, видел на берегу выброшенные волнами кир­пичи, из которых были возведены подводные строения. Сопоставив этот факт с исторически­ми свидетельствами, П.П. Семенов высказал предположение, что здесь ранее был остров, на котором, по словам средневековых авторов, Же­лезный Тимур держал своих знатных пленников. Укрепление, по его мнению, существовало в XIV и XV веках, исчезло под водой позже XVI в. О подводных замках упоминали и мусуль­манские средневековые историки Араб-шах и Мирза Хайдар. Их сведения перекликались с дан­ными итальянской карты. Дело в том, что на Ка­талонской карте 1375 года, которую П.П. Семе­нов видел во время путешествия по Венеции в начале 50-х годов XIX в., на озере Иссык-Куль был обозначен город с тем же названием и отмечено, что здесь находится православный монас­тырь «армянских братьев».

       Следующие сообщения о подводных развали­нах на Иссык-Куле и первые практические шаги по их изучению были связаны с Г.А. Колпаковским — военным губернатором Семиреченской области. В 1869 г. он посетил озеро. Проводники-киргизы показали ему подводные развалины на северном берегу в местности Кой-Су (у совре­менного с. Курское) и на востоке в урочище Кой-Сары. Колпаковский обследовал развалины и краткую информацию о них направил в «Извес­тия» Императорского Русского Географического общества. Он писал о виденной им под водой обширной площадке, как будто специально устланной кирпичами, обломками посуды и костями. Встретилось под водой даже древнетюркское  каменное изваяние. Чем дальше от берега, тем чаще встречались кучи кирпичей, лежащих в беспорядке. Причем кирпичи были самых различных видов: на изломе желтоватые, бурые, красные и даже черные.

        Тогда-то и зародилась впервые мысль — и произвести ли подводные исследования с помощью водолазов. Начало этому положили полученные Колпаковским с берегов Иссык-Куля первые археологические трофеи. Это были две большие медные (бронзовые) чаши: одну вытащил на берег при впадении в озеро р. Кой-Су купавшийся киргиз, вторую, несколько меньших размеров, подарил Колпаковскому сарыбагышский манап Умбеталы Ормонов. В окрестности озера были найдены и две серебряные монеты одна на месте строящегося Каракола — будущего города Пржевальска, а другая — много запада неподалеку от Конгуролена. По краям малой чаши арабской вязью — куфическим шрифтом был выведен витиеватый орнамент-надпись. Туркестанский чиновник Ибрагимов сделал перевод:

«Весенние дни доставляют нам счастье, водонос! Дай мне оживляющей влаги... Похожий  на розу напиток — сосуду красу придает, подобно тому, как роса оживляет тюльпан,

жизнью считай лишь то время, которое смертным дает наслажденье».

Это был гимн воде, дающей жизнь. Колпаковский начал деятельную подготовку к подводным исследованиям на Иссык-Куле, посылает письменное приглашение ученому А.П. Федченко, отдает распоряжение о строи­тельстве небольшого парусного судна на Исськ- Куле, договаривается с неким частным лицом строительстве восьмивесельного катера. В архиве канцелярии туркестанского генерал-губернатор в Ташкенте нами было обнаружено дело «Об археологических находках в озере Иссык-Куль, приобретении водолазного аппарата и найме водолазов для подводных исследований в Иссык- Куле. Описание скафандра». Каллиграфическую почерк чиновников-переписчиков, убористая скоропись военного губернатора, предложения кронштадтского инженера, небрежные резолюции  туркестанского генерал-губернатора. Все документы написаны от руки и представлены в одном экземпляре. Итак...

         Затопленные города. 3 ноября 1871 года Г.А. Колпаковский высылает в Ташкент генерал-губернатору К.П. Кауфману с Иссык-Куля археологические трофеи: медные (бронзовые) чаши и серебряные монеты сопровождаемые пространным письмом. «Вообще, — писал он, — загадочность Иссык-Куля с каждым годом усложняется и побуждает меня вновь заявить мысль о необходимости исследо­вания... Для полноты предприятия недостает во­долазного аппарата, приобретение коего посред­ством частных средств более чем сомнительно. Не будет ли позволено выписать этот аппарат на кульджинские доходы?»
К.П. Кауфман благосклонно отнесся к этому предложению. По его распоряжению чаши бы­ли оставлены в Ташкенте в качестве экспонатов для будущего музея, монеты — переправлены на исследование в Археологическую комиссию С.Г. Строганову. А насчет водолазного аппарата и мастера решили обратиться в Кронштадт к строителю знаменитой крепости генерал-майору К.Я. Звереву.

        Предложение заинтересовало К.Я. Зверева, и он взялся помочь Кауфману приобрести водо­лазные аппараты и подыскать профессиональ­ных водолазов. Имевшиеся в Кронштадте водо­лазные скафандры были старой конструкции, приобретены более десяти лет назад, громоздки и не подходили для подводных археологических исследований. Зверев высылает Кауфману описа­ние современных водолазных костюмов, наибо­лее совершенные из которых предлагал закупить в Англии или Франции. Но благим намерениям так и не суждено было осуществиться, не набра­лось денег для покупки подводного оборудова­ния. Идея подводных археологических работ по­висла в воздухе.

        В советские годы озеро Иссык-Куль стало за­крытой территорией для иностранцев (из-за во­енных объектов), а собственных средств на до­рогостоящие подводные раскопки памятников не было. С большим трудом республиканская Академия наук в середине 1960-х годов приобре­ла акваланги, и археолог Д.Ф. Винник начал ре­когносцировочные, разведочные работы по фик­сации подводных памятников на Иссык-Куле. В 1980-х годах эстафета перешла к доктору ис­торических наук В.М. Плоских и кандидату исторических наук В.П. Мокрынину. В 1985—1989 г кыргызские археологи совместно с аквалангистами из Московского института стали и сплавов провели на озере небольшие работы, сосредоточив основное внимание на полуобнажившемся  городище Сары-Булун в Тюпском заливе, и высказали гипотезу об отождествлении этого городища с исторической столицей большого пле­менного образования Усунь (на рубеже веков до новой и новой эры). Последующие работы все более подтверждали эту гипотезу. Результаты исследований были обобщены в трех изданиях В.П. Мокрынина и В.М. Плоских с участием И.Т. Айтматова и А.У. Конурбаева.
        С точки зрения археологии и экологии исследование озера Иссык-Куль предполагает собра­ние больших археологических материалов, подтверждающих гипотезы о памятниках истории культуры. Кроме того, изучение водного бассей­на будет способствовать проведению исследова­ний на предмет радиации, характера и степени загрязнения воды, экологических характеристик региона. В перспективе намечается продолжить изучение известных и осуществить поиск новых древних подводных поселений, курганов и при­брежных памятников культуры. Будет продол­жаться сравнительное изучение доступной по­верхности и подводных древних строений и гео­морфологический поиск шельфа (прибрежной части) и выборочной части побережья озера Ис­сык-Куль. Все эти исследования предполагается провести в контексте поиска комплексного реше­ния экологических проблем.
Наиболее перспективны в научно-исследова­тельском плане следующие археологические па­мятники.
        Тору-Айгыр, расположенный на северо-за­падном берегу Иссык-Куля, некоторыми иссле­дователями отождествляется со средневековым городом Сикуль. Остатки верхнего городища на берегу, нижнего — под водой. На берегу раско­паны остатки жилищ и баня (Д.Ф. Винник), на дне встречаются глиняная посуда, обожженные кирпичи, кости человеческого скелета и живот­ных. По одной из гипотез, это возможное место средневекового монастыря X—XIV вв. В ходе по­левых разведок найдено несколько ценных кера­мических сосудов средневекового производства, каменная зернотерка и извлечен из воды бронзовый котел. Между селами Баетово и Чолпон-Ата у полу­острова Вали Котика под водой заметны остатки уложенных каменных плит, аллея спиленных де­ревьев, многочисленные фрагменты средневеко­вой керамики и кости человеческих скелетов.

         В Городище Каменское (современное село Джаркынбаево) в тихую погоду в воде просмат­риваются остатки четырехугольных стен. Из во­ды местными жителями были извлечены брон­зовые и каменные орудия труда античного времени, жертвенные бронзовые котлы и многочис­ленная средневековая керамика (I тыс. до н. э.). Самым достопримечательным античным па­мятником, расположенным на юго-восточной окраине Иссык-Куля (под водой и на частично освободившейся от воды территории), является Городище Сары-Булун, отождествляемое нами со столицей Усуньского государства на Великом Шелковом пути — городом Чигу. Во II в. до н. э. китайский дипломат и путеше­ственник Чжан Цянь прошел из Китая в Цент­ральную Азию, был в плену у могущественных  хуннов, был гостем усуней, столица которых рас­полагалась на живописном берегу Иссык-Куля. Чжан Цяня справедливо называют первооткры­вателем Великого Шелкового пути — торговой артерии, соединившей мир Востока и мир Запа­да. В самой середине этой трансконтинентальной торговой артерии лежало озеро Иссык-Куль, на его берегу китайцы построили для своей прин­цессы — невесты усуньского правителя-кунбага столицу — город Чигу (Чигучэн, буквальный пе­ревод с китайского — «Город Красной долины»). Китайских принцесс отдавали в жены «диким варварам», чтобы скрепить династическими бра­ками союз государств.

       Через тысячи километров, высочайшие горные системы они переправля­лись на Иссык-Куль в чужой им край. (Это пре­красно показал Н.К. Рерих своей картиной «Дары китайской принцессы».) На чужбине китайцы помогали отстраивать города и замки родствен­ным им владыкам. Так был обустроен дворцами и крепостными стенами город на Иссык-Куле —Чигу. Ученые долго спорили, где находилась сто­лица усуней, о которой много писали китайские историки, но найти ее не удавалось. Произошло это потому, что город Чигу вскоре после круше­ния усуньского государства ушел под воды Ис­сык-Куля. И нужно было время, терпение и везе­ние, чтобы его обнаружить. Это произошло в полевой сезон 1985 года. Во время иссык-кульской экспедиции (руководи­тель — профессор В. Плоских, начальник архео­логического отряда — доцент В. Мокрынин) на дне Тюпского залива были впервые обнаружены следы крупного городища. Находки свидетельствовали, что оно существовало в первом тысячелетий до нашей эры. Это предстояло доказать скрупулезными изысканиями, научными исследованиями. Мы предположили, что нашли развалины знаменитого города Чигу — ставки  могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле, важного промежуточного торгового пункта на зарождавшемся там Шелковом пути.

          Поэтому наши первые прибрежные и подводные трофеи мы отнесли к предметам материальной культуры столичной и древних кочевых владык, следующие находки — одна древнее другой  все более подтверждали гипотезу о столице усуньского государства г. Чигу, впитавшей в себя элементы предшествующих культур. За  три полевых сезона на побережье и под водой далось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которая в представление о жизни столичных обитателей  их занятиях и быте. Все предметы, долгое время находившиеся под водой, были покрыты таковыми наростами. Находки в Чигу под­лились на четыре группы: керамика, изделия из камня, металлические изделия, поделки из рога.

         Даже беглый обзор материальной культуры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствовал о долгой жизни затонувшей столицы. Определение времени зарождения, расцвета и гибели рода, находящегося многие века под водой, но с большими трудностями, которых не знает традиционная археология. Изучение подводных памятников неизмеримо сложнее, так нельзя проследить взаиморасположение культурных наслоений и датирующих предметов шальной культуры. Исследователю остается единственный метод определения времени жиз­ни городища — сравнение находок с хорошо да­тированными вещами, добытыми при раскопках иных археологических памятников на суше. Привязка исторического Чигу к определенно­му городищу имеет важное научное значение. Если дальнейшие изыскания подтвердят наше предположение, то скудная письменная история города-ставки усуньских правителей-кунбагов получит не только точную локализацию на мест­ности, но и прочную фактологическую базу на основе беспристрастных и многочисленных архе­ологических материалов. Отождествление горо­дища Сарыбулун с Чигу позволяет установить многие ранее неизвестные факты, имеющие не только историко-познавательное, но и научное значение. По современным исследовательским данным, Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н. э., как это представлено в некоторых современных трудах зарубежных ученых. Он уже существовал и был упомянут в китайских лето­писях в связи с событиями того времени. Жизнь городища документируется археологическими находками по меньшей мере на 500 лет раньше первого упоминания, что позволяет предпола­гать, что здесь была ставка еще раннесакских вождей. Чигу был не только городом-ставкой ко­чевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев. Археологические исследования свидетельствуют, что культура оседлого населе­ния Прииссыккулья в I тыс. до н. э. была тесно связана с культурой среднеазиатских поселений, прежде всего Ферганы. Сведения, принесенные в Китай послом и путе­шественником Чжан Цянем, получают археологи­ческое подтверждение о Великом Шелковом пути. Сегодня пришедший на берег Тюпского зали­ва путник или опустившийся здесь под воду ак­валангист может прикоснуться лично к древним реликвиям некогда затонувшей столицы. Сту­денты КРСУ каждый полевой сезон проходят на Иссык-Куле археологическую практику и соби­рают регулярно целую коллекцию керамики, бронзы, каменных зернотерок и рудотерок ан­тичного времени.

        Не менее интересно для исследователей сред­невековое городище Кой-Сары, затопленное на рубеже XV—XVI вв. и «вышедшее» из-под воды обмелевшего озера уже в XX в. недалеко от г. Каракола, областного центра на юго-восточном по­бережье Иссык-Куля. В 1894 г. городище обсле­довано В.В. Бартольдом, в 1926 г. П.П. Иванов нашел здесь камень с тюркской письменностью (так называемый «орхоно-енисейской»), который позже бесследно исчез. В 1960-х гг. Д.Ф. Винником проведены частичные раскопки городища на уже обнажившемся дне озера. Обнаружены кера­мические трубы водопровода, остатки городских стен из жженого кирпича, глиняная посуда, изде­лия из металла, монеты, каменные зернотерки средневекового периода. Найден некрополь с групповыми захоронениями, отданными отсту­пившими водами озера.

        Рассказывая о древнем городе Барсхан (Барскоон), средневековый арабский географ Гардизи ссылается на следующую легенду. Александр Ма­кедонский, покорив в 334 — 329 гг. до н. э. пер­сидскую державу, взял в знатных семьях залож­ников, дабы предотвратить возможные мятежи. Отправляясь в поход на Китай и Индию, он взял с собой и заложников, однако, оказавшись в стес­ненных обстоятельствах, вынужден был бросить
знатных персов на берегу Иссык-Куля. Сыновья персидских вельмож, потеряв надежду вернуться домой, отстроили здесь городок на свой манер, а местности дали название Барсхан. Живописцы разукрасили дома полихромным многоярусным панно наподобие согдийских, уструшанских и тохаристанских. Но, судя по всему, часть города вскоре оказалась под водой, а вторая часть оста­лась на возвышенном плато озера. Исследовани­ем их еще предстоит заняться.

         На побережье современного с. Барсхан мы с В.П. Мокрыниным обнаружили бронзовые бляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящихся к сакскому пери­оду, когда среднеазиатские саки притивостояли воинам Александра Македонского. Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены казах­скими археологами в 1969 году при раскопках сакского кургана Иссык (между озером Иссык-Куль и городом Алма-Ата). Только иссыкские бляшки были золотыми, сохранившись в об­ширной коллекции неразграбленного кургана, а барсханские — бронзовыми с бракованными от­ходами, что позволяет уверенно говорить об их местном производстве5. Коллекция кургана Ис­сык содержала сотни предметов из золота и сере­бра, была найдена серебряная чаша с сакскими письменами, которые еще не прочитаны, их предстоит дешифровать.
В прибрежных водах Дархана нами были обна­ружены бронзовый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Другие археоло­ги находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвен­ные столики, украшенные бронзовыми фигурка­ми зверей, и другие предметы античного времени.

          Новые находки подводной археологии. Летом 2003 года по инициативе и с благосло­вения митрополита Бишкекского и Средне­азиатского Владимира при финансовой поддерж­ке Международного Фонда Андрея Первозванного и Центра «Национальная слава России» была  осуществлена международная археологическая  экспедиция на Иссык-Куль. Кроме ученых Кыргызско- Российского Славянского университета и Национальной академии наук в экспедиции при­няли участие аквалангисты конфедерации под­водной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой.

         Цель экспедиции — выявить и зафиксировать   новые подводные историко-археологические объекты первого тысячелетия до н. э. и опреде­лить место затонувшего средневекового христи­анского монастыря. Упорство и настойчивость членов экспеди­ции, наша убежденность в возможности новых уникальных находок с помощью московских ак­валангистов и при достаточном финансировании привели к поистине уникальным открытиям. В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине око­ло пяти метров мы обнаружили два бронзовых жертвенных котла сакского периода (буквально в десяти метрах друг от друга). По предваритель­ным данным, возраст затонувшего клада насчи­тывает около 2,5 тысячи лет. Профессор Стани­слав Прапор так охарактеризовал свое впечатле­ние от этой находки: «Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уникальнейшие предметы мно­готысячелетнего возраста — в нашей, да и в ми­ровой практике подводной археологии случай небывалый.

        Мы любовались бронзовым жерт­венным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние. Сосуд прекрасно украшен: в художественной манере выполнены витые руч­ки. Казан поменьше покоится на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом. Дух за­хватывает, когда думаешь о том, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш долг перед потомками!»

        Находки свидетельствуют о распространении металлургии и литья среди саков в середине I тыс. до н. э., о торгово-ремесленных центрах, к кото­рым были привязаны скотоводы, ведущие коче­вой или полукочевой образ хозяйствования и жизни. Такие оседлые торгово-ремесленные поселения позволяют говорить об одном из при­знаков древней государственности. Наиболее впечатляющей находкой в прошед­шем сезоне стал бронзовый псалий (часть кон­ской упряжи). Псалий — это парные части узды, которые крепятся к удилам. Длина псалия — 20,5 см, изготовлен он способом литья по воско­вой модели. Несомненно, как часть парадной уп­ряжи он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищни­ков, смотрящих в разные стороны (возможно, пантеры), челюсти хищников неестественно вы­тянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы за­кручена вверх, а нижняя имеет подобие бороды; соединены челюсти стилизованными зубами. Своеобразие «звериного стиля» заключается в сочетании чисто декоративного начала с реалис­тической передачей облика зверя. Так трактуется и пантера из Келермесского кургана, хвост и ла­пы которой украшены фигурами свернувшегося в круг зверя, а ухо имеет полихромные вставки эмали6. Сама отливка не очень хорошего качест­ва, есть диспропорции в скульптурном изобра­жении двух равноодинаковых фигур. При литье имеются огрехи: трещинки и каверны. Эта на­ходка очень значима и уверенно датируется V—IV вв. до н. э. Качественный спектральньй анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Кул сделанный в Кыргызско-Российском Славянском университете, в совокупности с другими опытами, свидетельствует о местном происхождении находок.

        Обнаруженные нами сакские кинжалы-акинаки, жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и псалий традиционны для Иссык-Куля и Семиречья и могут быть датированы V—IV вв. до н.э. или, возможно, несколько более поздним периодом — III в. до н. э. — временем активного рождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.

         Оформленные или украшенные традиционным «звериным стилем» сако-усуньского времени, эти обнаруженные на дне Иссык-Куля предметы материальной культуры вписывают заключение Ю.Н. Рериха, вынесенное из экспедиции по Центральной Азии: «Несмотря сложный характер искусства кочевников, можем утверждать, что существовал общий источник, из которого черпали свое восхищение художники Центральной Азии, где, как показывают современные исследования, и находится центр кочевой культуры». Этот тезис вполне вписывается в современную концепцию кочевой государственности и подтверждается новыми археологическими находками со дна Иссык-Куля.

        В связи с последними археологическими  находками вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений этого времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной натурой и верованиями. По мнению известного российского археолога, теоретика истории  культурного наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массона, «возможно, значительный сакский центр располагался на берегу  Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются  раннекочевнические удила, псалии и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, который в основном известен по погребальным памятникам».

          Возвращаясь к записям Ю.Н. Рериха о путе­шествии по «Срединной Азии» — Тянь-Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Западной Монголии и высокогорному Ти­бету, процитируем его строки, сопоставимые с нашим сюжетом: «Один из важных результатов экспедиции — открытие "звериного стиля" среди кочевых племен Северного Тибета. Этот "звери­ный стиль" состоит из декоративных мотивов, состоящих из фигур животных, которые иногда олицетворяли с  топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древней культуры, вступили на завоевания и разрушения границ Китая и римской империи».

        Монастырь на дне озера? Разведочная экспедиция 2003 года предприняла попытку локализовать под водой или на берегу Иссык-Куля средневековый христианский  монастырь. Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана с приходом согдийцев, и принесло с собой земледельческую культуру и науку. Процесс этот начал набирать силу где-то с дины первого тысячелетия новой эры. Caкским древним памятником той давней эпохи на тории республики является небольшая церковь VII—VIII вв. в древнем поселении Суяб — центре тюркских каганатов в Чуйской долине, исследователи христианских церквей и монастырей были проповедниками оседлого образа жизни городской культуры среди подавляющего большинства кочевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектурным памятником христианской церкви на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный со времени раннего средневековья.

         Построенный на рубеже IX—X вв., он составляет собой стационарное жилище монастыря  сакского типа. Его функции со временем  позже здание использовалось как караван- сарай на одном из маршрутов Великого Шелкового пути. Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. В древнеславянских  летописях говорится, что Средняя Азия являются колыбелью не только для тюрок, но также скифов (саков).
Есть основания предполагать, что в Кыргызстане на озере Иссык-Куль находится одна величайших христианских святынь — рака с мощами святого апостола и евангелиста Матфея, Если верить теологическим преданиям, Матфей претерпел  мученическую смерть от рук язычников за поведения христианства в Сирии. Там-то вначале и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захватных империей странах, верующие, опасаясь  поругания святыни, перенесли раку в Среднею Азию — край, славящийся веротерпимостью  в те давние времена. Здесь существовали  христинские общины. Так не без основания считает
Рерих Ю.Н.

По тропам Срединной Азии. Мощи хранились в монастыре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известно повсюду. На знаменитой Каталонской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом. Соседствующая надпись гласит: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
В свое время, в 1856—1857 гг., эти сведения впервые опубликовал русский путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский. Каталанскую карту 1375 г. он видел в середине XIX века в Венеции, видел изображенные на ней города и озеро Ис­сык-Куль и на северном его побережье — монас­тырь христиан (академики В. Бартольд и Н. Марр называют его армянским монастырем). П.П. Се­менов полагал, что христиане, бежавшие с Ближ­него Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII в. свой монастырь на берегу Иссык-Куля; он первый перевел на русский язык надпись с Ката­ланской карты. Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог быть построен в Курментинской бухте и позже затонул.

        Полвека спустя поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан Свято-Троиц­кий мужской монастырь. Побывавший в этих ме­стах в конце XIX века барон А. Каульбарс писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению архео­логов, и существовал тот армянский монастырь, где находились мощи евангелиста Матфея».

        В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года, записано одним из обследователей: «В 9 ча­сов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский мо­настырь, расположенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от го­рода Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, со­хранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению уче­ных-археологов, и существовал армянский мо­настырь...»

        А вот что можно прочитать в книге митропо­лита Бишкекского и Среднеазиатского Владими­ра: «На киргизской земле нашло посмертное упо­коение тело святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Откуда, по-видимо­му, еще во II или III веке бежавшими от древне­римских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня храни­лась в монастыре, расположенном на берегу озе­ра Иссык-Куль; весь христианский мир знал о ее местонахождении».

        В последние два года на Иссык-Куле поднял­ся настоящий бум в связи с поисками затонув­шей вместе с монастырем раки с мощами Св. Матфея. Особенно активно действовал на этом поприще в 2002 г. «американец русского проис­хождения» Сергей Мельникофф. Но единоразовым кавалерийским наскоком такой проблемы не решить.

         Мы начали с Каталанской карты, анализ ее прекрасно провел участник нашей экспедиции, ученый, священник из Германии, архидиакон, доктор философии и теологии Василиус Кляйн. Его заключение: карта — достоверный докумен­тальный источник XIV века, не вызывает сомне­ния и факт расположения на Иссык-Куле хрис­тианского монастыря. В. Кляйн предлагает свое прочтение: монастырь скорее всего располагался не на северном, а на южном побережье восточ­ной части озера, был армянским, а не несторианским, и это был именно монастырь, а не общи­на. Его уточненное прочтение надписи на карте звучит так: «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монас­тырь армянских братьев, где, как говорят, нахо­дятся (погребены) останки Св. Апостола и Еван­гелиста Матфея».

        В ходе полевых разведочных работ 2003 г. на­ми были подняты два фрагмента (боковины ке­рамических сосудов) с четким изображением креста, оба найдены в северной акватории озера в районе Кара-Ой и с. Джарканбаево. Акваланги­сты обследовали дно курментинского залива, ар­хеологи прошлись по прибрежным средневеко­вым городищам. Намечен был фронт экспедици­онных работ на берегу и под водой в 2004 году.

        Смотрите в будущее Кыргызстан — молодое государство с много­численными памятниками древней истории. Озеро Иссык-Куль достойно внимательного ис­следования с исторической и географической точки зрения; исчезновение загадочных подвод­ных городов связано с неизученными особеннос­тями котловины. В защите нуждается ее флора и фауна. Обилие подводных городищ и курганов сви­детельствует о высокоразвитых цивилизациях прошлого. По словам историка-археолога из Бишкека Светланы Громовой, «это целый пере­ворот в наших представлениях об истории иссык-кульской цивилизации, во времена таинст­венной древности. До сегодняшнего дня ученый мир был абсолютно уверен, что большинство крупных городищ, оказавшихся в свое время за­топленными озерными водами, относятся к сред­ним векам. Но попавшие к нам в руки уникумы, к слову, выполненные удивительно высоким профессиональным способом и с добавлением особых присадок в бронзу, неопровержимо свидетельствуют о том, что огромное Кара-Ойское городище еще до новой эры являлось примером извитого, высоко цивилизованного и, что самое главное, оседлого образа жизни наших пращуров на кыргызской земле».

        Главные направления будущих исследований — хронологическая разработка известных и открытие новых подводных поселений и захоро­нений, обобщение ранее известных и новых фак­сов истории и культуры, которые объясняют ха­рактер природных катаклизмов, имеющих место в прошлом и продолжающихся до настоящего времени.
Исследование исторических и географических явлений жемчужины Тянь-Шаня — озера Иссык-Куль поможет определить причины колебаний водного уровня и его влияния на развитие древ­них цивилизаций в этой области. Определение палеографии и геоморфологии Иссык-Куля поз­волит идентифицировать древние подводные поселения с историческими названиями, упомя­нутыми в работах средневековых географов. Ар­хеологические объекты дадут ответы на неизу­ченные проблемы истории и духовной культуры древних жителей.

Литература:
  1. Мокрынин В., Плоских В. Иссык-Куль: затонувшие  города . Фрунзе, 1988;
  2. Мокрынин В., Плоских В. На берегах Иссык-Куля .Бишкек, 1992.
  3. Русские путешественники и исследователи о киргизах. Фрунзе, 1973.
  4. Плоских В. Иссык-Куль: путешествие в историю. Фрунзе, 1981. С. 43.
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов