Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лукошков А,В. Прохоров Р.Ю, Галайда И.В. Опыт изучения Печать

Опыт изучения крупномасштабных трехмерных подводных объектов на большой глубине.

 

Москва, КПДР, 2006

 

       Особую ценность и наибольший интерес представляют находки кораблей, корпуса кото­рых сохранились либо полностью, либо с не­большими повреждениями. В восточной части Финского залива и в Ладожском озере количе­ство таких находок довольно велико, посколь­ку практически пресные и холодные воды, а также отсутствие разрушающих дерево микро­организмов прекрасно сохраняют дерево и дру­гие материалы. Главной причиною разрушения корабельных корпусов является воздействия волнения и вертикальных колебаний водной толщи при прохождении частых циклонов. Од­нако на больших глубинах - начиная от 30 метров и более, влияние этих факторов невели­ко. Именно там участниками экспедиций про­екта «Тайны затонувших кораблей» были сделаны находки практически абсолютно це­лых и прекрасно сохранившихся корпусов де­ревянных парусных кораблей, которые, вероятно, следует рассматривать как объекты-памятники.

        Однако их обследование и изучение пред­ставляют собой достаточно трудоемкий ком­плекс подводных работ, осложненных рядом объективных специфических условий.

       Во-первых, открытые водные пространст­ва, подверженные воздействию ветра и волн, а главное - большая глубина воды чрезвычайно затрудняют организацию работ и снижают их эффективность.

       Во-вторых, большие размеры корабель­ных корпусов, наличие нескольких палуб тре­буют разработки специальных методических работ.

       В-третьих, изобилие имеющихся на судне предметов, судового имущества, детальных вещей, грузов и личного имущества требует очень больших затрат времени для их выявле­ния и фиксации.

        Собственно говоря, сам состав работ во­долазов при изучении таких объектов сводится к фиксации повреждений корпуса и местопо­ложения отдельных предметов. Особенно это справедливо в случаях, когда имя и конструк­ция найденного корабля заранее известна и его идентификация не нужна.

       В качестве особо наглядного примера можно назвать работы по изучению корпуса 57-пушечного парусно-винтового фрегата «Олег», погибшего 3 августа 1869 года. Об­стоятельства его гибели история его службы и его конструкция довольно хорошо известны из многочисленных   архивных   материалов.

       Нам удалось обнаружить комплект чертежей фрегата и общие виды корпуса. Кроме того, были найдены фотографии, снятые в период его службы.

      Корпус фрегата имеет очень большие размеры. Его общая длина по палубе (без буш­прита) превышает 90 метров, ширина по палу­бе- 16,5 метров. Корпус возвышается над грунтом на 13 метров. По строительным доку­ментам водоизмещение «Олега» при полном грузе составляло 5257 тонн. На сегодня это самый большой деревянный корабль, лежащий на дне Балтийского моря. Он имеет 6 палуб (4 полных и 2 неполных) и общая площадь его помещений составляет не менее 3500 кв. мет­ров. Даже простое обследование такого гиганта требует колоссальных затрат времени.

         Для обеспечения планомерного изучения корпуса были использованы чертежи палуб фрегата, фрагменты которых были уменьшены, заламинированы и в виде книжек-путеводителей использовались водолазами под водой, для нанесения на них обнаруженных предметов и повреждений. Кроме того, на ос­нове чертежей была изготовлена объемная компьютерная модель фрегата на дне, в кото­рую вносились все выявленные повреждения.

        Корпус фрегата оказался совершенно це­лым за исключением небольшой ромбовидный пробоины площадью около 4 м.кв. в левом борту. Он стоял на плотном глинисто-песчаном грунте носом по курсу 0 с креном примерно 15 на правый борт. Крен объяснялся тем, что ни киль, ни днище практически не ушли в грунт, и корпус стоя опирался на них.

        Все палубы прекрасно сохранились и не имели видимых повреждений, а главное - от­крытые люки давали возможность проникнуть внутрь. Конечно, падение на глубину 57 мет­ров, удар о дно и 133 года, проведенные под водой, несколько нарушили некогда щеголь­ский вид военного корабля , так хорошо за­метный на его старинных фотографиях. Со временем рухнули три его мачты, сломавшись на высоте около 1,5 метров над уровнем верх­ней палубы. Но и они лежали в сборе -собственно мачта с трисель-мачтой, стеньга, бом-стеньга и бомбрамстенга. Сохранились даже марсовые площадки. Вероятно, где-то к 1910 году проржавел кожух дымовой трубы, и вся конструкция рухнула в трюм, накрыв со­бой паровые котлы ниже уровня жилой палу­бы. В носу упали на дно утлегарь и бом-утлегарь,     а     также     носовая     фигура Императорский двухглавый орел, исполненный в стиле 60-годов 19 века в виде объемной фи­гуры. Но в целом корабль представлен собой уникальный по сохранности и богатству объ­ект.

         На первом этапе был обследован сам кор­пус по периметру - обитые ковальными мед­ными планками киль, форштевень и ахтерштевень, обитое медными листами дни­ще, винто-рулевая группа, сквозная пробоина в левом борту, лежащей на дне мачты. Корпус не имеет видимых повреждений, если не считать, что некоторые верхние полупортики главной артиллерийской палубы упали на дно. Все ил­люминаторы жилой палубы оказались целы. Двухлопастной «винт Фруда» диаметром 5,8 метров и система адмирала П.Лабруса для его подъема вверх на П-образной каретке через шахту в кормовом подзоре находятся практи­чески в идеальном состоянии. На них нет да­же малейших следов ржавчины. Не имеют следов коррозии и 5 найденных якорей, из ко­торых становые-«плехт», «дагликс», «той» и «бухт» лежат на дне, а запасной «шверт»- на верхней палубе в районе грот-мачты. Над верхней палубе по прежнему возвышаются великолепно сохранившиеся полубак с гигант­ским медным многорожковым рукомойником Кронштадского завода и три мостика - перед­ний, задний и главный ходовой, на котором стоят 2 верхних рулевых колеса штурвала и ходовой компас. Два нижних рулевых колеса стоят на верхней палубе и через 133 года после гибели фрегата они вращаются!

        Но главным украшением верхней палубы, конечно, являются орудийные батареи состав­ленные из 36-фунтовых и 60 фунтовых орудий Дальгрена. Всего в момент гибели на фрегате на двух палубах было 53 орудия:

-                        3 дальнобойных пушки (типа 1) калибра 196 мм массой по 5,010 кг,

-                        6 дальнобойных пушек (тип 1) калибра 174 мм,

-                        26 коротких пушек (тип 2) калибра 196 мм массой по 3380 кг,

-                        14 коротких пушек (тип 2) калибра 174 мм

-                        2 нарезных пушки калибра 304 мм

-                       2 нарезных десантных орудия калибра 81 мм на сухопутных армейских лафетах.

Все тяжелые орудия застыли на своих штатных местах закрепленные «по-походному». Бронзовые пушки калибра 104 м также стоят в районе переднего мостика, а вот стволы стоявших на корме десантных пушек упали со своих лафетов и вместе с банниками и пальниками лежат на палубе.

      Пространство верхней палубы усеяно ар­тиллерийскими принадлежностями, тросами, блоками,   рангоутные   -   особенно   в   районе ростр, где хранились запасные рангоуты, дере­вья и весла.

       Оборванные сети покрывают в основном левый борт и корму фрегата. На палубе они занимают не более 10% площади. К счастью ни сети, ни троса, ни рангоут не перекрывают проделанные в верхней палубе световые люки, через которые имеется доступ во внутренние помещения корабля,

       После проведения разведок удалось про­ложить несколько маршрутов проникновения в кормовую часть главной артиллерийской па­лубы - сверху через 3 световых люка и с право­го борта через окно в капитанском кабинете. В результате им удалось обследовать и отснять весь «капитанский блок», состоящий из спаль­ни, кабинета, салона, буфетной, двух гостевых кают, к которым примыкала и судовая церковь.

        Поднятые образцы посуды и церковной утвари свидетельствуют о высокой ценности лежащих здесь раритетов.

        На третьем этапе были организованы по­гружения через световой люк в кают-компанию на нижней «жилой» палубе фрегата. Здесь палубный настил уже покрывал довольно толстый слой ила, из которого торчали много­численные предметы. Наиболее эффектными были буфет с посудой из офицерского сервиза и офицерское пианино. К сожалению, много­численные обломки мебели мешали попада­нию в офицерские каюты, двери которых в основном оказались закрыты.

       Попытка проникнуть ниже на кормовую платформу, где расположены основные склад­ские помещения, тоже оказалась успешной, но там слой ила уже превышал 0,5 метра, что очень затрудняло работу. Тем не менее стало ясно, что склады заполнены - ведь всего за 4 дня до гибели фрегат пополнял свои запасы во время захода в Хельсинки, но их обследование - дело следующих специальных экспедиций.

      На сегодняшний момент всего удалось обследовать примерно 50% наружной поверх­ности корпуса и не более 20% площади всех палуб фрегата. Так что главные открытия еще впереди, но уже сегодня ясно, что найденный фрегат представляет собой уникальный по всем мировым меркам культурно-исторический па­мятник.

       Успешное применение объемной компью­терной модели для фиксации местоположения сделанных находок, позволило выработать предложение для решения обратной задачи за счет применения специальных технологий и методов видеосъемки и компьютерной обра­ботки видеоизображений. Суть новой техноло­гии заключается в том, что до начала видеосъемки на объекте размещаются специ­альные маркеры, расстояния между которыми тщательно фиксируются. При обработке они служат   опорными   элементами,   при  расчете положения камеры в каждый момент времени и вместе с известным фокусным расстоянием позволяют математически определить место­положение и размер фрагментов объекта.

       Опыт изучения фрегата «Олег» был ис­пользован при обследовании еще двух кораб­лей, корпуса которых сохранились столь же идеально. Первым из них стал корабль предва­рительно идентифицированный, как англий­ский парусник «Портисон», погибший 2 мая 1850 г. Он утонул в течение всего получаса, получив пробоину от удара плавучей льдины. Из-за большой глубины в месте гибели, со­ставляющей 62,5 м, корпус прекрасно сохра­нился, не поврежденный ни штормами, ни льдинами, ни вертикальными колебаниями воды при прохождении циклонов. Но это же обстоятельство существенно тормозит прове­дение исследований, поскольку водолазные погружения при таких условиях довольно сложны.

        На сегодняшний момент уже ясно, что об­наруженный объект — трехмачтовое деревян­ное торговое судно, имеющее длину по палубе 38 м и ширину — 7 м. Корпус стоит на ровном киле и частично замыт в грунт, возвышаясь над ним на 5 м. У корабля характерный облик барка или баркентины середины XIX в.

        Носовая часть еще построена с княвдигедом, на котором имеется резной орнамент. Но­совая фигура, изображающая женщину в тунике и с лавровым венком на голове упала на грунт и лежит рядом с бушпритом. За фор­штевнем находится небольшой полубак, окан­чивающийся двумя крамболами. По всей длине корпуса по обоим бортам фальшборт выполнен в виде планширя шириной 30 см, закрепленно­го на открытых деревянных стойках высотой 90 см. С левого борта у крамбола висит рымом вниз зацепившийся лапой за палубу адмирал­тейский якорь с металлическим штоком. В 8 м от фортштевня располагается брашпиль с ра­мой, за которым возвышается часть фок-мачты диаметром 35 см. По бортам напротив нее имеются русленя с остатками вант и юферсами. Грот-мачта в месте излома имеет диаметр 40 см и лежит поперек корпуса, опираясь на грунт с правого борта. Кормовая часть корпуса затя­нута рыболовецкими сетями, но видно, что корма круглая, а между грот- и бизань-мачтами имеются останки рубки. Все это позволяет да­тировать судно именно серединой XIX в., ко­гда подобная архитектура была широко распространена. Предварительное обследова­ние показало, что трюмы корабля заполнены грузом, и это делает его дальнейшее исследо­вание весьма перспективным.

         Не менее ценный объект — шведско-норвежский барк «Эмблем», построенный в 1880 г. и погибший по пути в Петербург в ночь на 29 апреля 1899 г. Это был гигантский парусный корабль, имевший по палубе длину 68 м и ширину 11 м. Полностью сохранившийся корпус возвышается над грунтом почти на 12 м и замыт в грунт вероятно еще на 2 м, Как и в предыдущих случаях, он стоит на ровном киле и полностью доступен для изучения.

         Сам корпус обшит медью и имеет архи­тектуру, характерную для винджаммеров по­стройки именно последней четверти XIX века. В носу - мощный форштевень с княвдигедом и бушпритом, зафиксированном в высоком по­лубаке. Сразу за полубаком - люк носового трюма и фок-мачта в характерном квадратном ограждении, образованном четырьмя мачтовы­ми кнехтами, соединенными кофель-планками. За ней - однопалубная рубка высотой 1,8 метра и площадью 4x8 квадратных метра, где разме­щались камбуз и кубрик экипажа. Далее - люк центрального трюма, грот-мачта, шпиль, люк кормового трюма. В корме, поднятой на 1,8 метра, над палубой - большой ют, где находи­лись каюты офицеров и пассажиров. На палубе юта - бизань-мачта, световой люк в кают-компанию и, в самой корме - штурвал диамет­ром 1200 мм, компас и система механического лага с выводом информации на циферблат. Вдоль бортов между баком и ютом идет фальшборт в виде характерного для этой эпохи планшира на открытых стойках.

       Большое удивление всех вызвала непо­нятная конструкция в виде двух направленных друг к другу массивных деревянных стоек, воз­вышавшаяся над палубой прямо перед ютом аж на 5,2 метра. Сверху они были соединены кольцеобразной перемычкой, и мы долго ло­мали голову над предназначением устройства. Только потом, посмотрев массу литературы, мы обнаружили, что большинство винджамме­ров имели в этом месте насос для откачки воды из трюмов, приводом для которых был ветряк. На этих стойках стояли лопасти, вращаемые ветром!

       Беглый осмотр позволил водолазам обна­ружить под полубаком гигантский брашпиль, а на дне - справа от форштевня - якорь. На форштевне имеются латунные марки углубле­ния в виде арабских цифр. Снизу вверх -1, 2, 3, 4,5,6,7,8,9,0, 1,2.

        Особый интерес представляют собой жи­лые помещения в носовой рубке и на юте, где сохранилась мебель и личные вещи экипажа. По резным кроватям и столам видно, что вла-дельцыбарка были люди не бедные.

        Фок-мачта упала на левый борт и лежит там, упираясь одним концом на планширь, а другим - в илистый грунт. Грот-мачта лежит вдоль палубы к корме, занимая часть юта. На гидроакустических картинках хорошо видны лежащие на грунте в радиусе 30 метров вокруг корпуса стеньги, рен, утлегарь. Вся палуба за валена тросами, рангоутом, блоками и судовым имуществом, включая швабры.

         Все три трюма открыты и практически до палубы заполнены грузом - преимущественно в бочках.

       Хотя никаких надписей, указывающих на название судна найдено не было, никаких со­мнений в том, что это барк «Эмблем», у нас нет. Типичный барк стоит в том положении, как он и погиб на пути в Петербург, именно в указанных координатах.

      В целом можно считать, что нам удалось разработать первую опытную методику изучения крупномасштабных объектов на больших глубинах. 

Литература:

  1. РГА ВМФ фонд 412, об i д 59, военно-судное дело в Кронштадтском военно-морском суде  «О  столкновении  броненосной  батареи «Кремль» с фрегатом «Олег»
  2. Лукошков А.В. Новая находка «Под­водный клуб» 2004, №12, стр. 48-51
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов