Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Ильин В. Сокровища фрегата "Гровенор". Печать

             Склонившись над письменным столом в своем офисе, мсье де Баке, брюссельский банкир и коммерсант, рассматривал старинный эстамп. На нем изображено гибнущее судно. Внизу надпись: "Гровенор" 1782". Рядом на столе лежали документы, которые агенты де Баке приобрели за гроши вмести с гравюрой у родственников недавно скончавшегося морского капитана: карандашный набросок залива с точными данными о местоположении погибшего судна и письмо с подробным описанием его груза. Мсье де Баке вновь перечитал письмо. Десять ящиков с алмазами и другими драгоценными камнями, 1450 слитков серебра, 720 слитков золота, огромное количество золотых монет и слоновой кости. Но это еще не все. В трюме "Гровенора" было нечто такое, "что должно ошеломить всю Англию". Так писал в Лондон незадолго до выхода в свой последний рейс капитан Коксон, командир фрегата "Гровенор", самого быстроходного грузового парусника, принадлежавшего Ост-Индской компании.

"Гровенор" вышел из гавани Коломбо, крупнейшего порта Цейлона, в середине июня 1782 года и взял курс на мыс Доброй Надежды, расположенный на самом юге Африки. На судне, кроме команды, находилось около 150 пассажиров. Это были крупные чиновники и офицеры высокого ранга из колониальных войск, возвращавшиеся вместе с семьями на родину после службы в Индии. Плавание проходило спокойно больше полутора месяцев, но 4 августа на фрегат обрушился жестокий шторм. В открытом море крепкому судну он был не очень страшен, а, по расчетам капитана, до африканского побережья оставалось не менее 100 миль. Но вдруг рядом послышался яростный рокот прибоя, перед самым носом фрегата в водовороте на мгновение показались подводные рифы. Прежде чем прозвучала команда о повороте, раздался оглушительный треск корпуса выброшенного на скалы судна. Гигантские валы срывали мачты и паруса, увлекали за собой людей, выбрасывая их на чужой берег.

После катастрофы уцелели 135 человек. Но это еще не значило, что они спаслись. Люди пешком попытались добраться до какого-нибудь поселения белых людей - без пищи, без одежды, без оружия. Тех, кто был не в силах идти дальше, бросали. До голландского форта почти через полгода добрели лишь четверо совершенно обессилевших, потерявших человеческий облик матросов - единственные оставшиеся в живых. Узнав о гибели "Гровенора" и его драгоценного груза, британское правительство немедленно отправило к месту трагедии спасательную экспедицию из 400 человек. Но уже нечего было спасать и некому помогать. У берега обнаружили лишь несколько обломков судна, обрывки одежды, пару пустых ящиков и дюжину разбросанных монет. И больше ничего. Люди погибли, а груз ушел ко дну вместе с фрегатом, сброшенным волнами с коварных рифов. В трюме по-прежнему покоились ящики с золотом драгоценными камнями, а также легендарный трон, доставки которого тщетно ожидал британский двор.

       "Два павлина с распущенными хвостами, сделанные из чистого золота, украшают спинку трона, на котором некогда восседали правители Индии из династии Великих Моголов. Золотые ножки трона отделаны жемчугом и драгоценными камнями огромных размеров и ослепительной красоты. Двенадцать колонн поддерживают балдахин, золотая ткань которого сплошь унизана великолепными драгоценностями", - так описал этот трон французский ювелир, видевший его в Диван-и-Аме, роскошнейшем из храмов Дели. Весть о затонувших сокровищах очень скоро привлекла внимание кладоискателей и разного рода авантюристов. Через пять лет после катастрофы в бухту, расположенную на восточно-африканском побережье, в двухстах милях от порта Дурбан, и получившую официальное название залив "Гровенора", пожаловали первые охотники за подводными кладами. Они ничего не нашли и убрались восвояси с пустыми руками. Еще через 18 лет, в 1805 году, на месте гибели фрегата появились два шотландца. Этим двоим сопутствовала удача: они увезли с собой две тысячи золотых монет.

       Успех шотландцев расшевелил чиновников Британского адмиралтейства, и в 1842 году оно наконец занялось спасением клада. Десять месяцев опытнейшие малайские ныряльщики под руководством специалистов-водолазов пытались подобраться к судну, которое к тому времени уже успел занести трехметровый слой песка. Все попытки закончились неудачей, и операцию пришлось прекратить. В 1905 году несколько предпринимателей основали в Йоханнесбурге - крупном промышленном центре Южной Африки - "Синдикат по розыскам "Гровенора", акции которого раскупались нарасхват. Появившиеся к тому времени новые технические средства давали пайщикам надежду, что Синдикату повезет больше, чем его предшественникам. При помощи землечерпалки прорыли желоб, чтобы по нему вытащить на сушу искалеченный корпус судна. Но организаторы операции не учли воздействия морских волн, которые заваливали желоб все новыми горами песка. Снова неудача.

          Вскоре после окончания Первой мировой войны в Йоханнесбурге была сделана еще одна попытка. На этот раз с берега прорыли тоннель, позволивший подобраться к судну снизу. Проходчики уже собирались применить специальный бур, чтобы вскрыть корабельный борт из прочного тикового дерева, как вдруг все работы пришлось прекратить. Банки отказали в дальнейшем кредите и не шли ни на какие уступки. В 1935 году созданный в Голландии консорциум решил отгородить залив "Гровенора" дамбой от моря, а потом выкачать из него воду мощными насосами. В бухту сбросили крупные обломки горных пород, но дамбы не получилось. Насосы не понадобились. ...Мсье де Баке был хорошо осведомлен обо всех этих попытках. Он знал также, что злополучный фрегат по-прежнему лежит на том месте, где затонул больше двухсот лет тому назад, а чтобы добраться до него, нужно "нырнуть" на глубину 13 метров, а затем преодолеть 27-метровый слой песка. И этот слой с каждым годом становится толще. Но и техника для подводных работ становится все совершеннее. Проект, разработанный по заданию бельгийского магната, предполагал прокладку к корпусу "Гровенора" очередного тоннеля и последующую очистку корпуса судна от покрывающего его песка при помощи самых мощных насосов.

        На этом сведения о судьбе замысла мсье де Баке обрываются. Возможно, проект был успешно осуществлен в глубокой тайне и бельгийцу улыбнулась удача, его огромные затраты с лихвой окупились, а капитал многократно приумножился. А возможно, в очередной схватке с морской стихией человек снова проиграл, и корпус "Гровенора", набитый сокровищами, по-прежнему покоится на дне бухты, названной его именем, и море продолжает засыпать его все новыми и новыми грудами песка...

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов