Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Давидд Б, Петриаджи Р. Подводные археологические исследования у побережья Южной Аравии Печать

 Давидд Б, Петриаджи Р.

Подводные археологические исследования у побережья Южной Аравии.

Вестник Древней Истории № 4/2002

 

Подводные археологические исследованияi открывают новые научные перспективы в изу­чении древних гаваней, в освещении целого ряда исторических и экономических проблем древнего мира. Именно с этой целью проводились подводные археологические исследования бухт древних хадрамаутских портовых городов Кана и Сумхурам.ii

В октябре-ноябре 1996 г. и в январе-феврале 1998 г. археологическая группа под эгидой Итальянского Института Африки и Востока (IsIAO), провела серию подводных археоло­гических исследований в бухте у современного селения Бир Али, на берегу которой рас­полагаются руины древнехадрамаутского города-порта Кана, объекта многолетних стацио­нарных археологических исследований Российской археологической экспедиции в Республике Йемен. В истории изучения этого городища работы такого рода осуществлялись впервые, и проводились они в рамках краткосрочного совместного российско-французского археоло­гического проекта - соруководители проекта: А.В. Седов (Институт востоковедения РАН) и М. Мутон (Maison de l'Orient Mediterraneen).

Древняя хадрамаутская гавань Кана упоминается в ряде южноаравийских надписей III и VI вв. н.э., а также в тексте «Перипла Эритрейского моря», морской лоции, составленной в середине I в. н.э. Это источники повествуют о событиях, имевших место в этой части Южной Аравии (войны между Саба и Хадрамаутом, приведшие к разрушению Кана, война с эфиопскими захватчиками), о торговой активности древнего хадрамаутского порта. В эпоху ранней Римской империи Кана была отправным пунктом для кораблей, перевозивших самые разнообразные товары по маршрутам, связывавшим Индию с Красным морем и странами Средиземноморья.iii

Первая фаза исследований была сконцентрирована на береговой кромке в районе древнего города, где располагались склады ладана - основного продукта экспорта древнего Хадрамаута. Поиски здесь остатков древних портовых сооружений, причалов, доков и волнорезов, не принесли результата. Скорее всего, данные конструкции просто отсутствовали в древнем городе. Был обследован также залив к югу от городища, так называемая «южная гавань». Еще посетивший городище в 1834 г. английский офицер Л.Т. Уэллстед отмечал его интенсивную заиленность, что совпало и с нашими наблюдениями: никаких археологических находок на дне залива зафиксировать не удалось.iv

Во время второй фазы исследования были сосредоточены в заливе к северу от городища, в так называемой «северной гавани». Как представляется, с морфологической точки зрения этот залив не претерпел серьезных изменений с древности.

Первое же погружение, совершенное на расстоянии около 100 м от береговой кромки и примерно в 200 м к западу от складов ладана на глубину 8 м, дало положительные результаты. Морское дно здесь, состоящее из песка, обломков кораллов и окаменелых ракушек, было усеяно фрагментами керамики, преимущественно амфорной тары. Исследования в этом районе бухты проводились в течение двух сезонов на площади около 1000 м2. Доказательством того, что именно здесь располагалась древняя якорная стоянка, явилась находка пяти квадратных каменных блоков с глубоким желобом в середине для закрепления каната. Помимо этого здесь же были найдены целый каменный якорь в виде усеченной пирамиды с отверстием для закрепления каната и фрагмент еще одного аналогичного изделия. Якоря сделаны из того же черного вулканического камня, что использовался и для строительства зданий на древнем городище. Вероятно, это может свидетельствовать об их местном изготовлении. Квадратные каменные блоки с желобом слишком велики для того, чтобы служить якорями: их будто бы крайне неудобно перевозить на корабле. Можно предположить, что это был так называемый «мертвый груз», т.е. приспособления, использовавшиеся в качестве швартовочных камней и помещаемые на дно залива для обеспечения более устойчивой швартовки для грузовых кораблей. Данные находки свидетельствуют, что гавань Кана, хотя в ней и отсутствовали причалы и доки, была хорошо приспособлена для швартовки.

Обнаруженный на дне «северной гавани» керамический материал состоит из фрагментов различного типа амфор, фрагмента чаши типа «terra sigillata», обломков иных типов сосудов. Весь этот материал датируется в пределах IIV вв. н.э. Основанием для такой датировки послужило сопоставление найденного материала с керамикой из раскопок древнего города российскими и французскими учеными.v

Для более точного определения происхождения сосудов, найденных на дне «северной гавани», 73 образца керамических изделий были переданы для петрографического иссле­дования доктору Д. Уильямсу (кафедра археологии Университета Саутгемптон, Великобрита­ния). Наиболее многочисленными среди исследованных образцов являлись фрагменты амфор, относимых к типам «Dressel 2-4» и «Pclichet 47». Проведенные исследования, а также типологиче­ские сопоставления показывают, что около 39% фрагментов амфор «Dressel 2-4» происходят из Италии. Они изготавливались в основном в керамических мастерских Кампании.vi Око­ло 28% фрагментов этого же типа амфор могут быть отнесены к сосудам, производившимся в Египте в IIIIV вв. н.э., однако петрографический анализ показывает, что в состав этой груп­пы входят и амфоры, керамическое тесто которых весьма сходно с тестом амфор типа «Late Roman I», производившихся в Киликии (Северная Сирия).vii

Последнее определение представляется весьма важным. Известно, что лаодикейское вино поставлялось в Египет; оно упомянуто в «Перипле Эритрейского моря» как один из предметов торговли, приводившихся на индийский рынок, и находка лаодикейской амфоры в Кана не должна вызывать удивления.viii Таким образом, впервые предложена идентификация подобной формы типа «Dressel 2-4» как лаодикейской, и мы надеемся на то, что другие сопоставления подтвердят ее.ix Точное происхождение еще 28% фрагментов амфор типа «Dressel 2-4» установить на основе петрографических и типологических данных трудно. Отметим, что около 3% фрагментов амфор типа «Dressel 2-4» происходит из Испании (Тарракона).x

Небольшая группа амфор (5 фрагментов венчи­ков), обнаруженных в ходе наших подводных работ, типологически очень напоминают амфоры типа «Pelichet 47»,xi и мы их обозначили в целом «Pelichet 47» similes.xii По заключению Д. Уильямса, нет основа­ний исключать их происхождение из Южной Галлии. Петрографический анализ подтверждает и нубий­ское происхождение двух керамических светиль­ников и двух амфорообразных сосудов.xiii Харак­терная структура керамического теста, приготовлен­ного из аллювиальной глины дельты Нила, позво­лили предположить египетское происхождение одной из амфор и несколько других сосудов. Сопоставление с соответствующими археологиче­скими материалами показывает, что некоторые из найденных сосудов могли быть произведены в Индии.xiv Д. Уильяме считает их индийское происхождение возможным, однако не исключает и южно аравийское, на что указывает присутствие в составе керамического теста толченого известняка и вулканического материала, что свойственно обоим регионам. Наши исследования по данному вопросу продолжаются.

В 1997-1998 гг. Пизанский университет предоставил нам возможность расширить область подводных исследований южноаравийских гаваней и обследовать древнее городище Сумхурам, расположенным в лагуне Хор Рори (Султанат Оман). На этом памятнике экспедиция под руководством профессора Алессандры Аванцини в течение нескольких лет проводит комп­лексные исследования, включающие помимо археологических и реставрационные работы. Подводные археологические работы были нацелены на обнаружение возможных останков гавани древнего города.

Строительство древней хадрамаутской крепости Сумхурам на берегу лагуны Хор Рори датируется концом I в. до н.э. Это было небольшое, хорошо укрепленное поселение с храмом, жилыми постройками и складами для благовоний (дофарского ладана). Фактически Сумхурам был второй гаванью царства Хадрамаут, основанной специально для транспортировки морским путем ладана в метрополию и для его экспорта в Индию. Археологические данные говорят о начале упадка города около первой половины IV в. н.э.

Подводные археологические исследования проводились в устье вади Дарбат между двумя крупными скальными останцами, инкитат Така и инкитат Мирбат, отделявшими залив от моря. Дно залива оказалось покрытым песком и редкими крупными камнями. Средняя глубина залива достигает пяти метров. К сожалению, сильная заиленность дна залива, а также сильное течение, постоянно наблюдающееся в нем, не позволили провести исследования в полном объеме. Никаких археологических свидетельств существования здесь в древности портовых сооружений обнаружено не было. В настоящее время вади Дарбат практически недоступно со стороны моря из-за образовавшейся в его устье песчаной дамбы. Однако, по свидетельству местных жителей, в сезон дождей паводковые воды, приносимые с гор, все же достигают моря. Время образования песчаной дамбы неизвестно. Весьма вероятно, что это относительно недавнее явление и ее формирование не уходит в глубь веков. В таком случае мы можем допустить, что в древности лагуна Хор Рори была доступна со стороны моря и суда могли вставать на якорь в непосредственной близости от крепости Сумхурам.

По аналогии с нашими исследованиями в Кана, можно предположить, что древний порт Сумхурам не имел доков или искусственных дамб, специально сооруженных для причаливания судов и защиты от морских волн и приливов. Скорее всего, в устье вади Дарбат у подножья холма, на котором стоит Сумхурам, осуществлялись погрузка и разгрузка судов, стоявших на рейде. Эта стоянка была хорошо защищена рельефом местности.

UNDERWATER ARCHAEOLOGICAL SURVEY ALONG THE COAST OF SOUTH ARABIA

B. Davidde, R. Pelriaggi

The underwater archaeological investigation has opened new research prospects, as was noticed in the studies of ancient harbours, and augmented prospects of a lot of subject such as technological knowledge and technique construction in the ancient world, together with historical and economics themes. To this purpose, and to attempt to add new data to the knowledge of the South Arabian harbour topography and ancient sea-borne trade, an underwater archaeological survey was carried out in the Hadrami harbours of Qani' and Sumhuram.

Перевод М.Д. Бухарина.

i Реализация проекта оказалась возможной благодаря спонсорской поддержке The Yemen Air (Рим), The
Scuba School International (Болонья), The Bandcttini Constructions s.r.l. (Рим), The Abeille Insurances (Верона),
The Oceanic diving equipment (Рим), The Filmgo s.r.l. (Милан). Неоценимы гостсприимство и поддержка
посольства Италии в Сана'а'. В 1996 г. рабочую группу составили два археолога - Барбара Данидц и
Роберто Петриаджи, чертежник Марко Санджорджио и оператор Маттео Мсскалчин. Рабочую группу
1998 г. составили Барбара Давидд, Роберто Петриаджи, архитектор Массимилиано Эна и специалист-
подводник Ренато Донати

.ii  Davidde В. I porti dell' Arabia Felix: un nuovo campodi indagine per la ricerca archcoiogica subacquea//Alii del
Convegno Nazionale di archeologia Subacquea, Anzio 30-31 maggio e 1 giugno 1996, Ban. Bari, 1997. P. 351-355.


iii Hourani G.F. Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times. Beirut, 1963; Casson L.
Egypt, Africa. Arabia and India: Patterns of Seaborne Trade in the First Century AD // BASP. 1984. 21. 1-4. P. 39^7;
idem. The Periplus of the Erylhrcan Sea. Princeton, 1989; Rodinson M. L'Arabie du Sud chcz auteurs classiqucs //
L'Arabie du Sud. Hisioire et civilisation. I. Le peuple cmdnile ct scs racincs / Ed. J. Chclhod. P., 1984 (Islam d'hier et
d'aujourd'hui, 21). P. 55-K9; L'Arabie pre"islamitjue el son environncment historique et culture! // Actcs du Colloque de
Strasbourg 24-27 juin 1987. University des Sciences Humaincs dc Strasbourg/Ed. T. Fahd. Strasbourg, 1987 (Travaux
du Centre de Recherche sur 1c Prochc-Orient et la Grece Antiques, 10); De Romanis F. Cassia, cinnamomo, ossidiana:
uomini e merci tra Oceano indiano e Mediterraneo. Roma, 1996 (Saggi di Storia Anlica, 9); Tchemia A, The
Dromedary of the Peticii and Trade with the East // Crossings. Early Mediterranean Coniacis with India / Ed. F. de
Romanis, A. Tchemia. Delhi, 1997. P. 238-249; idem. Winds and Coins: From the Supposed Discovery of Monsoon to
the Denarii of Tiberius // Ibid. P. 250-276; Maizarino S. On the Name of the Hipalus (Hippalus) Wind in Pliny // Ibid.
P. 72-79.


iv Doe D.B. Husn al-Gurab and the Site of Qana' // Lc Musdon. 1961. 74. P. 191-198


v Sedov A. New Archaeological and Epigraphical Material from Qana (South Arabia) // AAE. 1992. 3/2.
P. 110-137; idem. Qana' (Yemen) and the Indian Ocean: the Archaeological Evidence // Tradition and Archaeology:
Early Maritime Contacts in the Indian Ocean. Proceedings of the International Seminar Techno-Archacological
Perspectives of Seafaring in the Indian Ocean 4"1 Cent. B.C. - 15Ih Cent. A.D. New Delhi, Feb. 28 - March 4, 1994 /
Ed. H.P. Ray and J.-F. Salles. Lyon-Ncw Delhi, 1996. P. 11-35; idem. Sea-trade of the Hadramawi Kingdom from ihe
1st to the 6'h Century A.D. // Profirmi d'Arabia. Alti del Convegno / Ed. A. Avanzini. Roma, 1997. P. 365-384.

vi  Panella C, Fano M. Le anforc con anse bifidc conservale a Pompei: contribute) ad una loro classificazionc //
Meihode classique ct me"thodc formclles dans Г etude des amphores. Rome, 1977 (Collection de 1'Ecole Francaise de
Rome, 32). P. 133-177; Paneilu C. Lc anforc della prima, media e tarda eta imperiale: tipologia
с problemi // Acles du
colloque sur la ccramique antique, Carlaghe 23-24/06/1980. Tunis, 1982. P. 187; eadem, Oriente ed Occidente:
considcra/ioni su alcune anforc «egce» di eta imperiale ad Osiia // BCH. Suppl. XIII. P., 1986. P. 609-636.

vii  Bmpereur J.-Y, Un alclier dc Drcsscl 2-4 en Egyple au III sieele de notre ere // Rcchcrehcs sur les amphores
grecques. BCH. Suppl. XIII. P., 1986. P. 599-608; Davidde В., Pelriaggi R, Archaeological Surveys in the Harbour of
Ancient Karfi // PSAS. 1998. 28. Brepols, 1999. P. 39-44.

viii  Rathbone D. Italian wine in Roman Egypt // Opus. 1983. II. P. 81-98; Tchernia A, Le vin de l'lialie romainc //
Essai d'hisloire economique d'aprcs les amphores. P., 1986. P. 276, 278-279, 350, 353 (Bibliotlieque des Ecolcs
Francoises d'Athencs etde Rome).

ix  Отметим, что Ж.-И. Эмперёр обнаружил несколько печей для обжига для производства амфор типа Dressel 2-4 в Киликии; см. Empereur J.-Y., Pincon M. Les regions dc production d'amphorcs romaines en Mc'ditcrranc'c orienlale // Amphores romaines et histoire economique: dix ans de recherche. Acles du Colloque de Sienne (22-24 mai 1986). P., 1989. P. 223-248 (Collection de 1'Ecole Francaise de Rome, 114). Tchernia. Le vin de 1'Italie romaine.

x Laubenheimer F. Les amphores en Gaule. Production et circulation. P., 1992.

xi  Davidde, Petriaggi. Op. cit. P. 39^14.

xii  Bietak M., Schwarz M. Nag 'El-Seheima: eine befestigte christliche Siedlimg und andere chrislliche Denkmalerin
Sayala-Nubien. Bd I. Die ostcrrcichischcn Grabungcn 1963-1965. Wien, 1987. Fig. 24, № 76460 (Osterreichische
Akademie der Wissenschaftcn. Phil.-hist. Klassc. Dcnkschriflcn, 191).

xiii  Metha R.N., Sankalia D.H. Excavations at Timbarva (Baroda District), April 1953. Baroda, 1955; Sankatia D.H.,
Subbarao В., Deo S.B. The Excavations at Maheshwar and Navdaloli, 1952-1953. Baroda, 1958; Rao S.R. Excavations
at Amreli. Baroda, 1958; Orton N. Red Polished Ware in Gujarat: A Catalogue of Twelve Sites // Rome and India. An
Ancient Sea Trade / Ed. V. Bcgley and R.D. Dc Puma. The University of Wisconsin Press, 1991. P. 46-81.

xiv  Avanzini A. La misskmc Italiana ncl Dliofar (1997) // Egitto с Vicino Oricntc Arttico. 1996. 19. P. 181-197;
Morandi Bonacossi D. La via dell'inccnso di Sumhuram: la storia del porto // Ibid. P. 199-211; Davidde В.,
Petriaggi R. Prospczioni subacquce nella regione del Dhofar//Ibid. P. 212-216.

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.