Чудесное горное озеро Иссык-Куль, что в переводе с кыргызского обозначает «Тёплое озеро», хранит в себе множество географических и исторических загадок.
В географическом смысле пока необъяснимыми являются трансгрессии и регрессии озёрных вод, бессточность озера, в него впадает более 100 речек, но не вытекает ни одной. Берега Иссык-Куля начали осваиваться человеком примерно 400-300 тысяч лет назад, о чём говорят находки каменных орудий труда и стоянок доисторического человека. С тех пор берега Иссык-Куля были постоянно заселены сменяющими друг друга этносами, которые оставили множество памятников истории и культуры. Сейчас по побережью озера известно более 100 археологических объектов (городищ и могильников), а под водой уже найдено и зафиксировано более десятка поселений. Материалы, поднятые со дна озера в каждом отдельном месте являются памятниками разных эпох: каменного и бронзового века, античности и средневековья. Этот факт может говорить о том, что люди жили подолгу в одном месте и последующие поколения и пришельцы селились на обжитых предшественниками местах.
Воды озера перемешали эти культурные слои, размыли стены и курганы, но зато сохранили для нас множество памятников жизни и культуры племён и народов, живших на берегах озера. К сожалению, на суше такие памятники уничтожаются очень быстро, а из-под воды ещё можно извлечь бесценные предметы, по которым можно воссоздать картину жизни и уровень развития цивилизации народов, живших на берегах Иссык-Куля. На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. берега Иссык-Куля становятся местом, где встречаются и обмениваются информацией две цивилизации - западная и восточная. Иссык-Куль оказался примерно на середине Великого Шёлкового пути из Китая на берега Средиземного моря. Множество троп Шёлкового пути сходились на Иссык-Куле, народы, жившие здесь на побережье впитывали в себя культуру Востока и Запада и стали прообразом евроазийской цивилизации, о которой стали говорить и спорить только в ХХв.
Впервые подводные исследования на Иссык-Куле пытались провести чиновники от государственной администрации в 70-х годах XIX века. Известны документы того времени, написанные по этому поводу генерал-губернатором К. П. Кауфманом и генерал- майором К. Я. Зверевым, строителем знаменитой Кронштадской крепости. Но дело дальше переписки не пошло. В советское время первые разведочные работы под водой были осуществлены сектором археологии Института истории КАН в 1958 году под руководством историка Мукаша Айтбаева. Об этих работах написана книга « Под волнами Иссык-куля», изданная в Москве в 1962 году. В ней автор, Борис Зюков, москвич, описал эту первую подводную археологическую экспедицию по дневнику её участника - Германа Прушинского. В составе этой экспедиции были: археолог П.Н. Кожемяко, Герман Прушинский, Анатолий Матиенко, студенты КГУ - Игорь Жарков и Владимир Потоцкий. Эспедиция продлилась всего 10 дней.
В 1959 году состоялась вторая экспедиция, в составе которой было уже 12 человек, одним из них был на этот раз и автор книги – Борис Зюков. В 1960 году работы продолжались силами Иссык-Кульского археологического отряда Академии наук Киргизской ССР, под руководством известного кыргызского археолога Д. Ф. Винника. Затем с середины 60-х годов и до начала 80-х больших экспедиций не было, но в своих краткосрочных поездках Д. Ф. Винник продолжал разведочные работы по фиксации подводных памятников на Иссык-Куле.
Следующий этап подводных исследований на Иссык-Куле начался летом 1985 года,когда начальником Киргизской историко-археологической экспедиции стал д. и. н. В. М. Плоских, а руководителем археологических работ к.и.н. В. П. Мокрынин. За помощью в проведении подводных работ обратились к группе аквалангистов Московского института стали и сплавов, и с 1984 года они стали постоянными участниками поисковых археологических работ на дне озера Иссык-Куль. Руководителем группы аквалангистов стал мастер спорта международного класса, профессор Московского института стали и сплавов – Станислав Станиславович Прапор. Об этом человеке можно говорить много, но всё равно будет недостаточно.Вот только несколько фактов – он погружался во всех морях Советского союза (в т.ч. северных), получил награду из рук самого Жака Ива Кусто, провёл под водой более пяти тысяч часов. Какой необыкновенно увлекательной может быть книга о его путешествиях, погружениях, поисках. Очень хочется надеяться, что такая книга появится. Также в группе был мастер спорта СССР – Алексей Демьянович Курманенко, который вместе со С. С. Прапором участвовал во многих подводных экспедициях, в том числе и в поисках клада Наполеона на Семлевском озере.
Третий подводник – Анатолий Владимирович Блаватский – опытнейший подводный археолог, занимающийся подводным делом с 1950 года, автор одной из первых книг о подводной археологии, выпущенной в СССР в 1963 году.( 1.) Еще один легендарный участник экспедиции - Лев Николаевич Шурыгин - опытнейший профессиональный водолаз, начавший службу на флоте юнгой в Великую отечественную войну. С ними приехали и более молодые аквалангисты – мастера спорта СССР – Раиса Митрофановна Носова и Виктор Васильевич Молчанский, которые также уже успели принять участие в сложных подводных работах на Волге, Лене и на Дальнем Востоке. В сезон 1985 года одной из задач Иссык-Кульского археологического отряда стал осмотр дна и акватории Тюпского залива. Целый ряд признаков и множество археологических находок указывали на то, что здесь было крупное поселение сако-усуньского времени, примерно V-I вв. до н. э. Местность эта у коренного населения называется Сарыбулун, что в переводе означает «жёлтый мыс», так и назвали обнаруженное здесь древнее поселение.
В сезон 1985 года на городище Сарыбулун подводным археологам не удалось найти ни одного изделия из металла. Зато 1986 год стал называться «бронзовым сезоном», благодаря прибору Виктора Волчанского – дистанционному зонду, который, как и миноискатель, подаёт звуковой сигнал на предмет из любого металла. Глубина обнаружения до одного метра, может работать как на повехности земли, так и под водой. Тогда этот прибор был признан археологами «чудом современной техники на службе гуманитарных наук».
Но всё-таки самая первая находка из металла была поднята со дна озера С. С. Прапором. Это был целый серповидный нож отличной сохранности, правда, покрытый слоем известкового налёта. Позже, уже с помощью прибора были обнаружены ещё три таких же ножа (один целый и два обломка), но радость от находки была уже не та, как от первого - долгожданного.
В этом же 1986 году Раиса Носова подняла редчайшую находку со дна озера – крупную бусину из чёрного халцедона. Бусина была так тщательно отполирована, что на ней не отложились никакие донные наслоения. Она была целой и блестящей. Бусина представляет собой длинный цилиндр с небольшим утолщением в середине. Покрыта орнаментом в виде белого волнистого зигзага и цепочки кружков по чёрному камню. В древности такие бусы с орнаментом в большом количестве производились в Индии, и распространялись достаточно далеко. В Средней Азии их находки не так уж редки, но на Иссык-Куле – это первая такая находка.
Сарыбулунская бусина является одним из первых свидетельств торговых связей Прииссыккулья с Индией. Едва ли эти связи были регулярными в I тысячелетии до н.э., но всё же они были. В результате сезонных работ 1985 – 1987 гг. археологами с помощью аквалангистов было открыто поселение, начавшее функционировать, скорее всего, в VIII- VII вв.до н. э., что для Прииссыккулья было первым таким открытием, так как считалось, что осёдлые поселения, ушедшие под воду, были средневековыми. Это открытие даёт нам право поиска поселений сако-усуньского времени и в других местах Прииссыккулья.
Затем наступил долгий перерыв в столь удачных совместных работах московских аквалангистов с киргизскими археологами. Виной этого перерыва стали политические и экономические катаклизмы, происходившие в нашей стране. Но огромное желание работать и дальше вместе, и жажда новых открытий не угасли. Продолжить дальнейшие совместные исследования удалось в сезоны 2003 и 2004г. В 2003 году в составе группы аквалангистов под руководством того же профессора С. С. Прапора были: Лукашовы Николай и Светлана, Маматовы Камиль и Анна, Трушевский Сергей, Кирик Владимир, и Пырликов Андрей из Казахстана.
В сезоне 2003 года были обследованы следующие местности: Кара-Ой, остров им. Вали Котика, Каменка (Жаркымбаево), Светлый Мыс (Ак-Булун). Местность Кара-Ой известна как археологический объект давно, но в сезоне 2003 года материалы, добытые здесь были уникальны. Светлана Лукашова – московский историк и аквалангист, находясь на глубине 5 метров в свободном поиске, увидела кружок из светлого металла на дне. Как оказалось, это был нижний край поддона большого бронзового котла, который стоял устьем вниз, занесённый грунтом до нижнего края поддона. Раскопки и подъём котла были осуществлены с использованием лодки, катамарана и лебёдки. Поднятый котёл поразил своей полной сохранностью и почти полной неокисленностью. На боках и поддоне бронза сияла цветами от лимонно-жёлтого до крановато-жёлтого. Практически зеленовато-бирюзовых окислов на котле не было. Высота котла с поддоном – 60 см, высота поддона – 17 см, диаметр устья – 53 см. Котёл имеет 4 ручки: 2 – горизонтальных и две вертикальных. Поддон у котла ремонтный, видны следы пайки предыдущего поддона, который был большего размера. Во время операции по подъёму большого котла, буквально в 10 метрах от него Владимир Кирик обнаружил второй котёл, меньшего размера, но на трёх прямых ножках. концы которых разрублены на 4 части, в виде стилизованных птичьих лап. Котёл № 2 имеет высоту – 28 см, диаметр устья –35,5 см. Ножки также ремонтные, Вокруг них видны следы пайки первоначальных ножек. На дне котла с внешней стороны Имеются следы наливки металла в виде круга, а в круге две прямые параллельные выпуклые линии. Котёл также хорошей сохранности.
Героиней сезона 2003 года по находкам стала Светлана Лукашова, у которой чисто женская интуиция и тщательность усилены профессиональными знаниями историка и опытностью аквалангиста. Здесь же на Кара-Ое она нашла небольшой целый сосуд ручной лепки, с округлым дном, высотой – 11 см. Ближе к берегу было поднято более ста фрагментов керамики станковой работы, примерно IХ – ХII веков. В местности Жаркымбаево со дна озера были подняты 8 фрагментов бронзовых изделий, в том числе и часть бронзовой ручки котла. Светлана Лукашова нашла бронзовый литой псалий хорошей сохранности. Псалии – это парные части узды, которые крепятся к удилам. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в разные стороны (скорее всего пантеры, если судить по круглым ушкам), челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх, а нижняя имеет как бы бороду, соединены челюсти стилизованными зубами. Можно предположить, что удлиннённые челюсти держат голову барана, а стилизованные зубы выглядят одновременно глазами баранов. Несомненно, что данный псалий был частью парадной упряжи и является художественным изделием. Типично «скифский звериный стиль», по аналогии с псалиями, найденными на Южном Урале, этот образец можно смело датировать V – IV веками до н. э. (2.).
Возможно, здесь под водой находятся развалины поселения сакского времени с развитым металлургическим производством. В доказательство этому можно привести тот факт, что именно здесь находят много изделий из бронзы, часть которых хранится в Чолпон-Атинском историко-краеведческом музее (акинаки и топорики-тёсла). В 2002 году отсюда был поднят бронзовый котёл со сливом, который сейчас хранится в ахеологическом музее КРСУ.
В сезоне 2004 года работы велись в районе сёл Тору-Айгыр (турбаза «УЛАН»), Кара-Ой, Каменка (Жаркымбаево). С. С. Прапор опять был руководителем группы, в составе которой были: Трушевский Сергей, Кирик Владимир, Лукашовы Николай и Светлана, Прапор Виктор и Прапор Юлия. Этот сезон оказался чрезвычайно богатым на керамику, особенно много было поднято со дна озера в районе турбазы «УЛАН» и на Кара-Ойе. Сергей Трушевский в районе турбазы «Улан» поднял со дна изящный сосуд античного времени - арибалл и который смело можно отнести по времени к II в. до н. э. Такие сосуды использовались в Древней Греции начиная с VII века до н. э. для хранения косметических масел. (3.) Редкой находкой стал фрагмент керамического сосуда с большим клеймом на стенке в виде шестиугольной звезды, процарапанной острым предметом, внутри звезды ромб, а уже в ромбе 2 штампа в виде спирали.
Большое количество как лепной, так и станковой керамики разных временных эпох только подтверждает тот факт, что люди жили здесь долго и обстоятельно. Металлических изделий в сезон 2004 года было найдено немного. Выделяется кувшин бронзовый, дающий целую форму (разрушены по центру тулова боковины, как - будто ударом насквозь). Изделие сильно заизвестковано и засолено, ещё требуется тщательная реставрация. Примерная высота кувшина - 320мм., максимальный диаметр тулова - 150 мм., высота поддона пока точно не определяется, диаметр поддона - 55мм. Диаметр горловины - 65мм. Внутренний диаметр горловины - 35мм. в месте максимального сужения. Высота горловины - 95мм. Венчик плоский, отогнут наружу на 5мм. Толщина сохранившихся стенок - от 1 до 3мм. Горловина при переходе в плечики окружена выпуклым валиком, имеющим ширину у основания 10мм. Ручка прикреплена к внешнему краю горловины с помощью двух плоских фигурных горизонтальных пластин. Напрямую с ручкой горловина не соединена. Ширина этих пластин от 20мм и сходит на нет чуть дальше диаметральной линии горловины. Высота ручки - 200мм., толщина ручки 15мм. Выступ ручки над горловиной - 20мм. В центре ручки 6 литых шариков.
В музее КРСУ имеется очень похожая горловина бронзового сосуда меньшего размера, но с идентичной ручкой с шестью шариками и таким же способом прикрепления ручки к горловине при помощи горизонтальных фигурных пластин. Также идентичен и валик на переходе горловины в плечики. Данная находка отнесена к эпохе Караханидов, скорее всего, и, найденный на дне Иссык-Куля в районе турбазы «Улан», кувшин надо отнести по времени к эпохе Караханидов. К Х веку в Средней Азии возник серебряный кризис и вместо серебра стали стали употреблять сплавы, в основном бронзу. Она шла на все виды посуды, разные виды утвари и бытовых вещей. (4.) Городище Кара-Ой Николаю Лукашову, кандидату физико-математических наук и опытному аквалангисту, удалось снять на план-карту и теперь там можно будет развернуть планомерные работы. Также предстоит ещё много разведочных работ, менее изучен нами южный берег Иссык-Куля, возможно, там ещё нас ждут интереснейшие находки. Итак, заложены прекрасные традиции совместных исследований и экспедиций, и да пошлёт нам будущее их продолжение и радость совместных удач и открытий!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блаватский В. Д., Кошеленко Г. А. Открытие затонувшего мира. М., 1963.
2. Кадырбаев М. К. Курганные некрополи в верховьях реки Илек. //Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1984. С. 87, рис. 1(23).