Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Дятлов В. Евангелие от археологов Печать

 Журнал «Итоги» от 18.03.2003

 

 

Церковное придание гласит: после того, как апостол Матфей принял мучени­ческую смерть, его после­дователи укрыли тело святого от поруга­ния. Якобы останки одного из четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По од­ной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на терри­тории современной Киргизии - на бере­гу озера Иссык-Куль. «Иссык-кульская версия» вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митро­полит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспо­римом факте: «Святыня хранилась в мо­настыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении». В послед­нее время дискуссия вокруг места захо­ронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серь­езных исследователей одновременно, независимо друг от друга, пришли к вы­воду, что тело апостола Матфея скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль. «Итоги» попытались разобраться, действительно ли христиан­ский мир стоит на пороге сенсации.


Следы уходят на Восток

Святой Матфей - одна из самых загадоч­ных фигур христианства. Местонахожде­ние его могилы остается загадкой на про­тяжении двух тысячелетий. Несколько стран претендует на право обладания свя­тыми мощами апостола. Итальянцы, в ча­стности, утверждают, что мощи евангелис­та еще в I веке нашей эры, то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в со­боре Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола якобы было найде­но при раскопках одного из лангобардских замков. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все ту­ристические проспекты по Италии. Одна­ко никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы на сей день не имеется. Официальный Ватикан поэтому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: «По старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно, принадлежат апостолу, еванге­листу Матфею...» Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно, что мощи из Салерно принадлежат евангелисту.

Зато в пользу центральноазиатской версии говорит один важный документ. В середине XIX века известный русский уче­ный Семенов-Тян-Шанский, оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраа­мом и Иегуди Крескесами. Ученый обра­тил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, рас­полагалось на северном берегу озера Ис­сык-Куль. Рядом имелась надпись: «Мес­то, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пре­бывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иеру­салимом. В 1857 году Семенов-Тян-Шан­ский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы «монастыря братьев армян­ских». Но от иссык-кульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселения­ми, но бог покарал людей за грехи, и го­рода ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстри­ровали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недале­ко от берега озеро прячет в глубинах руи­ны подводных дворцов. Практичные ис-сыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников. Семе­нов-Тян-Шанский следов монастыря на побережье не обнаружил, но высказал предположение, что он вполне мог суще­ствовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушел под воду.

Любопытно, что неподалеку оттого места, где, по мнению известного путеше­ственника, мог находиться древний ар­мянский монастырь, спустя несколько лет - в 1882 году - был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Мо­настырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и мо­лельни, выполненные из такого прочного дерева, что их и топор с трудом берет. Се­годня на месте Свято-Троицкого монасты­ря стоит детский дом. И женщины, рабо­тающие здесь, уверяли корреспондентов «Итогов», что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой...


Изгнанники во Христе

Однако могли на берегу Иссык-Куля в первом тысячелетии существовать христи­анский монастырь? Могли ли первые христиане достичь областей, столь удаленных от Средиземноморья? Ученые на эти во­просы отвечают утвердительно. Благодаря проведенным археологическим исследо­ваниям сегодня известно, что в Централь­ной Азии в свое время обосновались хри­стиане -несториане. Несторианство как ре­лигиозное течение возникло в Византии в первой половине V века. Особо влиятель­ны были несториане в Сирии - в те вре­мена византийской провинции. В 431 го­ду это учение было объявлено ересью, его основателя, константинопольского патри­арха Нестория, отправили в ссылку, а его сторонников подвергли гонениям. Снача­ла несториане бежали в Персию, затем в Среднюю Азию. Некоторые из них добра­лись до Таласской и Чуйской долин. Тому есть целый ряд археологических доказа­тельств по берегам Иссык-Куля: на горо­дище Ак-Бешим были раскопаны христи­анская церковь и кладбище вокруг нее, на Краснореченском городище тоже прожи­вала христианская община, о чем свиде­тельствуют могильные камни (кайраки) с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые несторианские кресты. Кайраки с изображениями крес­тов были найдены на городище Бурана. Кроме того, на Иссык-Куле нашли покры­тую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апосто­лов. Керамика с крестной символикой бы­ла обнаружена повсеместно как в долин­ных частях Киргизии, так и в ее высоко­горных районах. Следов пребывания хри­стиан в Прииссыккулье сравнительно не­много, но те, что найдены, являются сего­дня неоспоримым фактом.

Теперь ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относи­тельно возможности существования мона­стыря и «матфеевой могилы» в Курментинской бухте. Ведь каталонская карта, на которую он ссылался, не дает четкого ука­зания на какое-то строго определенное место. Таким образом, нельзя исключить, что древний монастырь находится на тер­ритории одного из затопленных городов. К началу 90-х годов XX века ученым было известно как минимум о шести ушедших под воду Иссык-Куля древних населенных пунктах: это Койсары, Дархан, Долинка, Койсуу, Тору-Айгыр и Тюп. В тихую погоду сквозь толщу хрустальных вод можно бы­ло видеть то полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зали­занных волнами. В принципе любое из вышеназванных городищ могло иметь от­ношение к предмету поиска. Начались ме­тодичные подводные исследования, в хо­де которых археологи с аквалангами обнаружили помимо названных остатки еще семи античных и средневековых поселе­ний. В прибрежных водах было найдено множество керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском «зверином стиле», фундаменты строений. Впрочем, древние предметы по берегам Иссык- Куля находят то и дело. В этом корреспонденты «Ито­гов» смогли убедиться лично, совершив поездку по северному берегу горного озе­ра в сопровождении научных сотрудников Кыргызско-Российского славянского уни­верситета. Куда бы мы ни заезжали по пу­ти - в краеведческий музей поселка Чолпон-Ата, на Иссык-Кульскую биостанцию, в местный яхт-клуб, - везде нам показы­вали свежие находки. В их числе были бронзовые топоры и светильники, нео­бычной вытянутой формы черепа пред­ставителей племени гуннов, целые и раз­битые глиняные кувшины и горшки.

Но ничего похожего на развалины мо­настыря до сих пор обнаружить не уда­лось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым ма­лоизученным остается город Тюп, распо­ложенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале XX века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не про­сматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пыта­лись заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокрови­ща. Поверить в существование клада си­ловиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский - бывший офицер-белогвардеец. С со­бой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православ­ным священником. На карте было отмече­но место укрытия сокровищ - где-то на северо-восточном побережье Иссык-Ку­ля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взя­лись за лопаты - но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали?


Новая Троя?

Сегодня, если идти методом исключе­ния, именно город Тюп, как наименее исследованный и к тому же расположен­ный в том месте, где по версии Семенова-Тян-Шанского некогда находился «монастырь братьев армянских», и мо­жет являться местом захоронения мощей святого, По крайней мере именно к тако­му выводу сегодня склоняются некото­рые историки. Доктор исторических наук вице-президент Национальной акаде­мии наук Киргизии Владимир Плоских посвятил изучению этой проблемы мно­гие годы: «У меня практически не оста­лось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться ос­татки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Возможно, уже в середине апреля в Курментинскую бухту будет снаряжена первая полномасштаб­ная экспедиция». Ученые уверены в ус­пехе предстоящего мероприятия и в на­стоящее время заняты поиском спонсо­ров для серьезного исследования.

Выводы ученых вызвали небывалый ажиотаж не только в республике, но и за ее пределами. Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев на встречах с историками всячески поддерживает их начинания в этом направлении. Митро­полит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир во время своего последнего визита в Москву довел эту информацию до Патриарха всея Руси Алексия II. Министерство иностранных дел Киргизии ведет переговоры с деятелями церков­ного мира о дальнейшей судьбе мощей Матфея, хотя они еще не найдены. Сре­ди местных ученых царит эйфория, и мало кто сомневается в успехе. «В суще­ствование Трои, о которой писал Гомер, - говорит академик Плоских, - тоже ни­кто не верил, но ведь ее нашли. И имен­но благодаря гомеровским сказаниям. А если быть скептиком, то лучше вообще ничего не искать». Уже выразили свое желание принять участие в предстоящей экспедиции американские исследовате­ли, они обратились в официальном по­рядке к Святому престолу в Ватикане с просьбой представить подтверждающие возможность данного факта документы. А в Киргизии уже вынашивают планы постройки над местом предполагаемой могилы апостола Матфея часовни, гос­тиницы и прочей «паломнической ин­фраструктуры». В том, что верующие сю­да потянутся, митрополит Владимир бо­лее чем уверен: «Как трон царя Соломо­на на Святой горе в Оше - вторая Мекка для мусульман всего мира, совершаю­щих туда паломничество, так и к местам святого апостола, евангелиста Матфея тоже потечет людской поток».

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов