Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Голенцов А.С. Выборгское морское сражение и морская археология Восточной Балтики Печать
   

СПб, ИИМК РАН, 1998

  Трудности Российской империи в войне против Турции побудили  короля Швеции  Густава III попытаться отобрать у нее часть завоеваний Петра I. По Ништадтскому миру 1721 года к России присоединилась часть Финляндии (Выборг, Кексгольм). Шведская война 1788-1790 гг. велась в основном в водах Балтийского моря. 22 июня 1790 г. (по старому стилю) в Выборгском заливе произошло одно из крупнейших в мировой истории морских сражений между флотами России и Швеции, в котором участвовало более 500 кораблей разного тоннажа. Битва закончилась полной победой русского флота. В Выборгском сражении по разным источникам погибло от 40 до 60 и более судов шведского флота. Швеция, воспользовавшись тактическими успехами в морской битве у Роченсальма, сама искала мира. Он был заключен 3 августа 1790 г. Таким образом, на дне залива возник уникальный полигон для изучения гребно-парусных кораблей XVIII века. В комплексных иссле­дованиях могут принять участие историки, археологи, гидроакустики  гидрографии, фото- и кинодокументалисты и другие специалисты. Подводной археологией в Институте истории материальной куль­туры РАН занимались различные исследователи. Некоторые резуль­таты опубликованы в первых двух выпусках сборника "Изучение памятников морской археологии". Институт приступил к выполнению большой программы по составлению "Свода подводных памятников истории и культуры Северо-Запада России", в которой остатки кораблей XVIII в. войдут составной частью. Работы по подводной археологии в Финском заливе можно считать лишь началом систематических многолетних исследований, важная роль в них отводится сотрудничеству и кооперации всех заинтересованных организаций и поисковых подводных отрядов.

  Трудности Российской империи в войне против Турции побудили  короля Швеции  Густава III попытаться отобрать у нее часть завоеваний Петра I. По Ништадтскому миру 1721 года к России присоединилась часть Финляндии (Выборг, Кексгольм). Шведская война 1788-1790 гг. велась в основном в водах Балтийского моря. 22 июня 1790 г. (по старому стилю) в Выборгском заливе произошло одно из крупнейших в мировой истории морских сражений между флотами России и Швеции, в котором участвовало более 500 кораблей разного тоннажа. Битва закончилась полной победой русского флота. В Выборгском сражении по разным источникам погибло от 40 до 60 и более судов шведского флота. Швеция, воспользовавшись тактическими успехами в морской битве у Роченсальма, сама искала мира. Он был заключен 3 августа 1790 г. Таким образом, на дне залива возник уникальный полигон для изучения гребно-парусных кораблей XVIII века. В комплексных иссле­дованиях могут принять участие историки, археологи, гидроакустики  гидрографии, фото- и кинодокументалисты и другие специалисты. Подводной археологией в Институте истории материальной куль­туры РАН занимались различные исследователи. Некоторые резуль­таты опубликованы в первых двух выпусках сборника "Изучение памятников морской археологии". Институт приступил к выполнению большой программы по составлению "Свода подводных памятников истории и культуры Северо-Запада России", в которой остатки кораблей XVIII в. войдут составной частью. Работы по подводной археологии в Финском заливе можно считать лишь началом систематических многолетних исследований, важная роль в них отводится сотрудничеству и кооперации всех заинтересованных организаций и поисковых подводных отрядов.

        Третий выпуск сборника, посвященного изучению памятников морской археологии, продолжает научное направление, начавшееся в Ленинграде в 30-е годы по инициативе Р.А.Орбели и развиваемое ИИМК за последние годы после восстановления независимого статуса института. Сами изыскания по морской археологии, по подводной археологии как направлению, обеспечивающему экспедиционные исследования в этой области, в России традиционно сосредоточены в двух регионах - балтийском и причерноморском. При этом экс­педиционные подводные работы на Балтике обычно ведутся ИИМК в сотрудничестве с зарубежными коллегами, имея в перспективе выход на широкую проблематику всего Балтийского бассейна, где традиционно действуют сильные группы специалистов и специальные учреждения в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии. Эти работы также освещаются в определенной мере в настоящем издании. С целью усиления международного аспекта исследований и публикаций в ред­коллегию сборника включен представитель Норвегии - М.Е. Ясински, чьи работы уже издавались в предшествующих выпусках.

По причерноморскому региону планировалось даже проведение специального симпозиума, что, однако было затруднено в условиях непростой экономической, да и политической ситуации. Ряд материалов, собранных к этому научному мероприятию, которое в силу научной актуальности безусловно рано или поздно будет проведено, публикуются в настоящем выпуске. Большая тематическая емкость морской археологии подразумевает поисковые и исследовательские разработки не только подводного, но и, так сказать, наземного характера. Особое значение помимо изучения морских портов, стоянок и просто поселений моряков имеют исследования древних торговых магистралей как сложных, комбинированных структур, включающих также и сухопутные участки больших международных торговых трасс, т.н. волоки. Иногда, как в случае с "Большой Осударевой дорогой", неугомонного Петра Великого, благоустройство таких участков производилось централизовано и целенаправленно.    Результаты и тематика морской археологии вписываются как исходный информационный материал в широкую историческую проб­лематику. Перспективна и социологическая интерпретация наблюдаемых явлений и процессов. В заметке, публикуемой в данном сборнике, Ю.В.Андреев обратил внимание на одно из ранних проявлений решающего воздействия морских связей на процессы культурогенеза, имея в виду т.н. "минойскую талассократию". Именно связи морским путем обеспечили во II тыс. до н. э. в Эгейском море своего рода культурную интеграцию. Известно, что И.Н. Мечников предлагал в истории цивилизаций выделять три эпохи - цивилизаций великих рек, цивилизаций морских  и цивилизаций. океанических. Разумеется, это лишь один из аспектов общей динамики мировой истории, но аспект достаточно показательный. Водные средства сообщения через экономические и военные контакты обеспечивали формирование крупных политических структур. Это хорошо известно по полити­ческой истории Средиземноморья начиная со знаменитых афинских морских союзов V- IV вв. до н.э. и вплоть до событий Пелопонесской войны 246-241 гг. до н.э. Когда общая ситуация вынудила Рим ускоренными темпами превратиться из сухопутного государства с сильной крестьянской армией в морскую державу. Великие географические открытия конца XV-XVI вв. вели уже в эпоху "океанических цивилизаций". Данные морской археологии и подводных археологи­ческих исследований доставляют конкретный материал для анализа этой проблематики, весьма важной для балтийского региона. Именно связи по морским путям, комбинируемым с речными артериями и сухопутными участками создали транспортную структуру, обеспечи­вающую функционирование в IX-X вв. явления, которое исследователи часто именуют "балтийской экономической системой", но в рамках которой также достаточно активно шли и процессы культурной интеграции.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов