Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
В. Выборжанин, С.Н. Панченко Выборгский морской клуб "ГАНГУТ": открытия последних лет Печать

С лета 1995 г. Выборгским морским клубом "Гангут", при на­учном руководстве со стороны историко-археологического мор­ского центpa РАН было сделано несколько открытий, подтвержда­ющих перспективность дальнейших работ в области подводной археологии Выборгского залива.

             Одно из таких открытий было сделано в период с 26 по 28 июля 1995 г., когда водолазами клуба "Гангут" были обнаружены корабельные орудия на месте гибели шведского военного судна в районе банки Репия. Орудии расположены среди элементов конструкции судна на глубине 25-33 м на площади 60х20 м. Как оказалось впоследствии, обнаруженные орудия принадлежат открытому ранее российско-швед­ской  экспедицией "Аврора" шведскому линейному кораблю "Хедвига-Элизабет -Шарлотта" (атрибуция 1994 г.). Условия залегания судна и непродолжительный период работы не позволили обнаружить образцы корабельной артиллерии своевременно. Поэтому случайное открытие 1995 г. на этом же объекте дает повод еще раз вернуться к обстоятельному изучению места гибели судна. Орудия обнаружены среди 06ломков судна - элементов рангоута и корабельного набора. Одно из  орудий имеет ствол из черного металла, дульный срез которого находится в грунте. Длина ствола около трех метров, рядом находится деревянный лафет на колесах. Неподалеку от него - второе орудие меньших размеров (длина около 1,7 м). На песчаном грунте среди нагромождения обломков корабля хорошо различимы детали стрелкового оружия, одно из которых - в очень хорошем состоянии.

              Сам факт обнаружения только двух корабельных орудий говорит о том что экспедицией генерал-майора Лупандина в июле-августе 1790 года действительно проводились работы по подъему корабельной артиллерии, боезапаса, элементов крепления и якорей с затонувших шведских кораблей: водолазами из Кронштадта, согласно ведомости работ было извлечено из воды с глубины 14 сажень, по видимому, только с этого места 14 корабельных пушек и несколько сот ядер разного калибра.[i] Легко предположить, что известный высочайший рескрипт вице-адмиралу Повалишину, в котором указывалось о необходимости подъема артиллерии и других "тягостей", нашел должный отклик и работы непосред­ственного распорядителя - капитана Лялина помимо водолазов находилось "до ста человек выборгских обывателей", занятых подъемом и доставкой на берег необходимых для нужд флота якорей, цепей, боезапаса и прочего.[ii]

       Однако, анализ сведений, содержащихся в письмах генерала Лупандина к графу И.Г.Чернышеву и в ведомостях, составленных им и капитаном Крузом для адмиралтейств-коллегии позволяет сделать вывод, что в районе гибели кораблей "Шарлотта" и "Луиза-Ульрика" возможно нахождение еще нескольких орудий, равно, как и других предметов. Это тем более допустимо, если принять во внимание то обстоятельство, что многие из этих предметов могут находиться непосредственно под корпусом судна или в других неудобных для извлечения местах.

           В сентябре-октябре 1996 года члены выборгского общества "Гангут" обнаружили в западной части Выборгского залива два затонувших судна. Обе находки были сделаны во время тренировочных спусков аквалангистов по тренировочной программе общества «Гангут». [iii]

         

        Первоначально для спусков аквалангистов был выбран полигон к юго-западу от мыса Конек. Уже первое погружение, (14.09.96) дало положительный результат (по информации, представленной фирмой "Интари" (Санкт-Петербург) радиолокационная станция боко­вого обзора зафиксировала в этом районе картину с объектом, имеющим характерные контуры корабельной архитектуры); на глубине 20 м было обнаружен полуразрушенный корпус деревянного судна.

           Значительная часть конструкции носовой части (3/4 набора) и па­лубный настил обрушены. В интрюмной части - большое количество кирпичей с хорошо читаемой номограммой D.Ch.F.

    Среди других предметов, вероятно, также являющихся частью судна плохо сохранившиеся железные бочки. В процессе осмотра кормовой части судна не было выявлено каких-либо признаков винтового судна: гребного вала, частей механизмов машин и т.д.

        На грунте (песчано-галечный, с небольшим слоем ила) по левому борту судна - фрагмент рангоута (мачта или рея, два якоря с цепями у носовой оконечности и большой, до 2-х м, якорь "адмиралтеец" ( со стороны кормы). Среди мелких предметов, лежащих на грунте деревянные блоки, шпигаты, медные трубки, ящик.

                Судно ориентированно по линии ceвepo-северо-восток /Юго-юго-запад. Следующий выход в море на полигон у мыса Крестовый состоялся 28 сентября. Тренировки водолазов и аквалангистов решено было выполнять с применением фотокомплекса для подводной съемки.

             Первоначально удалось обнаружить колесо от орудийного станка и значительных размеров двурогий якорь со штоком квадратного сечения. Один конец деревянного штока уходит в грунт, свободный конец находится на высоте более 2,5 м над уровнем грунта. Рым якоря круглый, диаметром 0,7 м (при диаметре сечения 0,3 м) с оплеткой.

         Одной лапой рог полностью зарыт в грунте (песчано-галечный, с небольшим наносом ила), вторая наполовину выступает из грунта. На некотором удалении от якоря - несколько железных цилиндров, юферсы (Д. 0,3 м), шпигаты. Среди этих предметов (глубина 19-21 м) - пятиугольная конструкция из листовой меди (толщиной 5 мм) с заклепками, большое количество ядер различного калибра, а также конструкция из дерева с. железными вставками, по форме напоминающая раму; в более отдаленной части  плохо сохранив­шийся ящик с бухтами корабельного каната.

     В пределах следующей зоны - полуразрушенное судно, сохра­нившее элементы набора до высоты 1,5-2 м от уровня дна.

  В конструкции набора шпангоуты (сечением 350х350 мм) раз­несены друг от друга на 0,3-0,4 м. Обшивка бортов сохранилась частично: нижняя часть судна закрыта обшивкой почти полностью, верхняя - фрагментарно. Хорошо заметно, что судно имеет разлом по одному из шпангоутных сечений. По этому же разлому идет граница всех частей палубного настила и обшивки.

       

     В той зоне, где теряются очертания судна (по всей видимости -­ кормовой части) хаотично расположенные футоксы, бимсы, доски палубного настила и бортовой обшивки. Вдоль одного из бортов в непосредственной близости от разлома лежат три корабельных орудия, без станков. Ближе к  центру палубы - большая железная мортира на лафете и ствол орудия большого калибра. Глубина, на которой находится судно 28-29 м. Во время погружений выполнена фотосъемка, однако из-за крайне невысокой прозрачности среды (видимость в луче фонаря - до 1,5-2-х м) удалось сделать только несколько снимков. Обмеры судна в программу тренировок не входящие и не производились.

     

    Характер и место находки позволяют предположить, что данный объект имеет непосредственное отношение к известному Выборгскому морскому сражению (22 июня 1790 г.). Обгоревшие части рангоута и юферсы (один из них с несколькими другими предметами передан для консервации в Выборгский морской центр) свидетельствуют о том, что одна из возможных причин гибели судна - пожар или взрыв. Вполне вероятно, что части судна принадлежат одному из трех шведских военных кораблей, погибших во время взрыва от своего же брандера "Postillion" (корабль "Энигхетен", фрегат "Земира"), а одиночно стоящий якорь крупных размеров мог принадлежать одному из русских кораблей отряда контр-адмирала Л.Повалишина, что подтверждается свидетельствами командующего флотом В.Я. Чи­чаговым, капитаном 2 ранга Р.В. Кроуна и самим Повалишиным в его "Всеподданнейшем донесении":  ... при последнем уже всего неприятельского флота прохождении под прикрытием жестокой с корабля и одного фрегата неприятельской пальбы, зажжены 3 брандера и ближний из оных приближаясь к кораблю "Св. Петру", где я находился, сцепился с своим  кораблем и фрегатом и в самой скорости обнялись пламенем, я тотчас употребя все возможности обрубил канат, отошел в некоторую от них безопасность и потом вскорости означенный неприятельский корабль и фрегат взорвало безо всякого вреда .... " По мнению экспертной группы общества ''Гангут'' все указанные находки являются наглядным и своевременным подтверждением того, что в выборгских водах находятся объекты для серьезных археологи­ческих исследований.



[i] РГА ВМФ. Ф. 172, Д. 352. Оп. 1. Л. 387

[ii] РГ А ВМФ. Ф. 172, Оп. 1. Д. 352; Д. 387, 383

[iii] В работах участвовал капитан катера «Игривый» водолаз 1-го класса С.Н. Шатаев, водолаз-глубоководник М.В. Маричев, водолаз 2-го класса с.Н. Панченко, водолаз Л.Г. Самойленко, инструктор по подводному спорту А.А. Костин.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов