Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Сорокин П.Е. Исследование шведского военного корабля затонувшего в выборгском сражении 1790 г. Печать

        Изучение памятников Морской археологии № 3. СПб, ИИМК РАН, 1998

    Выборгское морское сражение 1790 г. в последнее время получило значительную известность. В 1998 г. были продолжены работы экспедиции ИИМК РАН с участием итальянских волонтеров из Археоклуба Италия на фарватере между мысом Крестовый и банкой Репия. Здесь был исследован затонувший военный корабль. Информация о его местонахождении была получена в процессе гидролокации бокового обзора фирмой ИНТАРИ. По этим данным объект посещался ранее выборгскими аквалангистами (См. статью В. Выборжанина в данном сборнике).        Перед нами стояла задача осмотра и предварительного документирования обнаруженных остатков в целях получения общей инфор­мации, о затонувшем судне.         

Было выяснено, что оно располагается на глубинах 26-27 метров. Судно ориентировано с отклонение 60 градусов от северного направления магнитной стрелки к западу (т.е. азимут .- 300 градусов, направление север-север-запад). Прослеживается небольшой уклон кор­пуса судна в северо-восточном направлении. Перепад глубин от од­ного борта к другому составляет от 25,8 до 27,3 м. Корпус судна, выступающий из грунта, сохранился только в нижней части на высоту примерно 1.8 м, местами более. Судно имеет четкие следы разлома в южной части. Оно фактически не имеет оконечности. В ближайших окрестностях обнаружить ее не удалось. Большой развал конструкций зафиксирован в северной части, также не позволяющий определить местоположение оконечности судна. Все эти обстоятельства затрудняют точное измерение его параметров. Примерная длинна обследованной части корпуса составляет около 30 м. Ширина у его разлома в южной части достигает 10,5-11 м. Сечение шпангоутов (ширина и толщина) составляет 28-30 см и 16 см. Расстояния между шпациями, в обследованной части, достигают 6-8 см. Обшивка толщиной около 10 см. крепится к шпангоутам деревянными нагелями. Среди крепежа имеются и массивные четырехгранные гвозди. Верхняя часть каждого второго шпангоута имеет ровную поверхность со следами естественного спила, остальные возвышаются над уровнем, обломанные вверху. В верхних частях шпангоутов имеются отверстия с гвоздями.  Судя по всему это следы крепления нижнего палубного настила судна.  В 40 см ниже верхнего среза шпангоутов к ним крепится стрингер из 2 брусьев шириной около 38 см и толщиной 10 см.           

С внешней стороны судно обшито медными листами, толщиной около 0,5 см., верхние края которых сохранились почти до верхнего среза сохранившейся части борта. Размеры медных листов 1,6-1,6 м. При этом по их периметру четырехгранные медные гвозди( длина  4 см, диаметр шляпки 1,5 см), крепящие их к деревянному корпусу, забиты примерно через 1 см, внутри же образуют сетку равномерных квадратов со сторонами 7,5 см. Учитывая что верхний край медной обшивки ровный, а корабли обшивались ей в подводной части, то можно полагать, что обследованное судно сохранилось чуть выше ватерлинии.      

Внутри корпус судна открыт примерно на ту же глубину, что и снаружи- то есть мощность заполнения внутри его соответствует мощности песчаных наносов снаружи. Среди находок обнаруженных снаружи выделяются многочисленные обломки деревянного корпуса, такелажа и рангоута. Внутри судна в его днищевой части обнаружено значительное количество камней-булыжников с округлыми краями диаметром до 20 см. Среди массовых находок здесь были пред­ставлены обломки сильно каррозированных железных обручей (тол­щиной 2 см., шириной 8,5 см, диаметром около 0,6-1,0 м.), судя по всему от бочек, а также осколки и части пушечных ядер и  пороховых  зарядов. Здесь также встречаются деревянные части корпуса, рангоута и такелажа. В северной оконечности прослеживается значительный развал конструктивных частей корпуса. Среди  других  находок, в центральной части сохранившегося остова судна, были обнаружены деревянный ящик с медной оковкой и отдельные кирпичи, вероятно связанные с камбузом. У западного eго борта были зафиксированы объекты напоминающие орудийные стволы, длинной около 2 м., однако из-за аморфности их формы и завала из деревянных конструкций точное определение их не представлялось возможным. Далее к северу за пределами корпуса были прослежены бухты корабельных канатов и большой двурогий якорь с деревянным штоком, высотой около 2,5 м.        

Следует отметить, что дере­вянные остатки судна и детали его такелажа носят следы обо­жженности в пожаре. Этот факт, значительное количество ядерных осколков, а также сильные раз­рушения корпуса могут свидетель­ствовать о ги6ели его в ходе сражения.           

Согласно планам Выборгского сражения и донесениям командиров на траверзе мыса Крестовый,  где шведские корабли прорывались в юго-западном направлении под огнем эскадры контр-адмирала Повалишина, разгорелись наиболее драматические сцены сражения. Шведские корабли пытаясь побыстрее проскочить обстреливаемый участок сбивались с курса и становились на подводные камни. В своем донесении Повалишин сообщал следующее: "При проходе последних сил неприятеля, под силь­ною пушечною пальбою, пущены были на нас три брандера, и хотя взяты все меры к спасению кораблей от явной гибели..., но избежать было по великому повреждению в такелаже и парусах почти невозможно, ежели б самый из них большой брандер, из фрегата сделанный и первый ко мне идущий, не сцепился со своим кораблем и с фегатом, который прикрывши его, мгновенно обнялись пламенем и как ветер несколько со стороны от нас был, то и проносил их мимо, близко от нас, а потом с жестоким взорванием большого брандера покрыло нас разными, бросаемыми с него огнестрельными составами ... ", но к счастью ни  этот взрыв, ни взрыв двух других брандеров не причинил вреда русским кораблям. Корабль и фрегат сгорели " ... со всеми же их экипажами, из коих посланными от меня гребными судами спасены лейтенант, гардемарин, рядовых 16, а прочих не было возможности спасти…[1]             

По журналу корабля Иоанн Креститель - "При проходе последних шведских кораблей через отряд Повалишина, зажжены были брандеры, от них загорелся неприятельский же корабль, а потом и фрегат, которые прошли через отряд Повалишина без всякого вреда для наших кораблей; при том загорелись неприятельских судов мелких до пяти и все оные проходя через отряд Повалишина взорвало и подняло на воздух ... По сохранившейся описи в ходе Выборгского сражения сгорели помимо Энигхетена, Земиры, и Постильона, бывшего 24-пушечного фрегата, два других брандера – двухмачтовый катер и Касатка, а также 8 транспортных судов и канонерских лодок. [2]           

Согласно русским и шведским планам сражения, составленных его участниками драматический эпизод со взры­вом произошел перед проходом шведскими судами траверза мыса Крестовый. Описываемый же объект был обнаружен примерно в 1 км от этого места к юго-западу. В донесении Повалишина говорится о том, что загоревшиеся корабли проследовали мимо его эскадры. Учитывая то, что место обнаружения затонувшего судна находится на фарватере по которому проходили шведские корабли, двигавшиеся с хорошим попутным ветром, можно считать, что до взрыва и затопления оно смогло пройти достаточно значительное расстояние.     Возникает вопрос остатками какого из судов, упоминаемых в документах, может быть обнаруженный остов корабля. Данными для атрибуции находки могли бы стать сведения о калибре орудий, поскольку каждое из судов имело специфическое артиллерийское вооружение. Однако, получение их станет возможным лишь в бу­дущем. Обнаруженные на борту осколки ядер могли принадлежать судам обстреливавшим обнаруженное судно. Наиболее простым спо­собом атрибуции, несомненно, являются основные размеры корабля. При обращении к шведским материалам выясняется, [3]что размеры трех затонувших судов были следующими: линейный корабль Энигхетен (длинна - 49,3 м., ширина - 13 м., глубина- 5,9 м) (рис. 2), Земира - (46,3xl1,9x5,2 м) брандер Постильон - ( 33х 8,9х3,5 м). Учитывая, что обнаруженное судно сильно разрушено и такие его параметры как длинна и глубина интрюма  даже приблизительно определить сложно. На основании же данных по его ширине можно считать, что наиболее близкие размеры имел фрегат Земира.      

Этот корабль был построен в 1785 г, в Карлскруне знаменитым шведским кораблестроителем Чапманом. Он был вооружен 2б ору­диями 24-го калибра и 14 - 6-го. Сохранившийся проект этого судна (рис. 3), любезно предоставленный представителями Стокголь­мского морского музея, может быть использован для последующей атрибуции находки.  



[1] МИРФ. Т. XIV. 1983: 136

[2] ЦГАВМФ. Ф. 172. Д. 393

[3] SPH. V. 2 1942: 545, 549

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов