Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лебединский В.В. Подводно-археологические исследования в Египте. История и современность. Печать

     ЦЕИ РАН

       Письменные источники, изображения на стенах гробниц и храмов, модели судов и обнаруженные  Древнем Египте. Письменные источники, изображения на стенах гробниц и храмов, модели судов и обнаруженные настоящие суда, такие как ладья Хеопса или лодки из Дахшура свидетельствуют о высоком уровне развития навигации в Древнем Египте. Однако это далеко не все источники, еще большее количество памятников осталось под водой, будь то поселения и портовые сооружения, оказавшиеся затопленными в результате геологических процессов или погибшие суда, оказавшиеся на дне из-за морских катастроф. Однако это далеко не все источники, еще большее количество памятников осталось под водой, будь то поселения и портовые сооружения, оказавшиеся затопленными в результате геологических процессов или погибшие суда, оказавшиеся на дне из-за морских катастроф.

Следы древнеегипетского судоходства, несомненно, сохранились на морском дне и количество их должно быть велико. Подводно-археологические исследования таких объектов еще впереди, к сожалению, пока в ходе подводно-археологических исследований не обнаружено ни одного египетского судна эпохи фараонов. Приоритетной областью египетских подводно-археологических исследований было и остается изучение поглощенных морем поселений и портовых сооружений, особенно на севере в Дельте. Рукава Нила не раз меняли свои русла, затопляя обширные территории. Более того, по сообщениям арабского историка Масуда, в 535 г. в дельте Нила произошло большое землетрясение, в результате которого опустилась почва, и море хлынуло на сушу, разрушая города и образуя соленые озера. Землетрясения в этом районе были частыми. В ХIV в. в результате землетрясения был разрушен Александрийский маяк.

       Гастону Жонде - главному портовому инженеру в Египте, принадлежит первое серьезное исследование древнего порта. Перед началом сооружения волнорезов для новой гавани в Александрии в 1916 г., он детально изучил области к западу от Фароса (Квайт - Бей), где обнаружил грандиозные сооружения древнего порта, поражающие своими масштабами и сложностью конструкции. Поскольку они находились всего в нескольких метрах от поверхности воды, их можно было различить невооруженным глазом, лишь в некоторых случаях при составлении планов прибегали к услугам ныряльщиков. Доклад Г. Жонде представлял собой детальное описание работ по устройству древней гавани. Следует подчеркнуть, что в исторических документах, строительные работы в древней гавани не упоминаются.

        В 1961 г. Камель Абу эль Садат, профессиональный ныряльщик и археолог-любитель, недалеко от мамлюкского форта Квайт-Бей нашел под водой архитектурные детали и фрагменты огромной скульптуры длинной 7 м и весом 25 тон. Вопреки сопротивлению официальных властей, планирующих начать здесь работы по строительству портовых сооружений, он предложил провести подводные исследования. В 1962 г. силами египетского морского флота обнаруженную скульптуру подняли. Вероятно, это было изображение Исиды госпожи Фароса (Исиды - Фария), некогда украшавшей Александрийский маяк. Сейчас эта скульптура находится в саду морского музея в Александрии. В 1968 г. Камель Абу эль Садат получил грант ЮНЕСКО для составления картографического плана, с указанием местонахождения фрагментов архитектурных памятников, прежде всего, на месте легендарного маяка. ЮНЕСКО направило геолога В. Нестерова и крупного специалиста в области подводной археологии О. Фрост для научно-технической поддержки проекта. Они выявили местонахождение и сделали точные замеры памятников, используя самые обычные инструменты. Фрост выполнила первый план местности и локализовала на нем многочисленные разрозненные фрагменты. В 1976 г. она опубликовала наброски памятников обследованных под водой, а также описание местности в журнале Nautical Archaeology.

        В начале 90-х гг. вновь возрос интерес к подводным памятникам в Александрии, благодаря египетскому продюсеру Асману эль Бакри. Проведя подводные съемки, он подчеркнул, что реализация нового проекта сооружения мола сделает невозможным дальнейшие подводно-археологические исследования в этом районе. Бакри при поддержке широкой общественности развернул компанию протеста против нового проекта. Результат - реализация проекта была приостановлена. И в 1992г. Франк Годдио - профессиональный аквалангист, при поддержке Ибрагима Дарвиша, директора департамента подводной археологии, получил лицензию на исследования морского дна в районе Александрии, его научным консультантом был Жан Ив Ампер. С помощью новых уникальных электронных приборов (ядерного магнитометра, магнитного резонанса и сверх чувствительных сонаров), Годдио провел подводно-археологическую разведку в Восточном порту Александрии, который раньше был закрыт для исследований так как входил в военную зону. Результаты исследований показали перспективность проведения здесь планомерных раскопок. В 1994 г. Жан Ив Ампер - основатель и руководитель Центра Исследований Александрии начал подводно-археологические изыскания у форта Квайт-Бей.

Основные задачи экспедиции состояли в составлении подробной документации - топографической и иллюстративной, района площадью более двух гектаров, прилегающего к Форту Квайт-Бей. А также подъем и реставрация наиболее важных находок. Исследования проводились как обычными методами, так и с применением компьютерных технологий, и чувствительных гидролокаторов. В 1994-1996 гг. были обнаружены десятки уникальных скульптур и их фрагментов, в том числе гранитный колосс Птолемея в облачении фараона, вероятно, он составлял скульптурную группу со статуей обнаруженной здесь же в 1961 г. Найдено 12 сфинксов, причем некоторые из них с титулами фараонов - Рамзеса II и Псамметиха II. Обнаружены также фрагменты обелисков, с именами Сети I, Рамзеса II и Псамметиха II. Обследовано сотни колонн, баз и капителей, причем рядом с греческими обнаружили традиционные египетские колонны в форме связок папируса. Большое количество древнеегипетских памятников эпох, предшествующих птолемеевской, подтверждает пристрастие Птолемеев заимствовать известные памятники из городов фараоновского Египта, чтобы украсить собственную столицу. В данном случае, судя по надписям, на обнаруженных памятниках они были вывезены из Гелиополя.

       Находка огромных каменных блоков и архитравов весом до 75 тонн, позволили выдвинуть предположение, что обнаружены фрагменты легендарного александрийского маяка. Тем более, что в древних источниках не упоминается никаких других массивных конструкций в восточной части острова. Судя по расположению, блоки упали с большой высоты, что увеличивает вероятность их принадлежности к Фаросскому маяку. В 1996 г. Годдио и созданный им Европейский институт морской археологии возобновляет работы в восточном порту Александрии, но уже без участия Ампера. Имея отличную спонсорскую поддержку, Годдио развернул масштабные работы. Целью проекта, который еще продолжается, являются топографические исследования, и археологические раскопки затопленной зоны Восточной гавани Александрии - дворцовых кварталов и портовых построек древнего города, которые видимо, были поглощены морем к концу VI в. н.э. До сих пор ученые располагали только теоретическими представлениями о исторической топографии этого района, основанных на переводах классических текстов. Работы ведутся со специально оборудованных для подводно-археологических исследований судов - яхты «Осеанекс» и катамарана «Каймилоя».

       В ходе исследований применяются уникальные методы и технические средства. Разведка подводных археологических объектов проводится с применением самых современных приборов для подводного поиска: сверхчувствительных гидролокаторов бокового обзора, приборов для определения профиля морского дна, эксклюзивного ядерного магнитометра. Вся информация, полученная во время работы, поступает в компьютер исследовательского судна. Ученые, находящиеся на судне могут наблюдать на мониторах рельеф и профиль дна, с точностью, позволяющей идентифицировать отдельные предметы. Магнетометры фиксируют наличие под водой металлических предметов и строительных остатков. Поступающие со дна сведения, фиксируемые компьютером, одновременно привязывают к точным географическим координатам с помощью системы спутниковой навигации GPS (Глобальная позиционная система), что важно для дальнейшей идентификации и картографирования находки. С помощью новейших технических средств за сравнительно непродолжительное время были обследованы значительные площади морского дна и локализованы археологические объекты, составлены карты и планы. Пока очень редко в подводной археологии в рамках одной экспедиции применяются все, вмести подобные приборы.

       Глубины в районе порта незначительны от 2 до 15 м, однако сильно затрудняет измерения плохая видимость под водой. Для решения этой проблемы, была разработана специальная система подводного позиционирования. Это был первый случай использования подобной системы в невоенных целях. Различающие рецепторы GPS были настроены на определение географического положения подводных артефактов. Что бы обеспечить максимальную точность измерений каждый прибор был прикреплен к двум плавающим антеннам, одна из которых принимала сигнал со спутника GPS, а другая с маяка расположенного на берегу, установленного на восточной башне форта Квайт-Бей. Один аквалангист манипулировал обеими антеннами возле исследуемого объекта, а другой вводил информацию на клавиатуру подводного приемника GPS, подключенного к компьютеру. Система позволяет фиксировать до 500 объектов за одно погружение. Это позволяет создать компьютерный банк данных о расположении памятников.

        Использование этой системы сделало подводные топографические исследования очень эффективными. Чтобы достичь подобных результатов с использованием традиционных технологий потребовалось бы несоизмеримо большее количество времени и сил. Раскопки из-за незначительных глубин проводятся при помощи гидро-эжекторов. Труба эжектора отводит грунт за пределы раскопа, где он проходит через сито, которое задерживает мелкие находки. По соглашению с египетским правительством было принято решение не поднимать из воды предметы весом более 500 кг, для организации в будущем подводного музея. Поскольку на многих обнаруженных архитектурных деталях, превышающих этот предел, были обнаружены надписи и рельефы, для детального исследования надписей был применен новый для подводной археологии метод отливки слепков под водой. Слепки снимались с помощью гибкого силикона, смесь наносилась ровным слоем на растянутую ткань, которую опускали на очищенную поверхность исследуемого предмета. На тканевую основу устанавливалась прессовочная пластина, обеспечивавшая постоянное давление на поверхность во время полимеризации смеси. В итоге получался прочный гибкий слепок, точно воспроизводящий детали надписи или рельефа.

       В результате исследований была точно воспроизведена древняя топография восточного порта Александрии и составлены подробные карты, на которых локализована древняя береговая линия и затопленные территории. Оказалось что вся портовая часть и гавани древней Александрии, а также остров Антиродос сегодня находятся под водой. Полученные данные значительно уточняют и дополняют сообщения древних авторов о топографии этого района. Особенно интересные находки были сделаны на месте существования острова Антиродос. Там были обнаружены: каменная мостовая, колонны из красного гранита, два сфинкса, статуя жреца несущего канопу, и голова скульптуры, изображавшей, как предполагают, Марка Антония. Один из обнаруженных сфинксов был идентифицирован как возможное изображение Птолемея ХII, другой также представляет царя из династии Птолемеев, но кого именно, - сказать трудно. Обнаруженные на острове остатки фундаментов, возможно, являются руинами дворца легендарной Клеопатры VII, который был основной царской резиденцией в эпоху Птолемеев. Здесь же на острове обнаружены каменные блоки, на которых сохранились греческие и древнеегипетские надписи датированные V в. до н.э.-III в. н.э.

Методом радиоуглеродного анализа были датированы найденные деревянные колышки, использовавшиеся, как выяснилось, в качестве крепежных болтов с VII по V вв. до н.э. Следовательно, Антиродос был застроен задолго до появления здесь Александра Великого.

       Затопленные территории и древние сооружения острова были покрыты тонким слоем белого песка и известковыми конкрециями. Во внутренней части древней гавани, в иле сохранились: древний корабль, а также множество разного типа амфор и их фрагментов. Кораблекрушение карбонным методом было датировано 130 г. до н.э.- 90 гг. н.э. Корабль великолепной сохранности (30 м длиной и 10 м шириной) был найден недалеко от пристани затопленного острова. На месте кораблекрушения были обнаружены фрагменты керамики, остатки пищевых продуктов и ювелирные украшения. Причиной гибели корабля послужила, видимо, атака его другим кораблем, поскольку отверстие в бортовой обшивки, явно нанесено тараном. Годдио рассчитывает обнаружить в исследуемом районе галеры флота Цезаря, который был потоплен здесь в 48 г. до н.э. во время Александрийской войны. Возможно, найденное судно имеет отношение к этим событиям.

       Исследования затопленных частей древней Александрии началось сравнительно недавно, и уже сделано огромное количество уникальных находок и значительных научных открытий. Перспективность дальнейших исследований в Александрии не вызывает сомнений. Ж.И. Ампер планирует подводные исследования александрийского некрополя, многие погребальные камеры которого ныне затоплены водой. Возможно, это спасло их от разграбления. Если эти планы будут реализованы, это будет первое исследование подобного рода в истории подводной археологии. К сожалению кораблей эпохи правления фараонов под водой пока не найдено, но сохранились подводные памятники относящиеся к новому времени. Так в ходе исследований, проведенных в 1983 г. в заливе Абу-Кир (недалеко от Александрии) были обнаружены останки почти всех судов флота Наполеона, потопленного в 1798 г. эскадрой английского флота под командованием адмирала Нельсона. За время работ под руководством Ж. Дюма, удалось поднять пушечные ядра, шпаги, посуду, секстант, серебряные монеты, типографские шрифты, пуговицы от мундиров.

         В мае 1986 г. был обнаружен французский корабль ХVIII в. - «Патриот». Трехмачтовое судно водоизмещением 580 тонн было самым крупным транспортным кораблем, который сопровождал Наполеона в его Египетской экспедиции. На борту судна находилась большая часть научного оборудования группы ученных, отправившихся с армией Наполеона в Египет. В результате с корабля были извлечены свинцовые отвесы, письменный прибор и другие предметы научно технического обеспечения экспедиции. Исследования в Абу-Кире еще не завершены. После их окончания планируется создание военно-морского музея, который расскажет о развитии флота Египта со времен фараонов до настоящего времени. Особое место в экспозиции займут остовы кораблей и предметы, обнаруженных при раскопках в Абу-Кире. Примерно к этому же периоду (середина ХVIIIв.) относится судно исследованое специалистами из Института Морской Археологии в Красном море не далеко от острова Садана, в 1995-1996 и 1998 гг.

       Корабль затонул на 30 м глубине, груз около 300 тонн, состоял в основном из китайского экспортного фарфора, глиняных кувшинов, кофе, индийского перца, кокосовых орехов, специй и ароматических смол - тех предметов роскоши и повседневных товаров, которыми традиционно и с прибылью торговали в Северной части Красного моря. Однако палеоботанические исследования остатков груза и исторические документы дали основания предполагать, что большую часть груза корабля составлял именно кофе. Найденный на корабле фарфор, производился в первую очередь для ближневосточного и суданского рынка, как было установлено, более всего соответствует коллекции, которая храниться в музее Топкапи-Сарай в Стамбуле. Обнаруженные фарфоровые изделия сыграли значительную роль в изучении торговли периода Кангси. Ранее полагалось, что морская торговля фарфором имела конечным пунктом Джету, но кораблекрушение у острова Садана и три других кораблекрушения в Северной части моря, заставляют усомниться в этой версии.

Многие подводно-археологические раскопки и исторические исследования сконцентрированы на средиземноморской торговле в Оттоманский период, но мало внимания уделялось Красному морю и торговле в западной части Индийского океана. Одна из основных целей проведенных исследований у острова Садана, была показать значение корабля в историческом, экономическом и географическом контекстах, развития обозначенного региона. Хотя корабль и не такой древний, оказывается чрезвычайно трудно, найти сопоставимые материалы, полученные в ходе раскопок, поскольку археологи сосредоточили свое основное внимание на более ранних исторических эпохах.

Подводная археология - перспективная область исследований в Египте, история которого насчитывает более 5000 лет, и непрерывно была связана с мореходством. Объектами исследований в Египте могут быть не только поглощенные морем поселения и затонувшие суда, но и такие памятники как священные озера, например, в Карнаке, или колодцы, такие как в поминальном храме Разеса III в Мединет-Абу. Помимо предметов попавших в эти водоемы случайно или брошенных намеренно с ритуальными целями, мы можем обнаружить много интересного и в самой архитектуре этих памятников.

       Известно, что уровень Средиземного моря поднялся, в результате чего поднялись и подпочвенные воды, которые затопили многие памятники. Их исследования также можно проводить, используя методику подводной археологии. Так, например, оказались затопленными нижние помещения пирамид Среднего царства в Иллахуне (Дахшур). Изучение памятников затопленных в результате строительства Асуанской плотины можно вести теперь только методами подводной археологии. Судя по имеющимся источникам движение судов по Красному морю было черезвычайно оживленным уже в самые ранние эпохи египетской истории. Следовательно, на морском дне не минуемо сохранились следы человеческой деятельности. Будь то суда потерпевшие крушения или якорные стоянки, отмеченные различным археологическим материалом (якорями, которые не смогли или не успели поднять со дна, разбившейся во время плавания керамикой, которую выбрасывали с кораблей на стоянках). Так как в древности плавание по морю, скорее всего, было каботажным, суда двигаясь вдоль берегов, подвергались большой опастности быть выброшенными, внезапно налетевшим ветром, на рифы, которыми изобилуют берега Красного моря. Скорее всего, во время дальних переходов мореплаватели заходили в известные им и удобные для причаливания бухты, с целью пополнения запасов продовальствия и питьевой воды, а возможно, и ремонта пострадавшего во время шторма судна.

      При поиске подводно-археологических памятников древнеегипетской цивилизации в Красном море, приемлимым будет метод выявления мест наиболее вероятных кораблекрушений, вкупе с расчетом маршрутов плавания и стоянок судов. Возможно, положительные результаты могла бы принести и аэрофотосъемка побережья и прибрежных вод. На касноморском побережье активно развивается подводный спорт, сотни аквалангистов ежедневно погружаются под воду, не исключены и случайные находки, поэтому важен сбор информации среди аквалангистов и местного населения. В любом случае планомерные подводно-археологические исследования в Красном море непременно приведут к открытиям памятников древнеегипетской кьтуры находящихся на морском дне. В конце концов, где-то еще лежат останки судна, о котором говорится в рассказе «моряка потерпевшего кораблекрушение». Перспективы у подводной археологии в Египте немалые. Подводная археология в Египте развивается очень быстро, и особенно в последнее время, что обусловлено огромным интересом к его культуре и обилием памятников для изучения.

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов