Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лебединский В.В. Подводно-археологические исследования близ Севастополя. История и перспективы. Печать

     ЦЕИ ИВ РАН

 

Бассейн Черного моря перспективный район для подводно-археологических изысканий. Подводно-археологические исследования в районе Херсонеса Таврического начались в 1928 году под руководством директора Херсонесского музея профессора К.Э. Гриневича. Целью экспедиции была локализация так называемого Древнего Херсонеса, который по сообщениям Страбона уже в его времена, т.е. в I в. н.э. лежал в развалинах. В течении двух сезонов 1930-1931гг., силами водолазов Экспедиции подводных работ особого назначения был обследован район морского дна на глубинах 4 - 20м в 70 - 130 м к западу от Херсонесского маяка (мыс Херсонес). В результате на дне были обнаружены каменные образования, напоминающие хорошо сохранившиеся развалины древнего города, был составлен их план. Группой К.Э. Гриневича впервые в практики подводной археологии был снят фильм о работе подводно-археологической экспедиции. Результаты работ экспедиции вызвали горячие споры в научной среде о реальности открытия затопленного города.

 В 1937-1938 гг. профессор Р.А. Орбели отметил наличие затопленных портовых кварталов Херсонеса в Карантинной бухте. Орбели Р.А. одним из первых попытался провести подводную расчистку памятников с помощью специальных грунтовсасывающих и размывочных средств. Р.А. Орбели уделял большое внимание теоретическим разработкам методов подводной археологии, написанная им книга «Исследования и изыскания» по сути, является первым учебным пособием по подводной археологии. Он планировал создание музея и института подводной археологии в СССР. Методы изучения подводных памятников, предложенные им сохраняют свою актуальность по сей день. После ряда результативных подводно-археологических изысканий к концу 30-х гг. академик Р.А. Орбели предложил создание подводно-археологической карты Черного моря. Однако осуществлению этого плана помешала Вторая мировая война. После ее окончания изыскания в области подводной археологии в Черном море вновь активизировались.

       В 1960 г. исследования в районе Херсонеса, около Карантинной бухты и внутри последней проводила экспедиция под руководством В.Д. Блаватского. При входе в Карантинную бухту в 50 - 200 м от берега на глубинах 8 - 14 м были обнаружены отдельные фрагменты и скопления керамики. Среди них: горла с ручками двух синопских амфор ранне-эллинистического времени, фрагменты амфор I-IV вв. н.э., обломки пифосов, среди которых встречаются гераклейские, часть края лутерия первых веков н.э., куски черепицы эллинистического времени, в том числе фрагмент гераклейского солена, большой обломок калиптера поздне-античного времени. Подавляющее большинство этих находок не было окатано. Возможно, эти находки представляли собой остатки сильно поврежденных грузов затонувших кораблей. Близкого типа находки были обнаружены к северо-западу от Карантинной бухты, около северо-восточного берега Херсонесского городища. Главным объектом работ внутри Карантинной бухты (в 400м к югу от входа) являлись остатки затопленного города, всего было обследовано около ¼ га. Были обнаружены затопленные водой кладки, которые тянулись на восток, в глубь бухты минимум на 40-45 м, в направлении с севера на юг их удалось проследить на протяжении 52 м, четко выделялись части прямоугольных помещений. Среди развалин были обнаружены многочисленные обломки керамики античного и средневекового времени. Глубина, на которой находились эти архитектурные остатки, колеблется от 0.4 м до 3 м. В.Д. Блаватский пришел к выводу, что юго-восточная часть Херсонеса средневекового и возможно античного времени в настоящий момент затоплена морем. По мнению В.Д. Блаватского в этом районе располагался поселок ремесленников.

            В августе 1962 г. в районе Херсонеса энтузиастами была организована подводно-археологическая экспедиция под руководством С.Ф. Стржелецкого и А.И. Цехового. Задачи экспедиции включали обследование затопленной части Херсонесского городища в Карантинной бухте, исследование «подводного города» К.Э. Гриневича и обследование Казачьей бухты для проверки мнения А.Л. Бертье-Делагарда об отсыпке в ней дамбы времен Скифских воин. В результате исследований в западной части Карантинной бухте исследователи пришли к выводу, что сохранившиеся под водой сооружения принадлежали портовым постройкам античного Херсонеса, а не ремесленным кварталам средневекового города как предположил В.Д. Блаватский. Выступающие над илистым грунтом, они были прослежены на 50м к центральной части бухты. Были обнаружены: фрагменты колонны, жернов, камень с фигурным вырезом, возможно для скрепляющего элемента, обработанный камень с конической поверхностью, а также в большом количестве фрагменты керамики. В южной части бухты были обнаружены сооружения, которые на берегу не прослеживались, предположительно в античное время здесь располагалась усадьба. Раскопки в бухте не проводились, и обследование выполнялось визуально.

            Следующим этапом работ экспедиции было обследование района «подводного города» обнаруженного экспедицией К.Э. Гриневича в 1930 г. Исследования, не выявили, каких бы-то ни было сооружений и присутствия человеческой деятельности на дне. Исследования также проходили методом визуального наблюдения. Проведенные исследования в Казачьей бухте показали, что в месте, где согласно гипотезе А.Л. Бертье-Делагарда могла находиться насыпная дамба оборонявшихся херсонесцев, ее следы отсутствуют. Однако характер глубин не исключает возможности наличия таковой в северной части бухты, где исследования не проводились. В 1965-1966 гг. в районе Херсонеса работает подводно-археологическя экспедиция под руководством В.И. Караева. Ее целью было выяснить действительную датировку и назначение сооружений обнаруженных в Карантинной бухте. Однако результаты работ экспедиции поставили еще больше вопросов. Сооружения в западной части Карантинной бухты на сей раз были определены как остатки оборонительных башен системы укреплений средневекового Херсонеса, пробитые шурфы показали также, что под ними залегает более ранний культурный слой. Кроме того, на дне бухты были открыты дотоле не известные строительные остатки, предположительно ромбовидной оборонительной башни, которая может быть датирована IV - V в. н.э. В этом случае остается открытым вопрос о местонахождении портовых сооружений как античного так и средневекового Херсонеса, которые несомненно находятся под водой. Одновременно проходили исследования в Круглой и Песочной бухте. В Круглой бухте были обнаружены целые античные амфоры и их фрагменты датированные IV в до н.э. - III в н.э., а также фрагменты кувшинов и амфор IX-XI вв. н.э. Находки - несомненно грузы кораблей, свидетельствовали о частых кораблекрушениях в этом месте причиной которых была отмель находящаяся в самом центре бухты. В Песочной бухте была предпринята попытка найти упоминаемую З. Аркасом древнюю пристань. Однако удалось обнаружить только два огромных каменных блока и сказать с уверенностью принадлежали ли они пристани или нет невозможно. Продолжение поисков в Песочной бухте привело к открытию в 35м от берега на глубине 5м места кораблекрушения датированного I в н.э.

            В августе 1974 г. в связи с обнаружением в Западной части Стрелецкой бухты нескольких целых сосудов IX-X вв. Херсонесский музей предпринял там подводные работы. В ходе исследований было обнаружено огромное количество различного керамического материала датированного от IV-III вв. до н.э. до XIII-XIV вв. н.э. В ходе исследований выяснилась причина появления в этом месте такого скопления керамики. Дело в том, что в древности корабли, застигнутые штормом в открытом море на подходе к порту Херсонеса стремились укрыться в близ лежащих бухтах, в числе которых была и Стрелецкая. Однако в древности она была значительно уже, и гонимые сильным ветром корабли зачастую не успевали сманеврировать и находили свой конец у западного берега, где глубоко в бухту вдавался мыс.

            Подводно-археологические разведки, проводившиеся в 1990-х годах, позволили локализовать большое количество затопленных археологических объектов. Таких, например, как: якорная стоянка у мыса Херсонес; затопленная усадьба в западной и парусное судно в южной частях Казачьей бухты; затонувший корабль у входа и постройки в южной части Круглой бухты; два корабля в центральной и усадьбу в южной частях Стрелецкой бухты; якорную стоянку западнее от входа в Карантинную бухту; затопленные портовые сооружения в южной части Южной бухты; корабль X-XI вв. у мыса Коса Северная и портовые сооружения на северной стороне Севастопольской бухты. Наличие большого количества затопленных поселений и портовых сооружений объясняется тем, что уровень Черного моря поднялся за последние две тысячи лет более чем на четыре метра. Движение кораблей в античное и средневековое время было весьма оживленным, что обусловило значительное количество находок затонувших судов. Также были локализованы суда погибшие в Крымскую войну 1854-1856 гг., всего более 15 кораблей. Так, например, погибшие корабли английской эскадры зафиксированы у Балаклавы, французские у Херсонесского маяка и Евпатории, в Севастопольской бухте находятся фрагменты затопленных русских судов перекрывавших вход в бухту.

В настоящий момент крымское побережье Черного моря представляет огромный интерес с точки зрения подводной археологии. В музейных архивах и фондах хранятся отчеты о проведенных экспедициях и памятники обнаруженные в их ходе. Однако накопленная информация до сих пор не систематизирована, и следовательно мало информативна, кроме того данные о многих памятниках неполные, что зачастую мешает их правильной интерпретации. Центром египтологических исследований ИВ РАН совместно с Государственным музеем "Херсонес Таврический" (Украина) в 1998-2000 г. проведены работы в архивах и музейных фондах с целью систематизации хранящихся там материалов, а также осмотры подводно-археологических объектов в акватории Севастополя и прилегающих районах у южного побережья Крымского полуострова. Был зафиксирован ряд подводно-археологических объектов и собран богатый научный материал. Однако еще большее количество памятников остается пока не локализованным.

       Целью нового проекта является составление фундаментального свода подводно-археологических памятников обнаруженных в Черном море и создание первой подводно-археологической карты в печатном и компьютерном вариантах. Предполагается, что на каждый памятник будет составлена отдельная документация, включающая характеристику объекта, его точную фиксацию, а также фото и видео информацию о нем. Все данные будут представлены на единой компьютерной карте и составят единый банк данных. По каждому из этапов работ предполагается создание научных фильмов. В ходе реализации проекта будут обследованы не только уже известные памятники, но также вновь обнаруженные объекты, которые до сих пор не исследованы.

Одновременно с археологическими данными в ходе исследований будут собраны данные по палеогеографии, геоморфологии, океанологии. В результате трансгрессии Черного моря, его уровень, начиная с IV в до н.э. поднялся не менее чем на 4м, что подтверждено результатами подводно-археологический исследований. Это повлекло затопление древних и средневековых городов. Исследования в рамках проекта позволят восстановить древнюю топографию побережья Черного моря. Одно из направлений исследований предполагает выявление и комплексное изучение подводно-археологических памятников Черного моря в контексте контактов греческих полисов с Египтом. На 2001 год планируется продолжение и расширение изысканий. Проект имеет долгосрочную перспективу. Первый этап исследований предполагает составление подводно-археологической карты Крымского полуострова и рассчитан на три года.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов