Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Окороков А.В. XXV Симпозиум по подводной археологии Печать

    

Журнал «Море» лето 1996

     

        Лондон. Аэропорт Хитроу. Рядом автовокзал. Четыре часа езды на комфортабельном традиционном двухэтажном автобусе и вы в Плимуте. Этот старинный город хорошо известен морским историкам. Именно отсюда уходила "Золотая Лань" Френсиса Дрейка в свои пиратские набеги. От одного из причалов Плимута начинали свое путешествие корабли, экипажи которых внесли значительный вклад в изучение и колонизацию Америки. Город и по сей день сохранил дух романтики моря. Узкие улочки, небольшие разноцветные дома, тесно прижавшиеся друг к другу в центральной части, как бы подтверждают представления о старом английском городе-порте, вычитанные у писателей-маринистов.

Общее впечатление портят лишь 2 огромных современных здания, высящихся в деловой части города. На вопрос: "Как же англичане, столь ревностно относящиеся к своим традициям и славящиеся консерватизмом допустили их строительство?" - местный таксист пожал плечами. Ответил: "Это не наша вина, это наша беда". Позже, посмотрев Лондон, я перестал удивляться и задавать этот вопрос. Целостность и гармоничность исторического центра столицы "разрезали" современные здания-аквариумы из стекла и стали, нелепо соединяющие старинные дома. Но вернемся в Плимут. Этот город был основан в ХП в., и до ХIX века играл важное стратегическое значение. С 1914 г. он объединяет 3 города: Плимут, Сонхаус и Девонпорт. Главенствующая роль морского порта определила возведение вокруг Плимута крепостей - фортов. Один из них - Форт-Бовизанд, располагающийся примерно в 5 км. от города, был заложен в начале XIX века и фактически без перестройки сохранился до наших дней.

      В корпусах Форта и проходил 25-ый симпозиум по подводной археологии. В стенах этого мрачноватого, но гостеприимного укрепления собралось более 70 специалистов их Англии, Германии, Турции, США, Сингапура, Австралии, Голландии и других стран. Программа симпозиума была довольно плотной - 3 дня, с 9.00 до 19.00, и по девять докладов в день. Вечером это международное братство "перетекало" в бар, где и продолжало свое знакомство и общение, мигрируя от столика к столику, с удовольствием угощая друг друга пивом.

      Большинство участников знакомы давно: или работали когда-то вместе, или встречались на предыдущих конференциях, или переписывались. Увидев старого приятеля дружески обнимались, кого-то похлопывали по заметно выступающему под свитером животу, шутя, что наконец-то государство стало достаточно финансировать подводных археологов. Эта проблема действительно интернациональна и является актуальной для ученых всех стран, проводящих подводные изыскания. В связи с этим доклад Дориана Болла из Сингапура вызвал наибольшие споры. "Классические" археологи скрестили шпаги с археологами-бизнесменами, пытающимися получить средства на дальнейшие научные исследования за счет продажи археологических находок на аукционе. Имя Дориана Болла в кругу подводных археологов хорошо известно. Под его руководством в 1993 г. был найден корабль "Диана", затонувший в 1817 г. в Малаккском заливе с грузом китайского фарфора.

Заключив с правительством, в чьих территориальных водах покоились останки "Дианы" договор, группа Болла в течение нескольких лет проводила исследования места крушения. Полученные результаты превзошли все ожидания. Даже Болл, хорошо изучивший корабль по архивным материалам, был поражен. Рассказывая о своих работах на симпозиуме, Дориан попытался словами описать красоту обнаруженных находок. Наконец, махнул рукой и, со словами: "Смотрите сами", включил проектор. Перед изумленными археологами, видевшими за время своих работ не один затонувший корабль и не одну уникальную находку, промелькнули кадры с поистине сказочными богатствами.

        Стопки великолепно сохранившихся тарелок, блюд, чашек. Целые сервизы с тончайшими сюжетными рисунками, выполненными в традиционной китайской манере. Монеты, бутылки, коробочки для чая, детали корабля и его оснастки - это лишь часть предметов, которыми группа Болла обогатила Историю. Всего более тысячи находок, наглядно свидетельствующих о таланте китайских мастеров и упорстве и любознательности современных подводных археологов. Вечером, разговорившись с Дорианом, я узнал, как он начинал разыскивать "Диану". Эта эпопея началась еще в 1979 г., когда Болл первый раз спустился с аквалангом под воду. Увиденное на дне морском настолько поразило, что он со всей своей кипучей энергией окунулся в подводную археологию. Постепенно, участвуя в разных экспедициях п накапливая опыт, Болл превратился из любителя-археолога в мастера. Решающим моментом его биографии стал переезд в Сингапур. Это были еще малознакомые для историков воды и, по словам Дориана, он уже не смог спокойно сидеть в офисе. Несколько лет архивных поисков и ... удача.

          Однако, нахождение ценного груза "Дианы", оцененного более чем в 4 млн.долларов, принесло не только удовлетворение, но и новые проблемы. Местные власти, учуяв значительную добычу, потребовали пересмотреть ранее заключенный договор и увеличить часть их прибыли. Дориан подал на ненасытных чиновников в суд. Трудно сказать, во сколько ему обойдутся судебные издержки, image001но Дориан надеется выиграть процесс. "В конечном счете "Диана" не последний корабль на моем счету", - заявил он прощаясь. Не менее интересным был и доклад молодого турецкого археолога Харуна Осцдаса. Являясь сотрудником известного и единственного в мире Бодрумского музея подводной археологии при Техасском Университете. Его основателями стали такие известные ученые, как Джордж Басс, Михаэль Катцев, Фредирик ван Дурник. Сейчас этому Музею-Центру принадлежит научно-исследовательское судно "Виразон", сконструированное специально для нужд подводной археологии. Экспозиция музея, располагающаяся в одной из древних крепостей, насчитывает тысячи предметов: крупнейшую коллекцию амфор, монет. Специалисты реставрационных мастерских музея принимали участие в работах над останками древнейших кораблей, затонувших в восточной части Средиземноморья (в Турции и на Кипре). В некоторых исследованиях принимал участие и Харун Осцдас.

        После окончания симпозиума его ожидала двухгодичная стажировка в США - в Институт морской археологии. По установившейся там традиции он, кроме своей основной научной работы, должен будет пройти практику в Порт-Ройале - пиратском городе, затопленном в результате землетрясения в 1692 г.. Возможны поездки в Доминиканскую республику, Мехико, Панаму, Италию, где уже на протяжении нескольких лет работают международные группы подводных археологов.

На симпозиуме Харун рассказал о своих последних исследованиях - об амфорах - популярнейших в древности сосудах для перевозки вина и зерна. Казалось бы, что могут поведать людям ХХ века эти прототипы современных бутылок и бочонков. Многое. Скрупулезнейшие обмеры, выполненные использованием современной электроники, раскрывают перед историками малоизвестные сведения о конструкции судов, их водоизмещении, торговых маршрутах, технологических процессах в древности и т.п.. Даже при реконструкции в натуральную величину "Киренейского" корабля, затонувшего у острова Кипр в IУ в. до н.э. и моделировании его маршрута, основной проблемой стали амфоры. Ведущие греческие гончары нашего времени так и не смогли сделать точных копий метровой высоты сосудов. Они не выдерживали испытаний и разбивались. А эти "мелочи" важны, т.к. данные о повседневной жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад позволяют специалистам собрать, как из мозаики, общую картину Истории.

       Обмен опытом на подобных симпозиумах, которые проводятся в Бовизанде ежегодно, помогают поддерживать человеческую способность исследовать новые области, рисковать и показывать, что любопытство и самоотверженность могут привести к важным открытиям

 

 
« Пред.   След. »
© 2017 Московский Подводно-Археологический Клуб
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.