Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Буккер И. Франк Годдио - наследник Кусто или Индиана Джонс подводного царства? Печать

Правда.ру 06.08.2006

 

image001Франк Годдио (Franck Goddio) - один из самых знаменитых и удачливых археологов подводного мира, охотник за подводными сокровищами, а также мишень для острой критики некоторых своих коллег. Франк Годдио родился в 1947 г. в Касабланке. Изучал математику и статистику. В течение 15 лет он проработал в качестве финансового консультанта ООН и правительства Саудовской Аравии, но вскоре увлекся подводной археологией. В 1987 г. Основал в Париже Европейский институт подводной археологии. 58-летний француз один из пионеров новой научной дисциплины - подводной археологии. Самые сенсационные из его находок:

1991 - испанский галеон «Cан-Диего», в трюмах которого находился груз из фарфоровых изделий, затонул в 1600 г. у берегов Филиппин,

1996 - королевский квартал античной Александрии, находящийся в бухте современной египетской Александрии, дворец царицы Клеопатры.

1997 - китайская джонка, груженная керамикой эпохи династии Мин, найдена у Филиппин,

1997 - 860-тонный торговый корабль «Royal Captain», который утонул в декабре 1773 г. в южно-китайском море недалеко от филиппинского острова Палаван,

1998 и 1999 - флот Наполеона, затонувший в 1798 г. у мыса Абукир, разгромленный в битве эскадрой адмирала Нельсона,

2000 и 2001 - в той же бухте Абукир обнаружен египетский портовый город Гераклеон, а также города Менуфис и Канопос,

2002 - у берегов Филиппин найдена джонка с грузом фарфора в оригинальной упаковке 15 века,

2003 - у берегов Кубы в 1714 г. затонул французский корабль «Adelaide», перевозивший на своем борту африканских рабов.

Тем не менее, Годдио, который никогда не изучал археологию, регулярно критикуют специалисты. Академики и профессионалы утверждают, что он заинтересован только в сенсациях. В беседах с корреспондентами Spiegel Online и Discovery Channel месье Годдио объясняет, что значит быть настоящим исследователем, почему ошибаются его критики, а также ответил на вопросы, касающиеся подводного дворца Клеопатры.

- Чем вы отличаетесь от других ученых, занимающихся изучением подводного мира?

- Нужно быть увлеченным своей работой. Некоторые археологи,
по-видимому, полагают, что наука должна быть скучной. Не будучи увлечены исследовательской работой, которой занимаются только для того, чтобы ежемесячно получать зарплату университетского профессора, они с легкостью могли бы сменить свою профессию на любую другую.

- Вас называют непрофессионалом и любителем, которому нельзя дозволять производить важные археологические раскопки.

- Если критика конструктивна - я её принимаю. Если нет, то игнорирую. В этом случае это пустая трата времени и энергии.

- В научном журнале «Science» два ученых с хорошей репутацией - британец Джон Адамс и техасец Джордж Басс - обрушились с критикой против договора, заключенного вами с Оксфордским университетом, который дает вам право контролировать раскопки в Александрии. Они утверждают, что археологию нужно оставить дипломированным археологам.

- Они, безусловно, правы. В моей команде работают одни из самых лучших египтологов и специалистов по гончарным изделиям, монетам, геологии и языкам. Это коллективная работа, и я лишь один из членов этой команды. Это не моя задача исследовать все найденные предметы самостоятельно или быть докой во всем. Я - дирижер оркестра. От дирижера не требуется играть первую скрипку. Он должен заботиться о том, чтобы никто не сбивался с ритма и не фальшивил.

- Ваши критики считают, что у вас нет специальных знаний или диплома, чтобы руководить археологическими раскопками?

20 лет я сотрудничал с лучшими профессорами мира, в том числе с замечательными археологами и египтологами. Почему за эти 20 лет я не мог бы научиться большему, чем за 6 лет учебы в университете. Не стоит быть настолько самоуверенными только потому, что они учились в универах.

- Некоторые ваши критики называют вас авантюристом, другие - «Индианой Джонсом от археологии». Нравится ли вам это?

- Совсем не нравится. Моя задача избегать авантюр и неожиданностей. Я научился организовывать дело и получать информацию, прежде чем приступать к осуществлению проекта. Точно также функционирует и археология. Прежде чем приступать к делу, нужно все тщательно обдумать, поэтому я скорее анти Индиана Джонс.

- Что вас побудило исследовать гавань в поисках дворца Клеопатры?

- Я знал о существовании старой Александрии из древних источников, например, из Плутарха и был очарован мыслью, что один из самых известных и самых великолепных городов истории лежит теперь под водой. На глазах у всех, но для всех невидимым.

- Что осталось от древней Александрии?

- Восточная гавань Александрии была одной из самых больших гаваней в античные времена. Вокруг располагались здания - храмы и дворцы. Все они были разрушены, не только землетрясениями, но и наводнениями, которые начиная с 4 г. нашей эры, привели к постоянному и медленному погружению в море. Вся Александрия погрузилась под воду как минимум на 5,8 м, в то время как уровень моря вырос примерно на 1,4 м. Сегодня уровень воды в районе порта почти на 8 м выше, чем во времена Клеопатры.

- Какие у вас доказательства, что это остатки царского дворца Клеопатры?

- Мы знаем, что дворец стоял на Антиродосе, но этот остров очень маленький. Есть только два места, которые подходят для дворца. В одном мы натолкнулись на указания, что когда-то здесь располагалась небольшой храм Изиды. Следовательно, дворец должен был располагаться в другом месте. В центре острова мы нашли остатки фундамента, относящегося к третьему столетия до н.э.

- Что необходимо сделать с артефактами, перед тем как выставлять их перед публикой?

- Часто археологи пренебрегают консервированием и неправильно обращаются с артефактами. У меня на выставке вы не увидите ни одного полностью не отреставрированного предмета.

 

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов