Правда.ру 06.08.2006
Франк Годдио (Franck Goddio) - один из самых знаменитых и удачливых археологов подводного мира, охотник за подводными сокровищами, а также мишень для острой критики некоторых своих коллег. Франк Годдио родился в 1947 г. в Касабланке. Изучал математику и статистику. В течение 15 лет он проработал в качестве финансового консультанта ООН и правительства Саудовской Аравии, но вскоре увлекся подводной археологией. В 1987 г. Основал в Париже Европейский институт подводной археологии. 58-летний француз один из пионеров новой научной дисциплины - подводной археологии. Самые сенсационные из его находок:
1991 - испанский галеон «Cан-Диего», в трюмах которого находился груз из фарфоровых изделий, затонул в 1600 г. у берегов Филиппин,
1996 - королевский квартал античной Александрии, находящийся в бухте современной египетской Александрии, дворец царицы Клеопатры.
1997 - китайская джонка, груженная керамикой эпохи династии Мин, найдена у Филиппин,
1997 - 860-тонный торговый корабль «Royal Captain», который утонул в декабре 1773 г. в южно-китайском море недалеко от филиппинского острова Палаван,
1998 и 1999 - флот Наполеона, затонувший в 1798 г. у мыса Абукир, разгромленный в битве эскадрой адмирала Нельсона,
2000 и 2001 - в той же бухте Абукир обнаружен египетский портовый город Гераклеон, а также города Менуфис и Канопос,
2002 - у берегов Филиппин найдена джонка с грузом фарфора в оригинальной упаковке 15 века,
2003 - у берегов Кубы в 1714 г. затонул французский корабль «Adelaide», перевозивший на своем борту африканских рабов.
Тем не менее, Годдио, который никогда не изучал археологию, регулярно критикуют специалисты. Академики и профессионалы утверждают, что он заинтересован только в сенсациях. В беседах с корреспондентами Spiegel Online и Discovery Channel месье Годдио объясняет, что значит быть настоящим исследователем, почему ошибаются его критики, а также ответил на вопросы, касающиеся подводного дворца Клеопатры.
- Чем вы отличаетесь от других ученых, занимающихся изучением подводного мира?
- Нужно быть увлеченным своей работой. Некоторые археологи,
по-видимому, полагают, что наука должна быть скучной. Не будучи увлечены исследовательской работой, которой занимаются только для того, чтобы ежемесячно получать зарплату университетского профессора, они с легкостью могли бы сменить свою профессию на любую другую.
- Вас называют непрофессионалом и любителем, которому нельзя дозволять производить важные археологические раскопки.
- Если критика конструктивна - я её принимаю. Если нет, то игнорирую. В этом случае это пустая трата времени и энергии.
- В научном журнале «Science» два ученых с хорошей репутацией - британец Джон Адамс и техасец Джордж Басс - обрушились с критикой против договора, заключенного вами с Оксфордским университетом, который дает вам право контролировать раскопки в Александрии. Они утверждают, что археологию нужно оставить дипломированным археологам.
- Они, безусловно, правы. В моей команде работают одни из самых лучших египтологов и специалистов по гончарным изделиям, монетам, геологии и языкам. Это коллективная работа, и я лишь один из членов этой команды. Это не моя задача исследовать все найденные предметы самостоятельно или быть докой во всем. Я - дирижер оркестра. От дирижера не требуется играть первую скрипку. Он должен заботиться о том, чтобы никто не сбивался с ритма и не фальшивил.
- Ваши критики считают, что у вас нет специальных знаний или диплома, чтобы руководить археологическими раскопками?
20 лет я сотрудничал с лучшими профессорами мира, в том числе с замечательными археологами и египтологами. Почему за эти 20 лет я не мог бы научиться большему, чем за 6 лет учебы в университете. Не стоит быть настолько самоуверенными только потому, что они учились в универах.
- Некоторые ваши критики называют вас авантюристом, другие - «Индианой Джонсом от археологии». Нравится ли вам это?
- Совсем не нравится. Моя задача избегать авантюр и неожиданностей. Я научился организовывать дело и получать информацию, прежде чем приступать к осуществлению проекта. Точно также функционирует и археология. Прежде чем приступать к делу, нужно все тщательно обдумать, поэтому я скорее анти Индиана Джонс.
- Что вас побудило исследовать гавань в поисках дворца Клеопатры?
- Я знал о существовании старой Александрии из древних источников, например, из Плутарха и был очарован мыслью, что один из самых известных и самых великолепных городов истории лежит теперь под водой. На глазах у всех, но для всех невидимым.
- Что осталось от древней Александрии?
- Восточная гавань Александрии была одной из самых больших гаваней в античные времена. Вокруг располагались здания - храмы и дворцы. Все они были разрушены, не только землетрясениями, но и наводнениями, которые начиная с 4 г. нашей эры, привели к постоянному и медленному погружению в море. Вся Александрия погрузилась под воду как минимум на 5,8 м, в то время как уровень моря вырос примерно на 1,4 м. Сегодня уровень воды в районе порта почти на 8 м выше, чем во времена Клеопатры.
- Какие у вас доказательства, что это остатки царского дворца Клеопатры?
- Мы знаем, что дворец стоял на Антиродосе, но этот остров очень маленький. Есть только два места, которые подходят для дворца. В одном мы натолкнулись на указания, что когда-то здесь располагалась небольшой храм Изиды. Следовательно, дворец должен был располагаться в другом месте. В центре острова мы нашли остатки фундамента, относящегося к третьему столетия до н.э.
- Что необходимо сделать с артефактами, перед тем как выставлять их перед публикой?
- Часто археологи пренебрегают консервированием и неправильно обращаются с артефактами. У меня на выставке вы не увидите ни одного полностью не отреставрированного предмета.
|