Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Лукошков А.В. Еще один киногерой. Печать


Подводный клуб № 11/2004

 

         Еще совсем недавно - в советские времена, одним из наиболее расхожих среди населения высказываний были слова вождя мирового пролетариата В.И.Ульянова (Ленина): «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» . Говорил ли он их в действительности никто точно не знает, но для стремительного развития мирового дайверского движения они справедливы. Ведь масштабное открытие подводного мира для человечества, было сделано отнюдь не в момент создания акваланга, а в результате применения подводной кинокамеры. Именно триумфальный успех снятого в 1955 году первого полнометражного фильма Кусто «В мире безмолвия» (в подлиннике «Мир тишины»), получившего в 1956 году Золотую пальмовую ветвь в Канне и в 1957 году «Оскара» в Голливуде увлек сотни тысяч людей под воду.

         С тех пор там сняты тысячи фильмов. Но желание сделать все новые не проходит. И в нашем случае первоначальным толчком к началу проекта Тайны затонувших кораблей» была идея создания телевизионного сериала, рассказывающего об уникальных исторических памятниках, ждущих своих первооткрывателей на дне Финского залива и Ладожского озера. Конечно, хотелось сделать что-то сопоставимое с лучшими мировыми образцами, но просматривая многочисленные сериалы, посвященные подводным экспедициям, мы с удивлением обнаружили, что все они как-то однообразны. Фактически и бесконечная французская «Одиссея команды Кусто», и австралийские «Подводные экспедиции», и канадский «Морские охотники» совершенно неотличимы друг от друга. Все фильмы, по сути, комбинация стандартного набора сцен: исследовательский корабль в море, проплывающие над объектом дайверы, эрлифт отсасывающий песок скрывающий обломки рэка и, наконец, ученые, обсуждающие в каюте поднятые артефакты. Казалось бы - все скомпановано логично, но почему же тогда получившийся результат обычно настолько скучен? Особенно внутри одного сериала, когда десяток фильмов подряд показывают один и тот же набор: реконструкция обстоятельств гибели корабля, рассказ о его обнаружении, видеоряд найденного рэка.

      Выбор жанра нашего сериала вызвал длительные споры, поскольку от этого выбора зависел и весь состав работ в экспедициях, и набор рэков. Ведь с гордостью признаемся, что у нас их хватит на несколько сотен фильмов. Только вот надо ли их все снимать?  В нашем регионе найти затонувший корабль, имея отработанные технологии и методы поисков, несложно, особенно зная где что лежит. Фактически, во время поисковых рейсов мы находили по несколько рэков в день. Выбрать же из них наиболее кинематографичные объекты, обладающие эффектным экстерьером и обилием узнаваемых зрителем деталей - пушками, штурвалами, гребными винтами или колесами и прочим тоже вполне возможно. Но даже великолепный внешний вид не всегда может сделать рэк героем фильма. Финский залив отличается от Красного моря в первую очередь тем, что низкая прозрачность воды не дает возможности снимать общие планы и ограничивает возможности панорамных съемок. Насыщенная взвесью вода является препятствием и для использования большинства известных приемов с освещением и движением камеры. Словом, было ясно, что снять видовое кино в наших условиях трудно. Да мы и не хотели. Обилие объектов различных эпох позволяло сделать из сериала рассказ об истории североевропейского региона от «темных времен» до Второй Мировой воны, через историю мореплавания, которое было основой и торговли и политики. Нам показалось, что создать захватывающий сюжет может только интересная история, связанная с тайной гибели корабля. А раскрытие этой тайны и должно быть основным содержанием каждого фильма. Отсюда и название нашего сериала, перешедшее позднее и на весь проект. А в качестве главного сценарного хода генеральный продюсер сериала предложил идею двух расследований гибели корабля осуществляемых параллельно в разные эпохи и сразу после катастрофы неким персонажем того времени, и сегодня - нами. Идея была классная, но потребовала просто гигантских усилий по изучению архивных документов, чтобы раскопать действительно захватывающие истории.

        О двух фильмах я уже писал. Петровскую эпоху мы показали на примере северо-германского корабля «Архангел Рафаил», раскрыв при его изучении преступление, совершенное 279 лет тому назад. Царствование Александра II Освободителя иллюстрировал гигантский красавец фрегат «Олег», как оказалось погибший в результате головотяпства адмиралов. Ну, а царствование матушки-государыни Императрицы Екатерины II, конечно должен был демонстрировать рассказ о крупнейшей морской битве в истории Балтики - забытом потомками Выборгском сражении.

Для этого рассказа у нас был большой выбор претендентов на роль главного героя - благо в ходе шведского прорыва и сопутствовавших ему отдельных боев на дне оказалось более ста шведских, финских, немецких и российских кораблей. И среди них - три линейных корабля, два линейных фрегата, один легкий фрегат, две артиллерийских шхуны, вероятно три галеры и множество небольших судов разных типов.

       Но наиболее таинственным из погибших судов была небольшая яхта, входившая в состав личного штаба Его Королевского Величества Густава III Гольштейн-Готторпа. Она называлась «Аврора» («Aurora») и была выделена королем в распоряжение его специального секретного агента - известного английского авантюриста и шведского полковника Уильяма Сиднея Смита, который выполнял наиболее секретные и важные поручения короля. Несмотря на молодость, он уже был настолько знаменит, что накануне сражения лично вице-канцлер Российской империи граф Безбородко специальным письмом известил командующего русским линейным флотом адмирала Чичагова о следующей воле Императрицы: «...Об англичанине Шмите я должен заметить вашему превосходительству, что он человек известный по его ненависти к России... и что Ее Величество желает, чтоб при каком-либо деле мог быть пойман...».

       И действительно, в ходе сражения сэр Уильям только чудом не попался. Его скоростная яхта получило русское ядро ниже ватерлинии и утонула, но сам Смит был спасен проходившим мимо шведским кораблем. Через несколько лет он активно участвовал в тайных операциях британской разведки во Франции, был схвачен полицией, но совершил дерзкий побег из тюрьмы Тампль. И прославился как двукратный победитель Бонапарта - сначала при штурме Тулона он сумел в последний момент увести французский и испанский флот, оставив французов с носом, а затем именно Смит отстоял крепость Сен-Жан д'Акр и заставил Наполеона отказаться от похода на Сирию.

Замечательная фигура для сюжета, тем более что его погибший корабль представлял очень большой интерес. Именно это судно давно пытались найти различные группы подводных исследователей. И в первую очередь - шведы, дважды - в 1994 и в 1996 году - организовавшие экспедиции по поиску этой яхты. В беседах они намекали, что яхта представляет интерес, и нам пришлось изучить довольно много шведских источников, чтобы разобраться в связанных с ней тайнах.

       Фильм еще не смонтирован до конца, поэтому я вынужден не открывать подробностей. Скажу лишь, что Дюма-отец отдал бы за такой сюжет несколько лет своей жизни и состряпал бы из него лихой роман, в котором были бы и борьба за власть, и международная разведка, и масонские заговоры, и предательства, и военные хитрости, и фабрикация фальшивых денег. Но подождите - вы это увидите в фильме, потому что яхту мы нашли, и она оправдала наши надежды -по количеству артефактов выявленных на единицу площади -это едва ли не самый богатый корабль среди найденных за последние 14 лет. Фактически все пространство корпуса завалено бутылками, фарфоровой, фаянсовой, медной, глиняной посудой, ложками, останками одежды и обуви, пуговицами и пряжками, украшениями, монетами, оружием, да все и не перечислить.

        Сохранность яхты оказалась весьма хорошей. Сам корпус замыт в грунт из которого торчат греп, форштевень, оба борта, ахтерштевень и корабель-ный руль высотой 3,6 м. с сохранившимся румпелем. От времени проржавели болты скреп-лявшие борта со штевнями и оба борта сохраняя свою целостность разошлись вправо и влево. Палубный настил рухнул внутрь, отвалились княвдигед и транец, обе пушки упали на дно, также как и якорь... Но весь набор все детали корпуса сохранились прекрасно, что вполне позволяет восстановить ее внешний и внутренний облик. Сохранились даже хрупкие каютные стекла размером 227х240 мм., сложенная из кирпичей судовая печь и торчащий из грунта корабельный насос. Великолепно сохранились детали составной носовой фигуры и резной декора кормы.

        Особенных сомнений по поводу идентификации найденного корабля у нас не было, но следует сказать пару слов по этому вопросу. Прямо скажем -доски с написанным названием корабля мы не нашли. Но, во-первых, точка, где был найден корпус совпадала с предполагавшимся местом гибели яхты по нашей реконструкции сражения. Во-вторых -без сомнения была обнаружена именно яхта ХVIII века -со всеми особенностями характерной архитектуры, этого типа судов. Отличаясь размерениями корпусов все яхты имели единую компоновочную схему и архитектурное решение. Довольно узкий корпус имел впереди княвдигед и гальюн, украшенные резьбой. Над ни-ми шел длиный бушприт с утлегарем. В носовой части предусматривался полубак, на котором размещались степс бушприта и брашпиль. Корма с украшенным резьбой транцем также имела небольшую надстройку -полуют, палуба которого образововала крышу офицерской кормовой каюты и служила местом рулевых, управлявших румпелем выведенного на палубу баллера руля. В центре палубы имелась невысокая рубка -в первоначальном значении голландского слова "roef" - "верхняя часть каюты выходящей на верхнюю палубу, не доходящая до бортов судна но имеющая двери, окна и другие отверстия". Такая рубка обычно служила световым колпаком для центрального кубрика яхты и имела крышу в виде стелянных рам. Впереди рубки устанавливалась мачта, а справа от нее - судовой насос для откачки воды из трюма. Мачта имела несколько пар вант и несла в верхней части небольшой мар-сель, вооруженный «по-корабельному» - с двумя реями. Сзади мачты ставился трисель, верхний край которого привязывался к короткому гафелю, а нижний крепился к очень длинному гику. По Чапману, трисель крепился к мачте дубовыми кольцами -сегарсами. В носовой части яхта несла три паруса -бом-кливер, кливер и фор-стаксель.

       Для подъема парусов на яхтах ХVIII века обычно использовалась длинная «столбовая» мачта без стеньги, составленная из двух врезанных друг в друга стволов. Однако Чапман пишет, что в шведском флоте, по моде того времени, на яхтах было принято выше топселя крепить впереди мачты с помощью железных бугелей короткую декоративную стеньгу именовавшуюся «Trommel-stock» (барабанная палочка). Она несла вымпел с названием яхты и флюгер. В конце концов нам даже удалось разыскать изображение «Авроры» на картоне участника этих событий шведского художника фон Шульца (von Schoultz). К сожалению картина небольшая, яхта изображена без деталей, да и сам художник, во-первых не был знатоком корабельной архитектуры, а во-вторых рисовал свое произведение по памяти спустя несколько лет, когда «Aurora» уже лежала на дне Финского залива. Тем не менее хорошо видна классическая яхтенная архитектура «по-Чапману» и одна из двух пушек, установленная на борту между мачтой и брашпилем.

          Наша яхта тоже была вооружена двумя пушками на поворотных станках, установленных аналогично изображению на картине Шульца и отличалась в высшей степени богатым резным декором в носовой части и корме причем -с использованием королевских гербовых щитов, что указывало на особый статус корабля. Об этом же свидетельствовали и многочисленные находки на судне предметов роскоши -серебряных пряжек, ложек, пуговиц, фарфоровой посуды и даже флаконов духов и баночек для белил и румян -обязательных предметов туалета светского щеголя той поры. Уж ими то пользовались точно не матросы. Еще более эффектной была просто гигантская коллекция бутылок -стеклянных из-под вина и глиняных из-под сельтерской воды. В условиях когда блокированный русскими флот голодал -такая роскошь могла быть привилегией только VIP-особ. Но окончательным аргументом была находка бронзовой английской подзорной трубы (аналогичной трубе, которой пользовался Густав III) и богатого бронзового пистолета выполненного по индивидуальному заказу, на стволе которого сохранилась надпись CHARING CROSS London, а на замке -фамилия мастера Knubley. Трудно предположить, что кто-то из в общем то бедных шведских моряков мог иметь столь дорогое английское оружие. Конечно это были личные вещи знаменитого английского разведчика.

       Словом, найденное судно в полной мере подходило на роль главного героя фильма. Но, кроме того, оно само по себе представляло историческую и культурную ценность. Насколько я знаю, подлинной королевской военной яхты XVIII века нет ни в одной стране мира. А в нашем случае есть все шансы поднять и законсервировать яхту, получив в Петербурге вторую мемориальную «Аврору». Тут следует добавить, что есть еще один особый, аргумент в пользу этого проекта. Дело в том, что Петербург-Петроград-Ленинград уже обладал в течении 170 лет подобным раритетом -подлинным кораблем Густава III, захваченным в той войне. Назывался он "Гусар" и был построен великим Фредериком Хенриком аф Чапманом, специально для принятия королем парадов его флота.

        Русским трофеем она стала 21 августа 1789 года, когда после I Роченсальмского сражения русская армия провела операцию по изгнанию шведов с территории российской Финляндии в районе Кюменлинна, где на берегу реки Кюмень находилась ставка Густава III. Там, как гласит официальная реляция и была захвачена «12-весельная собственная королевская баржа». И сделали это форсировавшие реку вплавь кавалеристы Ямбургского карабинерного полка под командой подполковника Фролова-Багреева. Поскольку выбив шведов кавалерия ушла дальше, трофей через день забрали себе вошедшие в реку моряки с канонерских лодок генерал-майора Балле, которые и доставили его в Петербург. Судно поставили на Неве под окнами Зимнего дворца дабы Матушка-Императрица могла им полюбоваться. В дальнейшем он судя по всему достался Генерал-Адмиралу наследнику- цесаревичу Павлу-Петровичу, который мирно катался в «королевской барже» по Гатчинским прудам.

       Далее судьба судна теряется, но в 1830 году ревизуя доставшееся ему наследство император Николай I, наткнулся на три хранившихся при Адмиралтействе старых судна - голландский бот времен Петра I, "шведскую королевскую баржу" и русскую галеру "Пернов", которое он повелел хранить как реликвии. Любопытно, что "королевскую баржу" по личному указу Государя даже выставляли как почетный трофей в арке Адмиралтейства для обозрения. Впоследствии судно хранилось в Гребном порту, а в 1895 году было передано в Морской музей им.Петра Великого, где для него было устроено специальное помещение.

        Пережив таким образом Екатерину II Великую, Павла I, Александра I Благословенного, Николая I (Палкина), Александра II Освободителя, Александра III Миротворца корабль стал музейным экспонатом, пережив в этом качестве Николая II Кровавого и бурные события Мировой войны и двух революций. Его не пустили на дрова в годы военного коммунизма и «разрухи», не уничтожили и в период становления новой идеологии. Он уцелел в годы блокады! И лишь в начале 60-х годов, к 200-летнему юбилею его постройки власти наконец признали его «не представляющим исторической ценности» и вместе с также уцелевшим «голландским ботом», сначала разломали на дрова, а потом и сожгли. Теперь у нас есть реальная возможность восполнить эту утрату -кораблем не менее ценным, я бы сказал -двойником.

        Поскольку все наши киноэкспедиции идут при участии специалистов Института истории материальной культуры РАН (б. ЛО Института археологии АНСССР), куда и передаются все сделанные нами находки, то параллельно со съемками подводных сюжетов мы проводим научные исследования -в первую очередь фиксацию объектов. Стандартная программа картирования включает гидроакустическую съемку объекта гидролокатором бокового обзора и гидролокатором кругового обзора. Затем полигон размечается и разбивается на участки с помощью мерных канатов. В нашем случае оказалось достаточно проложить осевой канат длиной 22 м. и восемь поперечных канатов длиной по 12-14 м. -через два метра друг от друга, так как длина яхты между штевнями -оказалась равной 13,5 метрам, наибольшая ширина - 4,5 метрам. Большая часть фрагментов лежит в пределах размеченного полигона. Для их фиксации было выполнено сплошное площадное фотографирование, позволившее создать фотопланшет.

      Технически и экономически проект спасения яхты не вызывает проблем -ведь для подъема деталей набора яхты по частям не требуется ни специальной техники, ни сложных технологий транспортировки, ни уникальных комплектов для консервации. Все элементы можно поднять, перевезти и законсервировать по отдельности, а затем собрать корпус королевской яхты "Aurora" в специальном помещении для ее экспонирования. Позволю себе предположить, что двух лет будет вполне достаточно, чтобы провести полную фиксацию объекта на дне, разработать проект подъема и поднять яхту "Aurora" на дневной свет для консервации и восстановления.

Но кино, надеюсь, будет показано раньше.

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов