Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Сокольский. О подводных раскопках в Италии. Печать

Вопросы Древнего Мира № 3/1985. Стр. 199.

         

        19 июля 1984 года, итальянская газета «Коррере делла сера» опубликовала статью С. Москати «Все драгоценности «Тирренского сейфа» о подводной археологии в Италии. В ней дан обзор наиболее крупных находок последних лет, которые были сделаны при подводных археологических изысканиях у Тирренского и Лигурийского побережья страны. К статье приложены фотографии - модели римского грузового судна (главного объекта подводных раскопок) и целой партии амфор, найденных на одном из таких кораблей. Согласно сообщению С.Москати, в Лигурии, в городке Альбенга, который считается родиной подводной археологии, под эгидой Международного института лигурийских исследований действует Экспериментальный центр подводной археологии. Он был основан Н. Ламбольо, который руководил центром до своей кончины в 1977 году, а теперь его возглавляет Ф. Палларес. Результаты деятельности Центра представлены в Морском музее Рима, где особенно интересна выставка амфор, найденных на огромном римском корабле, потерпевшем крушение у Альбенги. Не менее примечательны и находки в Диано - Марина, которые можно увидеть в местном городском музее. Это - огромные долии, высотой более двух метров каждая - целые «контейнеры» для транспортировки вина и масла. Подобные же долии сферической формы оказались и на грузовом римском судне, затонувшем близ расположенного на побережье Тирренского моря городка Ладисполя. Все они прекрасно сохранились на дне в наносах ила. Здесь же участниками ладиспольской экспедиции, возглавляемой А. Джанфротта, был найден древний гидравлический насос для откачки воды посредством инфильтрации.

       Столь же богаты затонувшими памятниками материальной культуры и прибрежные воды Тосканского архипелага. Здесь вблизи острова Джильо начались работы по подъему затонувшего римского корабля с хорошо сохранившимися амфорами на борту. Среди сокровищ, уже найденных в этом море - великолепная серебряная амфора, украшенная медальонами на мифологические сюжеты. Большой интерес представляет также экспозиция Музея кораблей в городе Фьюминго, в окрестностях аэропорта. При строительстве аэропорта здесь были найдены деревянные остовы кораблей, а также находившиеся в них монеты, произведения прикладного искусства, лампы, остатки пищи (скорлупа орехов и косточки оливок), стакан для игры в кости. Все эти экспонаты и составили экспозицию музея.

       В районе южного побережья в области Лацио и Понцианских островов вблизи берегов под водой хорошо просматриваются руины вилл римских патрициев с садками для рыб и обломками затонувших кораблей. На одном из них, потерпевшем кораблекрушение близ острова Вентотене, были найдены гермы, подставки для подсвечников, бронзовые пластинки и другие предметы и произведения искусства, относящиеся ко II- III векам до нашей эры. Во время раскопок в районе города Байо в Кампанье в прибрежных водах были найдены две статуи - Улисса и его спутника. Изучая их, Б. Андрас предположил, что поблизости могут, находится и другие подобные скульптуры. Догадку Андраса подтвердили начавшиеся затем работы под руководством А. Джанфротты. Археологами было открыто еще несколько прекрасных статуй: два изображения Диониса, статуя Антонии Младшей, бюст героизированной статуи Августа, портрет римской девушки, по-видимому, бюст Октавии и другие. Предполагают, что все они служили украшением терм императорского дворца в Байи.

       Для подводных изысканий широко применяется передовая технология: автореспиратор с баллонами вместо традиционного скафандра, так называемого «наргиле» для подъема ныряльщика на поверхность, телевидение с замкнутой цепью для сообщения с кораблем поддержки. Методы подводных работ все больше сближаются с методами наземных раскопок. В целях более четкого обозначения зоны работ устанавливаются специальные трубы, окрашенные в яркие цвета. Подъем объектов со дна моря осуществляется с помощью кранов или надувных баллонов. Широко используется фотография и стереофотограмметрия.

 

 

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов