Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Степанов А. Не можешь сохранить- не доставай. Печать

Газета Культура. №31 (7490) 11 - 17 августа 2005г

 

     Летопись гласит, что осень 1471 года была бурной. 2 сентября разыгрался страшный шторм. В Ильмень-озере погибло около 180 судов и несколько тысяч новгородцев и рушан (жителей Старой Руссы). Вообще-то сообщений о водных катастрофах в летописях немного. Ну, подумаешь, затонул корабль с товаром, идущий по пути из варяг в греки. Так разве это событие? Другое дело град, голод и мор, междоусобные войны, пожары в храмах... Но настала пора по-другому посмотреть на скупые строки летописей, и во всем мире подводная археология сегодня не уступает классическому поиску в земле. У нас этим увлекаются, пожалуй, только любители дайвинга (подводного плавания). Клуб "Аквилон" существует в Новгороде с 1989 года и сегодня обладает достаточно мощным современным техническим оснащением. С этого года при поддержке Международного фонда "ИНТАС" в Великом Новгороде начнутся планомерные поиски останков новгородского средневекового Великого моста, а также исследования мест, где в разные столетия тонули суда. Возглавит эти работы председатель федерации подводной деятельности Новгородской области, координатор археологических программ конфедерации подводной деятельности России Айвар СТЕПАНОВ.

- Айвар, как новгородские дайверы вошли в престижную программу Международного научного фонда "ИНТАС"?

- Благодаря Олегу Хархордину, преподавателю факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, который получил грант "ИНТАСа" на основании наших предварительных работ. Кстати, новгородская команда этого проекта состоит из археологов Общества любителей древности и членов нашего клуба. Дело в том, что мы довольно давно ведем поиски средневековых славянских судов, дабы восстановить историю Российского флота, а вместе с ней и историческую справедливость.

- Какую?

- А вы знаете, сколько лет нашему флоту?

- Традиционно отсчет ведется от времен Петра Великого...

- А что же, Сигтунские врата Софийского собора сюда своим ходом приплыли? Нет, их привезли на лодьях после успешных военных походов. Да и вообще не стоит забывать, что Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был городом-портом. И вдруг из истории Российского флота отрезали изрядный кусок. Первая гидроакустическая съемка дна Волхова показала около 30 объектов только в пределах вала Окольного города. А еще удалось зафиксировать один корабль на Ильмене.

- А вы уверены, что это именно те суда, что бороздили просторы Словенского моря (так называли озеро Ильмень в Средние века), идя из варяг в греки?

- Да нет, конечно. Чтобы их датировать, надо все детально изучить. А это огромный объем работ, который пока никем не финансируется, кроме энтузиастов.

- Почему такая разница - тридцать к одному? Ведь, в принципе, должно быть наоборот...

- Ну, здесь все просто. Во-первых, масштабы несравнимы. На Волхове всего четыре галса пройти - и река снята. Кроме того, здесь течение, рельеф дна, сложный режим судоходства. А на озере гибли корабли только во время шторма, и их выбрасывал на прибрежные отмели шелонник, самый неприятный ветер, наделавший больше всего бед за всю историю новгородского судоходства.

- А знаменитая илистость ильменского дна разве не помеха в поисках?

- Нет. Вообще это одно из самых расхожих заблуждений. Ил копился на протяжении многих тысяч лет после ледникового периода. Расчеты показывают, что оседал он примерно на метр за тысячу лет. Коль скоро нас интересует последнее тысячелетие, то заилистость получается не такая уж и большая. К тому же высота бортов корабля обычно не меньше полутора метров, а сам он не проваливается, а плавает на воде.

- Как так? Если есть слой ила в четыре метра, то корабль должен сквозь него провалиться!

- У него есть площадь и водоизмещение, не позволяющие это сделать. Человек на лыжах легко идет по любым сугробам, но без них - провалится. Так вот, корабль - это лыжи. Кроме того, илистая только центральная часть озера, прибрежная зона вся песчаная. А именно в прибрежную зону и выбрасывало чаще всего корабли.

- Насколько я помню, несколько лет назад дайверы уже проводили исследования на Ильмене.

- Это была всего лишь разведка с целью подтверждения некоторых наших предположений. Чтобы серьезно работать в археологии, в том числе и подводной, нужно иметь специальное разрешение - открытый лист. А он у нас появился только в этом году.

- К исследованию дна Волхова и Ильменя проявляли интерес иностранцы. Однако почему-то до начала XXI века никто всерьез изучением сокровищ наших глубин не занялся...

- Технология ультразвукового сканирования дна возникла недавно, и это достаточно дорогое удовольствие. Кстати, редкие исследователи ею обладают. Единственное, что предлагалось - осушить Волхов, пустить его по руслу Малого Волховца и так провести работы. Естественно, на такой поворот рек вспять по-новгородски никто не согласился.

Хотя, должен заметить, видимость в наших водоемах совершенно отвратительная. Все приходится делать на ощупь. Это не Средиземное море, где археологом может стать любой человек, того пожелавший. Но где труднее, там интереснее. К тому же для исследователей здесь просто огромные возможности. И лавры первооткрывателей, кстати, тоже.

- Почему бы для популяризации подводных исследований в таких условиях не привлечь какую-нибудь известную личность из столичного бомонда, тоже увлекающуюся дайвингом? Скажем, Макаревича...

- Такая пиаровская акция ничего, кроме вреда, не принесет. Проходили уже... Одна история с бригантиной, обнаруженной в Днепре, чего стоит! Они ее поднять-то подняли, а дальше что? Денег хватило только на сам подъем, а на сохранение и реставрацию - увы. А корабль деревянный, извлеченный из воды, требует немедленной консервации, которая стоит в десятки раз дороже, чем сам подъем. В итоге не оставалось ничего другого, как снова опустить корабль под воду. У археологов есть очень хороший принцип: не можешь сохранить - не доставай. А пиаровские акции, раздутые ради сиюминутной сенсации, к науке не имеют никакого отношения.

- А что за история с памятником Александру II, который вы углядели на волховском дне? На компьютерных распечатках сканирования дна что-то конкретное трудно разглядеть...

- Да ничего подобного! О размерах пока можно говорить условно. Конечно, бывают исключительные случаи, когда очертания фигуры может напоминать, скажем, развал бревен. Я думаю, новгородцы заинтересованы в восстановлении памятника, который был поставлен их предками царю-освободителю. Известно ведь, что деньги на него пошли народные.

- Программа-минимум понятна. А есть программа-максимум?

- Хотелось бы создать в Великом Новгороде научную организацию типа экспедиции подводных археологических работ, как это сделано в Хортице на Украине. А в районе Старого порта здорово было бы открыть экспозицию по древнерусскому судоходству и торговым связям. Думаю, такой музей пользовался бы популярностью у туристов.

- Помимо интереса к древнерусским кораблям, вы еще занимаетесь подъемом техники времен Второй мировой войны...

- У нас есть исследовательская программа по южной группировке генерала Свиклина, которая в 1944 году штурмовала северо-западный берег озера Ильмень по льду. По свидетельству ветеранов Новгородского речного порта и нашим подсчетам, во время этого наступления утонули три танка (один танк Т-70 впоследствии был поднят, и сейчас он стоит у монумента Победы на волховском берегу). А в результате бомбардировок проваливались под лед пушки...  А при поисковых работах в Выборгском заливе мы совершенно случайно обнаружили танк Т-26. Он утонул в марте 1940 года при форсировании залива. И на нем были следы подрыва на мине. Нам удалось танк поднять. В нем обнаружены документы, расшифровкой которых занимался Сергей Котелевский, новгородский поисковик

 

Беседу вела Елена АНЖЕНКОВА

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов