Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Скрягин Л. Почта «Нептуна». Печать

На суше и на море-1978. М., Мысль, 1979.

От автора. Среди множества видов почтовых Среди множества видов почтовых отправлении существует один не сов­сем обычный —отправка письма по во­де в бутылке, так называемый способ «бутылочной почты». Говорят, что ее изобретателем был некий ученый грек, живший на берегах Средиземного моря лет за 300 до нашей эры. Чтобы доказать людям свое предположение, что вода в Среди­земное море поступает из Атлантиче­ского океана, он бросил за Гибралтар ром в океан несколько пустых запеча­танных сосудов с записками. Один из них через три-месяца нашли на берегу острова Сицилия. Дошедший до нас из глубины веков этот способ почтового отправления наделено служит людям и поныне. Помимо ученых-океанологов, метеоро­логов и ихтиологов, изучающих мор­ские течения, им пользуются иногда как   средством    передачи   сообщений. Обычай бросать в море бутылку с вложенной в нее запиской, рассказыва­ющей о гибели судна или о судьбе потерпевших кораблекрушение, возник очень давно (во всяком случае вмес­те с изобретением стеклянной бутыл­ки). К «почте Нептуна» прибегали в тех случаях, когда не оставалось ника­ких других средств сообщить о разыг­равшейся на море трагедии. Время от времени радио, телеграф и пресса оповещают человечество о сенсационных находках писем, завеща­ний, свидетельств и сообщений, обна­руженных в бутылках, которые нахо­дят на берегу или в море. В этой статье и рассказывается о таких находках и невероятных на пер­вый взгляд путях и судьбах «стеклянных почтальонов Нептуна».1. «Если кто найдет эту бутылку…»Майским утром 1560 г. в Ла-Манше, под белыми утесами Дувра, английский ры­бак выловил сетью засмоленную бу­тылку. Удивленный столь необычным даром моря, он разбил ее и через три дня поплатился за это жизнью. В раз­битом сосуде содержался пергамент, адресованный королеве Англии Елиза­вете I. Пергамент с незадачливым ры­баком и осколками бутылки доставили под стражей в Лондон ко двору ее величества. В послании, которое оказа­лось доносом королевского шпиона, со­общалось, что голландские купцы выса­дились на островах Новая Земля, при­надлежавших России. Королева была немало озадачена. Еще бы! Ведь за 7 лет до этого ее посланник Ричард Ченслор 24 августа 1553 г. на корабле «Эдуард —Благое Предприятие» вошел в устье Северной Двины, после чего- по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву, где получил большие торговые привилегии. И в то время, когда англий­ская королева с нетерпением ожидала возвращения из Северного Ледовитого океана торговой экспедиции своего вто­рого посланника—Стивена Барроу, ка­кой-то рыбак раньше ее узнает о втор­жении в русские земли ненавистных ей голландцев. Королева приказала пове­сить рыбака, а по всей стране объ­явить, что впредь такая же участь будет ждать каждого британца, кото­рый осмелится разбить выловленную в море или найденную на берегу запеча­танную бутылку. Видимо, восхищенная способом, каким ее агент переправил послание, Елизавета I учредила при дворе должность «откупорщика океан­ских бутылок», в обязанность которого вменила  сбор выброшенных   морем на берега королевства бутылок, откупорку их и доставку ко двору найденных в нем писем.Первым «откупорщиком океанских бутылок» в Англии стал лорд Томас Тонфилд. Под страхом смертной казни любая найденная в море или на берегу бутылка, содержавшая письмо, достав­лялась «королевскому откупорщику». Известно, что за первый год своей службы он извлек из «морских буты­лок- 52 письма. Говорят, что, когда он являлся к королеве с очередным докла­дом о находке, она неизменно спраши­вала: «Ну, что пишет Нам Нептун?»Должность «откупорщика океанских бутылок» существовала при английском дворе два с половиной века. При этом имел силу и закон о смертной казни для тех, кто осмеливался из любопыт­ства разбить «стеклянного почтальона». Лишь в самом конце XVIII в. во време­на Георга III парламент отменил этот нелепый закон и странную должность. Однако с тех пор, в силу традиций, англичане относятся к найденным морским бутылкам с большим внимани­ем и даже, можно сказать, с почтением. В Англии, которая, как известно, островное государство и где почти каж­дая семья имеет непосредственное отно­шение к морю и кораблям, «бутылоч­ная почта» пользуется особой популяр­ностью. Англичане во всяком случае верят и знают, что «почта Нептуна» не только атрибут определенного литера­турного жанра, но и вполне реальная действительность. Этот дошедший до нас из глубины веков не совсем обыч­ный способ почтового отправления ши­роко применяется и в наши дни, имея немало приверженцев во многих морских странах мира. История мореплавания знает сотни случаев, когда выловленные из воды или найденные на берегу бутылки при­носили очень ценные и важные вести о судне и его экипаже. Сообщения, най­денные в них, не раз оказывались един­ственными сведениями, проливающими свет на загадочное исчезновение того или иного судна. «Почта Нептуна» по­могла заполнить сотни пустых страниц в мировой летописи морских ката­строф. До сих пор в бутылках, находимых в море, попадаются сообщения о ката­строфах и преступлениях, совершенных вдали от цивилизованного мира. На доставку этих мрачных депеш Нептуну иногда требовались  столетия. Вот один пример. В марте 1957 г. на северном берегу острова Ямайки нашли бутылку, из которой извлекли ветхую, потемнев­шую  от  времени старинную морскую карту с едва различимой надписью. Не без труда удалось разобрать текст на английском языке:«Июль 1750 года. «Бретрен оф Кост» горит з середине Атлантики. Напрасна надежда на спасение кого-либо из экипажа, кроме двенадцати, захвативших шлюпку. Моей матери Элизабет из Лондондери: не плачь обо мне. Моему духовному отцу Томасу Драйдену: позаботьтесь о матери и о моих младших сестрах. Стыдно смот­реть вокруг. Смелые оказались негодя­ями, и плач их, похожий на плач младенцев, наполняет воздух. Чудови­ща морских глубин ожидают тех из нас, кто осмелится спасаться вплавь. Мы в сотнях миль от берегов. Мой капитан безуспешно пытается поддер­жать порядок. Я ожидаю смерти молча. Всевышний да наградит нашедшего это письмо. Пожалуйста, передайте...» Да­лее текст неразборчив. Как и люди, корабли уходят из жизни разными путями. Их естествен­ная смерть—разборка на дрова или металлолом. Таков удел большинства построенных и отплававших свой век судов. Подобно людям, которые их создали, корабли нередко становятся жертвой роковых обстоятельств — морской стихии, войны, злого умысла, ошибок людей, которые управляют ими. Хотя координаты места гибели большинства из погибших судов изве­стны, в мировой летописи кораблекру­шений есть тысячи незаполненных страниц. И только благодаря «бутылоч­ной почте» удалось разгадать тайну таких судов. Вот несколько примеров.12 марта 1841 г. парусно-колесный пароход «Президент», принадлежавший известной в свое время фирме «Бритиш энд Америкэн Стим Навигейшн компа-ни», имея на борту 136 пассажиров и команду, направился из Англии в Аме­рику. В порт назначения «Президент» не пришел, и в течение 8 месяцев о судне, как говорится, не было ни слу­ху, ни духу. Но в конце года в океане подобрали плававшую бутылку. Содер­жащаяся в ней записка рассказала, что пароход «Президент», попав в сильный шторм, начал тонуть и что очень нем­ногим удалось найти спасение в шлюп­ках. Вероятно, эта записка была напи­сана одним из очевидцев катастрофы, находившихся в одной из шлюпок паро­хода, которая погибла позже. В большинстве случаев записки о кораблекрушениях, извлекаемые из бу­тылок, очень лаконичны. Это есте­ственно: у людей, спешащих поведать миру о происходящей трагедии, нет времени на подробные описания.Зимой   1846   г.   на   северном   побережье  Франции в дюнах нашли бутылку с запиской такого содержания: «Этим удостоверяется, что бриг «Райдайолс» из Аберистунта (капитан Эндрю Риддел) затонул среди льдов 10 мая 1846 г. на широте 47°30' северной и долготе 46°30' западной».В конце того же года на восточном побережье Ирландии в бутылке обнару­жили такую записку: «Бриг «Спрей», 4 апреля 1846 года. В трюме 6 футов воды. Считаем, что скоро все погибнем, если не подойдет помощь. Мы около островов Скеррис. Капитан погиб два дня назад. Помощник умер от желтой лихорадки примерно неделю назад. Подписал Джон Иго, матрос».Почти столетие ничего не знали о судьбе большого американского пасса­жирского парохода «Пасифик». Это судно в 1851 г., следуя из Нью-Йорка в Ливерпуль, побило рекорд скорости плавания через Северную Атлантику, завершив рейс за 9 дней 20 часов и 26 минут. Получив приз скорости, «Голу­бая Лента Атлантики» — «Пасифик» стал одним из самых популярных паро­ходов в Америке. Но вот 23 сентября 1856 г. он, приняв на борт около 200 пассажиров и команду, вышел в очеред­ное плавание аз Ливерпуля. В порт назначения Нью-Йорк пароход не при-i   шел... И никто никогда не узнал бы о его судьбе, если бы не «почта Непту­на». В 1954 г. моряки службы берего­вой охраны США случайно нашли в дюнах бутылку. В ней обнаружили за­вещание на английском языке, написан­ное одной из пассажирок злополучного «Пасифика» почти за век до этого. Завещая дочери все свое состояние в Сан-Франциско, ее мать упомянула, что их пароход тонет близ мыса Флэттери. В ноябре 1879 г. из Портсмута в дальнее плавание вышел учебный ко­рабль Королевского флота «Аталанта». Это был старый деревянный фрегат. много лет прослуживший в составе британского военного флота под назва­нием «Юно», который потом преврати­ли в плавучую тюрьму. Но поскольку на 34-й год службы его дубовый набор и обшивка были в хорошем состоянии, лорды Адмиралтейства решили превра­тить «старика» в учебное судно. Его отремонтировали, поставили новые мач­ты и паруса. После пробного плавания командир корабля, ветеран парусного флота Стирлинг, заметил лордам Адми­ралтейства, что парусное вооружение фрегата рассчитано неправильно, из-за чего судно очень валко и имеет слиш­ком большую амплитуду бортовой кач­ки. Но это предупреждение осталось, как говорится, «гласом вопиющего в пустыне»,   и   корабль   вышел в свое  последнее плавание. «Аталанта» обогну­ла Испанию, подошла к Золотому берегу в Африке, потом пересекла Атлантику, посетила остров Барбадос, зашла в Гали­факс, потом спустилась к югу и 13 января 1880 г. от Бермудских островов взяла курс к родным берегам. Однако в Англию фрегат не вернулся. Через два с половиной месяца британское Адми­ралтейство высказало опасение, что во время шторма «Аталанта» потеряла мачты.Резиденцию Адмиралтейства многие дни осаждали родственники исчезнув­ших в океане 290 кадетов. Наконец под давлением общественного мнения «морские лорды» отдали распоряжение о поисках пропавшего корабля. 5 мая в Атлантический океан вышла эскадра английских военных кораблей под ко­мандованием контр-адмирала Худа, ко­торой предстояло «прочесать» район от юго-западного побережья Ирландии до Азорских островов.Недельные поиски в Атлантике ни к чему не привели, эскадра возвратилась в Портсмут, а в английских газетах появилось объявление Адмиралтейства: «За сведения, проливающие свет на судьбу  учебного фрегата «Аталанта», будет выдана награда в 300 гиней».За ней пришли осенью 1880 г. Ее получил американский капитан рыбо­промыслового судна из Массачусетса Эдвард Миллет. 14 июня того же года он, находясь в одной миле от Рокпорта, выловил сетью бутылку с запиской следующего содержания: «17 апреля 1880 года. Учебный корабль «Аталан­та». Мы тонем в точке с координатами 27° северной широты и 32° западной долготы. Любой, кто найдет эту записку, пусть опубликует ее в газетах. Джон Л. Хатчингс». После подписи было до­бавлено слово «бедствие».В конце июня 1880 г. Нептун доста­вил людям еще одно сообщение о судь­бе «Аталанты». Дети, играя на пляже недалеко от Галифакса, извлекли из песка доску от бочки с надписью, сде­ланной свинцовым грифелем: ««Аталан­та» тонет. 17 апреля 1880 года. Надеж­ды нет. Пошлите это госпоже Мери Уайт в графстве Сассекс. Джеймс Уайт». Таким образом, факт о гибели злополучного фрегата был вторично подтвержден.А вот еще пример, когда «почта Нептуна» помогла поставить точки над «i» в загадочном исчезновении корабля.В июле 1884 г. один рыбак в заливе Морекабе-Бэй выловил сетью покры­тую тиной бутылку. Найденное в ней письмо подробно рассказывало о том, как парусно-винтовой пароход «Гима­лаи»    потерпел    крушение   у    берегов Ньюфаундленда, судно потеряло винт и ветер в клочья разорвал паруса. Из письма следовало, что капитан и 16 моряков не смогли заделать в днище пробоину. Письмо заканчивалось слова­ми: «Мы ничего не можем сделать, чтобы спастись. Если бог не сотворит чуда, мы погибнем». Хотя дата отсут­ствовала, подпись капитана свидетель­ствовала, что речь шла об английском судне, которое долгое время считалось пропавшим без вести.В истории «бутылочной почты» не­редко отмечались случаи, когда сооб­щение о гибели того или иного судна находили спустя несколько недель и даже дней после катастрофы, во всяком случае раньше, чем удавалось обнару­жить какие-либо следы. Вот пример.Пароход «Нароник«, построенный на верфи «Харланд энд Валф», в 1892 г. принадлежал английской фирме «Уайт Стар». Он считался по тем временам крупным и вполне надежным грузовым судном.11 февраля 1893 г. «Нароник», имея на борту генеральный груз и около 300 голов крупного рогатого скота, под командованием капитана Робертса вы­шел из Ливерпуля в Нью-Йорк. 3 марта того же года  на пляже залива Бэй-Ридж близ Нью-Йорка нашли бутылку с та­кой запиской: ««Нароник» идет ко дну со всем экипажем. Л. Уинсел».Спустя неделю море выбросило на берег у поселка Оушн-Вью в штате Виргиния еще одну бутылку. Извлечен­ная из нее записка гласила: «19 февра--ля 1893 года. Судно быстро погружает­ся. Мы никогда не спасемся на этих маленьких шлюпках. Одна из них уже утонула. Судно налетело на айсберг в сплошном снегопаде. Оно два часа дер­жалось на плаву. Сейчас 3 часа 20 мин. утра, палуба на одном уровне с морем...» На этом месте текст обрывал­ся. Комиссии, разбиравшей причины катастрофы, удалось дополнительно установить, что этот текст написан рукой Джона Олсена, который находил­ся на «Наронике» в качестве смотрите­ля за скотом.Долгие годы оставалась загадкой судьба английского парохода «Брун-свик», который пропал без вести в 1898 г. На этот раз Нептуну угодно было доставить сообщение о гибели этого парохода прямо к берегам туман­ного Альбиона — в Бристольский залив, но только через полвека. Из выловлен­ной в бухте Кармартэн бутылки извлек­ли записку, написанную свинцовым гри­фелем. В ней говорилось, что. пароход «Брунсвик» погиб во время шторма у мыса Горн 13 марта 1898 г.В   1902  г.  британское   Адмиралтейство проводило поиски пропавшего без вести грузового парохода «Гарониан». Три месяца подряд два крейсера днем и ночью бороздили воды Северной Атлан­тики, но найти какие-либо 4леды судна не удалось. Кто знает, сколько еще лет причина исчезновения «Гарониана» про­должала бы оставаться тайной, если бы пять месяцев спустя у берегов Новой Шотландии не нашли бутылку с запи­ской. В ней говорилось, что во время сильного шторма пароход «Гарониан» потерял устойчивость и перевернулся вверх килем, что .на шлюпку, которую перед этим удалось спустить на воду, село 14 моряков. По всей вероятности, шлюпка тоже погибла. Записка была анонимной. Но через пять лет на берег Северной Ирландии море выбросило еще одну бутылку с посланием, изла­гавшим трагическую судьбу «Гарони­ана»: ««Гарониан» быстро погружает­ся. Остойчивость потеряна, один борт уже залит. Прощайте, мать и сестры. Чарльз Мак-Фелл, смазчик».Ранним ноябрьским утром 1933 г. английский лайнер «Беренгария», штор­муя в 300 милях к западу от побережья Ирландии, принял по радио «SOS» от неизвестного судна. В призыве о помо­щи сообщалось, что судно находится в крайней опасности и каждую минуту может опрокинуться. Капитан лайнера Бриттен изменил курс своего судна и направился на помощь терпящим бед­ствие. Тем временем неизвестное судно сообщило: «Люковые крышки сорваны, мы долго не продержимся». С лайнера ответили: «Держитесь, мы уже близко от вас».Но когда «Беренгария» прибыла к месту, указанному в сигналах бедствия, она уже не нашла не только гибнувше­го судна, но и каких-либо следов ката­строфы — ни спасательного круга, ни опрокинутой шлюпки, ни плавающих обломков. Погибло это неизвестное судно или добралось до ближайшего порта — никто не знал. Сделали предпо­ложение, что сигнал бедствия передал грузовой английский пароход «Сэксил-би», направлявшийся в это время из Америки в Ирландию с грузом желез­ной руды, но не пришедший в порт назначения.Факт гибели «Сэксилби» был окон­чательно установлен только через три года. 23 апреля 1936 г. на побережье Уэлса, в Англии, нашли банку из-под какао, в которой оказалась наспех на­писанная карандашом записка: «Паро­ход «Сэксилби» тонет в районе ирланд­ского побережья. Привет сестрам, братьям и Дине. Джо О'Кайн». В списке экипажа погибшего судна дей­ствительно был матрос Джо О'Кайн. Причудами судьбы течение принесло его прощальный привет к берегам неда­леко от городка Эбердови, где жили родные Джо.Да, читая подобные письма, неволь­но вспоминаешь строчки из «Зеркала морей» Джозефа Конрада: «Никто не возвращается с исчезнувшего корабля, чтобы поведать нам, сколь ужасной была его гибель, сколь неожиданной и мучительной стала предсмертная агония людей. Никто не расскажет, с какими думами, с какими сожалениями, с каки­ми словами на устах они умирали...»Нередко «почта Нептуна» содержит сообщения о гибели людей в море во время двух последних мировых войн. Как правило, эти очень краткие, наспех написанные карандашом или даже кровью клочки бумаги или белья явля­ются немыми свидетелями кошмаров войны на море. В них коротко расска­зывается о том, как было торпедирова­но или расстреляно мирное торговое судно, как чудом уцелевшим несколь­ким членам экипажа сначала удалось спастись на шлюпке, как они потом неделями страдали без пищи, сходили с ума от жажды и погибали.Иной раз найденная в бутылке запи­ска раскрывала тайну гибели того или иного корабля. Так, например, весной 1944 г. американские мальчишки, купа­ясь на одном из пляжей штата Мэн, что на северо-востоке США, нашли выбро­шенную на песок бутылку. Она содер­жала следующее сообщение на англий­ском языке: «Наш корабль тонет. Нас никто не слышит. Пришел конец. Быть может, это письмо когда-нибудь достиг­нет берегов Соединенных Штатов...» Позже удалось установить, что записка была написана одним из членов экипа­жа английского эсминца «Битти», тор­педированного немцами близ Гибралта­ра 6 ноября 1943 г.Очень ценная находка, повеству­ющая о подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны, содержалась в бутылке, выловленной болгарским рыбаком на берегу Черного моря в 1958 г. В ней обнаружили записку на русском языке: «Держались до последней капли крови. Группа Са­винова. Три дня сдерживали наступле­ние значительных сил противника, но в результате ожесточенных боев под Ки-лией в группе капитана Савинова оста­лось три человека: капитан, я — млад­ший сержант Останов и солдат Омельков. Погибнем, но не сдадимся. Кровь за кровь, смерть за смерть!»По совету товарищей рыбак отпра­вил свою находку в Советский Союз. Сообщая об этом факте, газета города Измаила «Знамя коммунизма» писала, что, видимо, бутылка с запиской была брошена воинами Советской Армии в Дунай, а воды реки вынесли ее в Черное море.Анналы «почты Нептуна» насчиты­вают десятки случаев, когда потерпев­шие кораблекрушение, оказавшиеся на необитаемом острове и доведенные до отчаяния люди пытались использовать «бутылочную почту» для передачи при­зыва о помощи или, выражаясь совре­менным языком, «послать SOS». Одна­ко капризный царь морей, хотя и до­ставлял эти срочные депеши довольно точно по адресу, но с опозданием на целые столетия. Вот один из таких трагических случаев.В 1784 г. японское Пиратское судно отправилось в поисках добычи в сторо­ну Филиппин. Многие месяцы пираты грабили купеческие джонки и сайпаны. Но однажды тайфун выбросил их ко­рабль на необитаемый коралловый остров. Лишенные воды, пираты оказа­лись обреченными на мучительную смерть. Один из них, по имени Хуносу Матсуяма, на деревянных дощечках на­писал иероглифами призыв о помощи, вложил их в стеклянный сосуд, запеча­тал его и бросил в море. Прошло более полутора веков... И вот в 1935 г. в песке, на берегу острова Кюсю, этот сосуд нашли. По иронии судьбы волны выбросили послание Матсуямы непода­леку от поселка Хиратемура, где он когда-то жил.Пути курьеров Нептуна, хранящих в своем стеклянном чреве призывы о помощи, поистине бывают причудливы и невероятны. Таков любопытный слу­чай, напоминающий эпизод из романа Жюля Верна. В мае 1961 г. советский рыболовный клипер «Обдорск» у острова Принсипе поймал крупную тиг­ровую акулу. Когда свирепого хищника разделывали на палубе, в брюхе обна­ружили обросшую ракушками бутылку с запиской на английском языке:«Барк «Альбатрос» компании «Прог­ресс энд Сенчури» из Саутгемптона наскочил на рифы. Хотя все спасены, положение тяжелое — очень мало про­дуктов и почти нет воды. Находимся на необитаемом острове. Нужна немедлен­ная помощь. Нашедшего это письмо просим сообщить по адресу Саутгем-птон, Тайм-Стрит 112/7. Капитан Ален Грант». Далее указывались точные ко­ординаты острова и дата—70-е годы прошлого века. Координаты соответ­ствовали осторову Принсипе, который уже давно обитаем, где есть удобная гавань и множество отелей для тури­стов. В начале 1960 г. мир узнал об отважном   дрейфе   четырех   советских юношей А. Зиганшина, Ф. Поплавского, А. Крючковского и А. Федотова. Сорванная жестоким штормом с мер­твого якоря самоходная баржа «Т-Зб», на которой они несли службу, оказа­лась в плену у стихии. Ураганный ветер и течение понесли неуправляемое судно на юго-восток от Курильских островов. Выйдя из холодного течения Ойя-Сио, баржа была подхвачена одним из пото­ков теплого течения Куро-Сио, которое понесло ее в океан. 49 дней отважные воины боролись с морской стихией, почти не имея пищи и очень мало пресной воды. За сутки до спасения четверо отважных прибегли к способу «бутылочной почты». На бумаге они написали следующее сообщение: «Этот буй пущен с советского катера «Т-36», терпящего бедствие в Тихом океане. Если кто найдет этот буй, пусть узнает, что катер дрейфует впереди по направле­нию буя. Экипаж находится в тяжелом состоянии. Нужна немедленная помощь. 4 февраля 1960 года». Записка была помещена в патронную гильзу, которую запечатали и капроновой ниткой прикре­пили к шесту. Шест прикрепили к стек­лянному шару от рыболовных сетей, который моряки подобрали в океане. На шесте был прикреплен самодельный военно-морской флаг СССР. Записка от­важной четверки еще не найдена. Каков будет ее путь? Куда вынесут ее течения океана? Кто станет обладателем этого экспоната, который наверняка украсил бы коллекцию любого собирателя «бу­тылочной почты»?.. 2. «Почта Нептуна» на службе у науки. Современная гидрография располагает множеством оригинальных совершен­ных приборов для определения направ­ления и скорости океанических тече­ний. В соответствии с принципами их работы эти приборы можно разбить на четыре категории: вертушки, маятники, приборы, основанные на сопротивлении движению, и поплавки.Способ определения течений океана с помощью свободно плавающих по поверхности воды предметов — самый простой, человек использует силы самой природы. Способ изучения течений при помо­щи поплавков издавна получил название «бутылочной почты». Это не случайно:
ведь закупоренная бутылка—уже гото­
вый, не портящийся в морской воде поплавок, в который можно вложить письмо, содержащее сведения о месте и времени, где его бросили в море. ных океанических течении, непосред­ственно влияющих на рыбопромысло­вое хозяйство. Например, в 1894 г. Бюро рыболовства Шотландии обрати­лось к английскому ученому Фултону с просьбой вычертить подробную схему течений Северного моря. Старые карты течений уже не соответствовали дей­ствительности. Чтобы получить точные сведения, Фултон в различных районах Северного моря выбросил более 2000 бутылок и 1500 деревянных поплавков. И хотя обнаружили всего 16% его «почтальонов», этого оказалось доста­точно, чтобы удовлетворить просьбу шотландских рыбаков — составить для них подробную схему течений.
В 1924 г. при помощи «бутылочной почты» англичане успешно исследовали нерестовую миграцию камбалы. Было установлено, что с мест нереста — у острова Мэн и в юго-западной части пролива Сент-Джордж—течение отно­сило мальков к песчаным отмелям Се­верной Шотландии.Изменение режима отдельных тече­ний Мирового океана сильно влияет на запасы рыбы и нередко приводит к настоящим бедствиям в рыбопромысло­вом хозяйстве. Так, например, в 1950 г. наблюдалась массовая гибель рыбы в районе Китовой бухты, на западном берегу Африки, омываемом Бенгаль­ским течением. Причина заключалась в том, что оно отошло от берега и на поверхность поднялись массы холод­ной глубинной воды. Солнце быстро прогревало воду, и поднявшийся с ней планктон стал гибнуть. Разложение планктона и связанное с этим поглоще­ние из воды кислорода вызвало в свою очередь гибель рыбы.Отход теплых струй течений от бе­регов Приморья и Сахалина в 1941 г. стал причиной исчезновения в этих водах дальневосточной сардины-иваси.Известно, какой огромный ущерб рыболовству приносит загрязнение морей и океанов нефтяными отходами. В настоящее время /з судов мирового торгового флота — это танкеры. Еже­годно в океаны нашей планеты попада­ет из-за нарушения правил по промывке пустых «танков» этих судов около мил­лиона тонн загрязненной нефтью воды. Это приводит к массовой гибели ценной рыбы и птиц, которые ею питаются.Несколько лет назад Национальный институт океанографии Великобрита­нии проводил исследование причин за­грязнения нефтяными отходами берегов страны, И опять на помощь пришла «бутылочная почта». Для изучения се­зонных изменений течений у берегов Англии и Ирландии использовали около 6000 специальных пластмассовых конвертов с вложенными в них бланками, написанными на восьми языках, с га­рантией вознаграждения нашедшему. Эти конверты сбрасывали в море с самолета по дуге от Бискайского залива до Гебридских островов.Найденные в различных местах по­бережья Британских островов конвер­ты с бланками Национального институ­та позволили определить основные вет­ви течений, приносивших загрязненную нефтью морскую воду. Как же осуществляется отправка «бутылочной почты» по назначению? Практически для «почты Нептуна» при­годны почти все стеклянные бутылки с узким горлышком. Стекло, как изве­стно, не подвержено разъеданию морс­кой водой, и поэтому бутылка может находиться в океане весьма длительное время. Плавающая бутылка со време­нем обрастает животными и раститель­ными организмами, что значительно увеличивает ее прочность, когда прибой выкинет ее на каменный берег. Правда,. во время сильного прибоя она не уцеле­ет на скалистом берегу. Для «отправки почты» обычно в прочную толстостенную бутылку насы­пают немного песку с таким расчетом, чтобы сосуд погрузился в воду по горлышко. Это делается для уменьше­ния влияния на бутылку ветра. Иногда делают и так: связывают вместе корот­кой прочной проволокой две закупорен­ные бутылки. Нижнюю бутылку загру­жают песком настолько, чтобы из воды выступало только горлышко верхней бутылки. Пара таких бутылок практи­чески не подвержена воздействию ветра и движется в воде только по воле морских течений.В бутылку вкладывают письмо или стандартную нумерованную записку специального образца, написанную на нескольких языках, содержащую об­ратный адрес учреждения и просьбу (а в большинстве случаев с гарантирован­ным вознаграждением) к нашедшему бутылку сообщить, где, когда и кем она найдена. Потом сосуд надежно закупо­ривают: от этого во многом зависит его дальнейшая судьба. На каждой бутылке ставится номер, соответствующий но­меру вложенной записки. В момент выбрасывания в море очередной бутыл­ки записывают ее номер, дату и коорди­наты.Когда бутылка найдена, мы, каза­лось бы, должны просто провести на карте прямую линию, соединяющую предельные точки ее плавания. Однако поступают иначе: прокладывая предпо­лагаемый путь бутылки, принимают во внимание общий характер течений и промежуток времени от момента вы­броса ее в море до нахождения. Иногда уточнить маршрут помогает обнаруже­ние в этом же районе других бутылок, и тогда поступают «по принципу преце­дента». Так выводится предполагаемая суточная скорость и наиболее вероят­ный путь «курьера Нептуна».«Бутылочная почта», как правило, дает хорошие результаты в тех случа­ях, когда за борт отправляют большую партию стеклянных почтальонов. Како­ва-же вероятность нахождения брошен­ных в океан бутылок?Большую их часть находят на бере­гу. Прибитые к малонаселенным пу­стынным берегам, бутылки обнаружи­вают иногда очень не скоро. Это не позволяет точно определить время их нахождения в пути, а следовательно, скорость течения.На морях, берега которых густо населены, как, например, Черное, Сре­диземное, Балтийское, Каспийское, Японское и другие, процент обнаружен­ных от числа отправленных бутылок достигает 20. Здесь, как правило, бу­тылки недолго остаются незамеченны­ми. Но бывает, что они лежат на берегу годами, а иногда и десятилети­ями. Приведем один любопытный факт.В начале 1957 г. рабочий Больше-рецкого рыбокомбината М. К. Миту-нов нашел на берегу Охотского моря бутылку, в которой была хорошо сох­ранившаяся бумага с текстом на русском, английском и японском язы­ках. Текст гласил, что бутылка сброше­на с транспорта «Охотск» 10 августа 1915 г. в точке 54°43 с. ш. и 143°47 в. д. (вблизи северной оконечности о.Саха-Лин). Выяснилось, что «Охотск» входил в состав гидрографической экспедиции Восточного океана, которой руководил известный русский ученый Б. В. Давы­дов. Найденная бутылка была выбро­шена более 40 лет назад и, вероятнее всего, достигла берегов Камчатки не более чем за 2 года. Такой вывод можно сделать на основе современных данных о течениях в этом районе.Помимо научных организаций, использующих «бутылочную почту» для изучения течения океанов, в мире на­считывается немало любителей, прово­дящих свои собственные наблюдения по дрейфу бутылок. Лет 20 назад в Англии таким любителем, получившим призна­ние многих научных обществ, был до­ктор Таит из города Абердин. На про­тяжении долгих лет он отправлял из различных пунктов океанов по 3000 бутылок в год, нередко получал ответы и составлял свои карты морских  течений. Возможно, некоторым читателям использование «бутылочной почты» для нужд современной гидрографии пока­жется примитивным методом. Они мо­гут спросить, коль скоро имеются са­мые точнейшие и подробнейшие карты всех океанов и морей нашей планеты, зачем же прибегать к такому дедовско­му способу в научных исследованиях?Этот метод действительно «дедов­ский». Однако мы не вправе отвергать его. Хотя современные морские карты и атласы точны, на них показаны лишь основные, хорошо изученные течения. А что касается так называемых «ме­стных течений», особенно в отдаленных и редко посещаемых океанографами районах земного шара, то они исследо­ваны еще недостаточно полно. Более того, в мире до сих пор нет единой классификации морских течений, плохо мы знаем и бароградиентные течения, вызываемые неравномерным распреде­лением атмосферного давления, еще ма­ло сведений о компенсационных течени­ях Мирового океана. Не случайно по многим вопросам, связанным с проис­хождением некоторых течений, мнения ученых расходятся.В наше время все большее распро­странение получают плавающие буи, оборудованные автоматическими радио­передатчиками, которые через опреде­ленные промежутки времени посылают свой сигнал. По определению пеленга береговыми станциями легко следить за курсом их движения.В «почте Нептуна» и по сей день встречается еще немало парадоксов и непонятных, никем еще не объяснен­ных явлений, с которыми приходится сталкиваться океанографам. Так, после окончания второй мировой войны ан­гличане провели в Кильском заливе следующий эксперимент. Во время шторма в воду бросили дюжину буты­лок, покрытых изнутри серебряной амальгамой. За бутылками велось по­стоянное наблюдение. Через 24 часа расстояние между крайними бутылками составило 3 мили. Аналогичный экспе­римент был проведен во время шторма в Бискайе. Через несколько суток дю­жина бутылок находилась недалеко от берега в том же порядке, в котором их выбросили.Иногда происходит другое. Однажды где-то в центре Северной Атлантики за борт океанографического судна однов­ременно бросили две одинаковые бу­тылки. Их нашли через 350 дней на побережье Франции, в нескольких сан­тиметрах одна от другой.В Южной Атлантике, в 600 милях от Бразилии, находится подводный пик, известный   под   названием   Сен-Паулс Роке. Однажды с судна, которое нахо­дилось вблизи него в точке с коорди­натами 1°44'с. ш. и 27° 16' з. д., было сброшено десять бутылок со специаль­ными карточками. Через 377 дней сооб­щили, что одну бутылку прибило к вос­точному побережью Никарагуа в Цент­ральной Америке. А через 196 дней вторую из этих десяти бутылок обнару­жили на берегу Сьерра-Леоне в Западной Африке, остальные найти не удалось. Однако и две обнаруженные бутылки за­ставили океанографов вспомнить о гра­нице между Атлантическим северо­экваториальным течением, идущим к западу и потом к северо-западу, вдоль северного побережья Южной Америки в Карибское море, и так называемым Гвинейским течением, сильный поток которого устремлен в залив Бенин.В 1973 г. советский океанолог Ру­дольф Абрамов во время одного рейса на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» бросил в океан первый десяток «почтовых» бутылок. Через полгода одну из них нашли на Малых Антильских островах, на о. Св. Доминика. Ее подобрал некий Эрик Окташ и сообщил в Калининград. Вто­рую нашли на том же острове местные школьники. Их учитель Фредерико Ньютон прислал отправителю письмо. Еще два письма Р. Абрамов получил из США. К. Д. Ферлес сообщил, что на­шел бутылку на берегу Флориды.Почему брошенные в одном месте и в одно время бутылки попадали по разным адресам и блуждали разное время? Р. Абрамов считает, что в оке­ане под действием вихрей образуются кольцевые течения. Две бутылки попа­ли в одно из таких колец, две другие — во второе. Иногда «бутылочная почта» вводит океанографов в заблуждение. Подчас выброшенную на песчаный берег бутылку вновь подхватывает прилив, и начинается ее второе плавание. Вообще с плавающими по морям бутылками иной раз происходят самые невероятные про­исшествия. Как-то автору этих строк довелось познакомиться в лондонских доках с одним английским капитаном, который, как выяснилось, оказался собирателем всяческих морских реликвий и стра­стным приверженцем «бутылочной поч-ты>-. Он рассказал, что во время своих плаваний регулярно бросал в море бу­тылки, обещая во вложенных бутылках вознаграждение за их пересылку в Англию. За двадцать три года капитан получил семь своих записок (почему-то не назвал число выброшенных буты­лок). Поистине сногсшибательным из семи полученных ответов оказался сле­дующий: «Ваша записка, сэр, была извлечена из бутылки, которую мы обнаружили в брюхе акулы, убитой нами в гавани Сиднея».Попробуйте после этого нанести на карту хотя бы примерный путь «прог­лоченного почтальона»!В заключение этого раздела расска­жем об одном необычном в истории океанографии эксперименте по исследо­ванию течений методом «бутылочной почты».

В конце декабря 1957 г. жители Уайтхейвена на северо-западном побе­режье Англии явственно ощутили запах цветов. В тот зимний день цветами пахло...море. Сообщение об этом весьма обрадовало ученых-океанографов США. Оно означало благополучное окончание путешествия 9000 тонн духов «Рэнд еэтин», вылитых в конце лета в воды Атлантики у побережья Флориды. Духи имеют ярко-красный цвет, сильный стойкий запах и не растворяются в морской воде. Ученые обратились к капитанам торговых судов, курсиру­ющих через Северную Атлантику, с просьбой вести днем наблюдение за цветом воды, а ночью — за ее запахом. Необычный эксперимент подтвердил предполагаемую скорость и направле­ние одной из ветвей Гольфстрима.

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов